"Педагогическая консультация как метод взаимодействия с родителями. Рекомендации для педагогов".
Автор: Пчельникова Ольга Владимировна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МОУ СШ №2 р.п. Новоспасское Населённый пункт: р.п. Новоспасское Ульяновская область Наименование материала: статья Тема: "Педагогическая консультация как метод взаимодействия с родителями. Рекомендации для педагогов". Раздел: среднее образование
Педагогическая консультация как метод взаимодействия с родителями.
Рекомендации для педагогов.
Педагогическая консультация как индивидуальная форма работы с
родителями особенно актуальна для школы. Процесс консультирования во
многом схож с консультированием в психологической практике, но есть и у
педагогического консультирования свои специфические черты.
Консультирование в практике педагога – это процесс субъект-
субъектного взаимодействия, имеющий определенные закономерности. Его
эффективность зависит от целого ряда качеств. Одно из важных
составляющих педагогического консультирования – доверительность.
Данный процесс имеет такие функции:
-развивающая личность человека,
- социализирующая,
- просветительская,
- профилактическая,
- суггестивная,
- компенсационная.
С помощью консультации педагог и родитель, взаимодействуя и
совместно решая проблемы учащегося, могут прийти к желаемому
результату, оптимально используя временные ресурсы.
Большая часть родителей, которая не находит времени для систематического
самообразования, обычно обращаются в школу за разовыми консультациями.
Причины обращений - экстренные случаи: неуспеваемость ребёнка, плохое
поведение, конфликты с учителем. Главная цель консультации – достижение
более глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка, его
личности в целом, определение своей воспитательной стратегии в общении с
ним и способов взаимодействия с другими участниками образовательного
процесса.
Педагогическое консультирование носит сугубо индивидуальный
характер, и потребность в нем возникает тогда, когда ситуация становится
чрезвычайной, требующей срочной и немедленной помощи. Главная задача
на этом этапе – попытаться оказать семье не только информационно-
педагогическую поддержку, но и эмоциональную, эмпатийную.
Организация консультативной помощи для родителей в
образовательном учреждении имеет свою специфику. С одной стороны,
консультирование должно носить строго конфиденциальный характер, а с
другой – необходимо отслеживать характер затруднений родителей и
учеников, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность. Оптимально,
если сбором таковых данных будет заниматься штатный психолог. Задача
администрации – разработать механизм сбора подобной информации и
провести необходимый системный анализ.
Педагогические консультации можно разделить на два типа:
Первый тип консультаций - методические (все, что касается освоения
образовательной программы, индивидуального образовательного
маршрута ученика – для вновь поступивших детей и одаренных
учащихся – способов дополнительного образования);
Второй тип консультаций - психологические (все, что связано с
индивидуальными особенностями ребенка и его социализацией).
В процессе консультирования необходимо руководствоваться следующими
принципами:
- создание доверительных отношений;
- взаимоуважение;
- заинтересованность консультантов;
- компетентность;
- формирование у родителей установки на самостоятельное решение
проблемы.
Важным условием является хорошая организация консультирования,
выбор времени и места.
На первом этапе консультации происходит
определение целей
консультирования, психологический контакт.
Целесообразно обсудить с
клиентом, как он представляет себе результат консультирования. Это имеет
принципиальное значение, так как цели консультирования у консультанта и
клиента могут быть различными. После определения целей заключается
контракт на консультирование, то есть стороны договариваются о правах и
обязанностях, которые берут на себя. Далее происходит
выработка
альтернативных решений. Открыто обсуждаются возможные альтернативы
решения проблемы. Именно на этом этапе консультант сталкивается с
основными трудностями. Консультант помогает обозначить членам семьи все
возможные варианты решения проблемы и отобрать те из них, которые
наиболее приемлемы с точки зрения существующей степени готовности
семьи к изменениям. И последний этап педагогической консультации -
обобщение. На этом этапе подводятся итоги работы, обобщаются
достигнутые во время консультации результаты. При необходимости
осуществляется возврат на предыдущие стадии.
По видам педагогические консультации разделяют на индивидуальные и
групповые (тематические). Индивидуальная консультация нужна,
когда
педагог набирает класс. Для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей,
боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные
консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации,
необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут
планированию воспитательной работы с детьми. Индивидуальная
консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать
созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Педагог должен
дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы его
познакомить в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для
своей профессиональной работы с ребенком (особенности здоровья ребенка,
увлечения и интересы, предпочтения в общении в семье, поведенческие
реакции, особенности характера, мотивации учения, моральные ценности
семьи. Групповые (тематические) консультации целесообразны, когда в
классе есть дети и семьи, которые переживают одну и ту же проблему,
испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда
эти проблемы носят конфиденциальный характер, и тогда их можно решать
лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание
проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение. Какие могут
быть темы для таких консультаций? К примеру, следующие:
1.Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
2.Плохая память ребенка. Как ее развить?
3.Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в
воспитании.
4.Наказания детей. Какими им быть?
5.Тревожность детей. К чему она может привести?
6.Застенчивый ребенок. Проблема и пути ее преодоления.
7.Грубость и непонимание в семье.
8.Талантливый ребенок в семье.
9.Друзья детей – друзья дома или враги?
Таким образом, организация консультаций для родителей учеников в школе –
одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день
направлений сотрудничества школы и семьи. Данное направление
необходимо развивать для гармоничного взаимодействия семьи и школы, а
также для развития личности ребенка и обеспечения образовательного и
воспитательного процессов.
Литература:
1.
Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных
заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.
М:Школьная пресса, 2002.-512с.
2.
Работа с родителями: пособие для учителей начальных классов
общеобразовательных учреждений / М. П. Осипова, Г. А. Бутрим, И.А.
Мельничук и др.; под общ. ред.
М. П. Осиповой, Г. А. Бутрима. –
Минск: Экоперспектива, 2003. – 480 с.
3.
Белая, М. В. Семья, школа, социум: навстречу друг другу / М. В.
Белая // Народная асвета. – 2006. - № 4. – С.79-84.
4.
Шамова, Т. И. Воспитательная система школы: сущность, содержание,
управление / Т. И. Шамова, Г. Н. Шибанова. – М.: Центр гуманитарной
литературы «РОН», 2005. – 200 с.