"КЕМ БЫТЬ? Психологический барьер перед выбором профессии выпускников".
Автор: Баштовенко Светлана Николаевна Должность: педаго-психолог Учебное заведение: МОУ "СОШ№ 23" Населённый пункт: Саратов Наименование материала: статья Тема: "КЕМ БЫТЬ? Психологический барьер перед выбором профессии выпускников". Раздел: среднее образование
Психологический барьер перед выбором профессии выпускников.
На пороге выхода из школы снова счастливые выпускники, за плечами
которых 11 лет школьной жизни.
Казалось бы, все позади: стресс сдачи ЕГЭ, подготовка, нескончаемые
пробные тесты и т.д.
Но важный шаг все-таки впереди, выбор правильной профессии. Вопрос
выбора профессии является очень актуальным для всего общества. Решение
этого вопроса во многом определяется степенью информированности о
выбираемой профессии, как у ученика, так и у родителей.
Ошибка при выборе профессии недопустима, т.к. ее последствия будут
сказываться всю жизнь.
Каждый ученик проходит несколько этапов выбора:
• То, что советуют, а в большинстве и навязывают родители;
• Учителя, которые обучали тебя и знают твои возможности и способности;
• Выбор за компанию (друг идет, и я пойду);
• Желание быть на кого-нибудь похожим;
• Выбор по стопам родителей;
• Та профессия, которая престижна, высокооплачиваема;
Что надо учитывать при выборе профессии:
1.Принять решение выбирать профессию.
2.Кто бы мог помочь разобраться в компетентных вопросах.
3.Собрать всю информацию об актуальности той или иной профессии.
4.Поиск вариантов решений и выбор правильного решения в достижении
поставленной цели.
Правильный выбор профессии - сложный и длительный процесс,
охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как
правило, определяется степенью согласованности психологических
возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной
деятельности, а также сформированностью у личности способности
адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи
с устройством своей профессиональной карьеры.
Профессиональное самоопределение - длительный и многоступенчатый
процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее
профессиональных планах. Это один из главных компонентов социализации
личности.
Поэтому на уровне школы работа по изучению и формированию
мотивационных факторов личности учащегося должна быть системной, то
есть в ней должны участвовать и администрация школ, и педагоги, и
школьные психологи, и социальные педагоги, и, обязательно, сами учащиеся.
Кроме того, в профориентационной работе активно должны участвовать и
родители школьников. Проблема выбора профессионального и жизненного
пути встаёт перед человеком в том возрасте, когда он до конца не осознаёт
всех отдалённых последовательных жизненных выборов, связанных с
работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным
благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный
жизненный путь человека. Первое, очень важное и самостоятельное решение
приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с
годами, а скорее, на представления о своём будущем общества, в котором им
предстоит жить. В связи с этим при профессиональном выборе у подростков
зачастую возникают отрицательные эмоциональные состояния, в частности
состояния брошенности, растерянности, принуждения, обусловливающие
стремление уйти от решения проблемы профессионального выбора,
откладывая его на неопределённое время или перекладывая ответственность
на других: родителей, друзей, знакомых.
Педагог-психолог Светлана Николаевна Баштовенко