"Патриотическое воспитание в работе учителя истории"
Автор: Венцова Лидия Алексеевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ Верхнебыковская ООШ Населённый пункт: хутор Быковский Наименование материала: Методическая разработка (из опыта работы) Тема: "Патриотическое воспитание в работе учителя истории" Раздел: среднее образование
Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории
(материал для методического семинара)
Учитель истории – Венцова Л.А.
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности,
патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая
идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее
нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на
героев Родины. Участник отечественной войны 1812 года Я.П. Кульнев писал : “ Герой, служащий
Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве.”
Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых
ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам
пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви
к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является
важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это
достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких,
эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к
мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В тоже время, знания о Родине
должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу,
озабоченность тем, что у нас не все еще таково, каким должно быть.
История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина.
Мне кажется, что это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные
ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном
обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества,
забыли его историю, не понимают, что “ без прошлого нет настоящего, не может быть будущего,
что без любви к Отечеству нет и не может быть любви к Человечеству.”
Со страниц журналов, газет, с экранов телевидения, по - существу, исчезла тема Родины,
замалчивается или очерняется ее прошлое, искажаются многие факты. Нам все чаще пытаются
внушить такие мысли, как, например, идеи о том, что главный вклад в победу над фашизмом
внесли США, и именно им мы обязаны тем, что смогли освободить свою Родину и водрузить
знамя Победы над рейхстагом. Страна забыла своих героев, забыла тех, кому она обязана своим
существованием, своей независимостью.
В немалой степени вина за это лежит и на современных программах, которые очень мало часов
отводят таким темам, как “ Отечественная война 1812 г.”, “ Великая Отечественная война” и т.д. А
ведь именно уроки этих тем дают самый благодатный материал для патриотического воспитания,
для привития чувства любви к Родине, ее героическому прошлому.
Учебники истории, особенно для старших классов, написаны труднодоступным, сухим языком,
плохо иллюстрированы. Они практически не содержат яркого фактического материала, в
некоторых из них встречаются грубые фактические и даже орфографические ошибки. Ряд
параграфов содержит огромный по объему и необходимости усвоения материал / в учебниках “
Истории средних веков ” Агибалова, например предназначенных для шестиклассников, объем
параграфа составляет до 10 страниц ! /. В методической литературе также трудно найти что-либо,
посвященное вопросам воспитания патриотизма, как-то не принято у нас говорить и писать о
любви к Родине ! Поэтому я в своей работе стараюсь как можно больше внимания уделять этому
вопросу. При этом я всегда помню слова Сухомлинского, который писал : “…сила и эффективность
патриотического воспитания определяется тем как глубоко идея Родины овладевает личностью,
насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота ”. Наиболее благодатный
материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки, посвященные Великой
Отечественной войне. С первых уроков темы, на которую я выделяю максимум возможных часов,
создаю определенный эмоциональный настрой, используя фоно-хрестоматию, иллюстративный
материал. Урок начинается с записи песни “ Священная война ”, на фоне которой звучат стихи :
Казалось, было холодно цветам.
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
И сразу звучит голос Левитана о нападении фашистских захватчиков на СССР и приказ о
мобилизации. Затем объявляю тему : “ Начало Великой Отечественной войны ” и рассказываю о
переходе немецко - фашистской армии границ Советского Союза. Характеризуются силы сторон,
приводятся примеры героизма советских людей, проявившиеся уже в первые часы войны. На
уроке звучат сообщения учащихся о героической обороне Брестской крепости, о подвиге
Гасстело. При этом используются иллюстрации об обороне крепости, картина “ Защита Брестской
крепости ”, плакат “ Родина- мать зовет ”. В качестве основной идеи урока используются слова Ил.
Эринбурга : “ Настал час простых чувств и простых слов. Гитлер бросил в бой все свои силы… Враг
силен… Сейчас решается судьба всей нашей страны, каждого из наших детей … Если фашисты
победят, не быть России. Они не могут победить… Мы выстоим : мы крепче сердцем… Мы знаем,
за что стоим : за Россию, за Родину.”
И на заключительном уроке темы – конференции : “ Источники и значение победы Советского
Союза в Великой Отечественной войне ”- уделяю внимание прежде всего героизму советских
людей, полководческому искусству военачальников. В выступлениях ребят звучат примеры
мужества людей, их беспримерного подвига во имя Родины, используются записи мелодии “ Нам
нужна одна победа ” и “ Реквиема ”, на фоне которого читаются строки из одноименного
произведения Р. Рождественского :
Люди ! Покуда сердца стучатся,
Помните !
Какою ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли,
Помните!
К мерцающим звездам ведя корабли
О погибших,
Помните!
Встречайте трепетную весну,
Люди Земли!
Убейте войну, прокляните войну,
Люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда
Заклинаю :
Помните!
На уроке “ Выступление декабристов ” красной нитью проходит материал о судьбах декабристов,
их духовном и человеческом облике. Ребята выступают с сообщениями о Трубецком, Волконском,
Никите Муравьеве, Оболенском и др.. Используются отрывки из поэмы Некрасова “ Русские
женщины ”, “ Послание в Сибирь ” Пушкина. Но особое внимание я уделяю подвигу жен
декабристов, их удивительному мужеству. Показываю портреты жен декабристов, рассказываю об
их удивительной судьбе, достойной восхищения.
Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по темам “ Отечественная война
1812 года ” и “ Освободительная борьба против польских и шведских интервентов ”. Воспитанию
любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Минина, Пожарского,
Ивана Сусанина. Яркий рассказ учителя о событиях, сообщения учащихся о судьбах их участников.
Эмоциональный настрой уроков также создают иллюстрации, использование стихов, отрывки из
музыкальных произведений.
В своей работе по патриотическому воспитанию я использую и тот огромный потенциал, который
несет в себе краеведение : знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к
ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Чтобы
школьники смогли внутренне воспринять идею патриотизма, сумели испытать радость познания
нового о своей семье, о своей малой Родине, испытать радость передачи добытых самостоятельно
знаний своим сверстникам и старшим товарищам, надо постоянно включать этот материал в свою
работу, растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей,
горожан, на событиях из истории своего хутора. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их
судьбе строится на конкретной исторической почве. (на уроках географии в 8 классе)
Знаменитое Куликово поле – слава Русской Земли ! (история 6 класса) Это южные рубежи Руси,
там, где в реку Дон впадает речка Непрядва, где над обширной равниной возвышается Красный
холм, увенчанный высоким чугунным столбом с затейливой славянской надписью : “ Победителю
татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство !
Сверкают сабли булатные
Около голов богатырских,
Катятся шеломы злачены
Добрым коням под копыта,
Валятся головы многих богатырей
С добрых коней на сырую землю.
Урок воспитывает у школьников гордость за наших предков, сумевших победить сильного и
жестокого врага, вызывает сочувствие к павшим, понимание того, что ценой своей жизни русские
люди спасли свою Родину от гибели :
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья
А вот классный час: “ Моя семья в годы Великой Отечественной войны.” К нему учащиеся
готовились заранее, разыскивая материал о своих родственниках – участниках войны или
трудового фронта.
Начинлся он с грамзаписи песни “ Журавли ”, на фоне которой звучит четверостишие :
Нет в России ни дома, ни хаты,
Где б не глянул на нас со стены
Молодыми глазами солдата
Окрыляющий подвиг войны.
Затем учитель говорит, что война затронула каждую советскую семью, в том числе и вашу, пришла
в каждый дом. После этого объявляю тему классного часа, записанную на доске. В качестве
наглядности использую ксерокопию документов и наград, фотографии и медали родственников
ребят, участвовавших в войне. Заранее ознакомившись с материалом, я стараюсь расположить
сообщения ребят в хронологическом порядке и на классном часе кратко представляю каждое
сообщение.
Обращаюсь и к “ Книге Памяти ”, к тому, посвященному нашему Верхнедонскому району,
знакомлю с ним учащихся, рассказывая, как им пользоваться. Заканчивается урок мелодией из
кинофильма “ Офицеры ” и строчками из “ Реквиема ”:
Помните, через века, через года,
Помните!
Песню свою отправляя в полет,
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда,
Пожалуйста,
Помните!
Не плачьте, в горле сдержите стоны-
горькие стоны !
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны !
Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство
гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют
гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма. Тему краеведения продолжаю и во
внеклассной работе.
Внеклассная работа несет на себе также большую воспитательную нагрузку.
1.Встречи с ветеранами ВО войны-Скороходовым М.Г., Зотовым Н.А., Пименовым А.И.
2. Тимуровская работа.
3. Смотры строя и песни.
4. Торжественные линейки: «Пионеры-герои», «Герои- комсомольцы»
5.День юного героя –антифашиста
6.Сбор материала о земляках- участниках ВО войны
7.Экскурсии в г.Ростов, г.Краснодон , ст. Вешенскую.
1.Встреча «Дети войны» с Даниловым М.А. и Чеботаревой М.С.
2. Встреча с Коршуновым В.В.
3.Встреча с Ветераном ВО войны Шевцовым П.А.
4.Встреча «Где родился, там и пригодился» с Зотовым Г.Н. и Коршуновым В.В.
5.Встреча с Гребенниковым Г.П.(председателем колхоза)
6.Встреча с Гребенниковым А.И.(история моей малой родины)
7.Операция «Родник» (В ясный полдень)
8.Лит-муз. Композиция «Свет родных берез»
9.Стенд «Меч войны»
10.Альбом «Наши хуторяне в годы ВО войны» и презентация
11. Уроки Мужества (обязательно с минутой молчания)
12.Дни воинской славы.(в-инт)
13.Уборка братских могил на территории Быковского и Морозовского кладбищ.
Таким образом , я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему
родному краю, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего общества не
может быть будущего.
Все проходит. Остается Родина-
То, что не изменит никогда.
С ней живут, любя, страдая, радуясь.
Падая и поднимаясь ввысь…
И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.