"Организационно-педагогические особенности формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер в СПО".
Автор: Сычева Светлана Вахитовна Должность: преподаватель профессиональной дисциплины Учебное заведение: ГАОУ СПО РТ "Нижнекамский медицинский колледж" Населённый пункт: город Нижнекамск,Республика Татарстан Наименование материала: статья Тема: "Организационно-педагогические особенности формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер в СПО". Раздел: среднее профессиональное
Организационно-педагогические особенности формирования
профессиональной компетентности будущих медицинских сестер в СПО.
Одной из стратегических задач, стоящих перед здравоохранением,
является обеспечение качества сестринской помощи. Её решение
неразрывно связано с профессиональной подготовкой
квалифицированных специалистов сестринских служб и реализацией
всех потенциальных возможностей и способностей личности
медицинской сестры.
Концепция развития здравоохранения и Доктрина среднего
медицинского образования Российской Федерации определяют
основную задачу профессионального образования - подготовку
высококвалифицированного, компетентного специалиста сестринского
дела, владеющего смежными медицинскими специальностями, готового
к профессиональному росту, способного к самообразованию и
самосовершенствованию.
В настоящее время коренным образом изменился подход к
подготовке медицинских сестер, который требует создания,
организационно-педагогических условий, позволяющих формировать
глубокие теоретические знания, профессионально важные качества,
готовность к приобретению многофункциональных умений,
обеспечивающих их профессиональную мобильность, овладение
новыми технологиями сестринского дела.
Формирования профессиональной компетентности будущих
медицинских сестер обусловлена необходимостью:
-
поднятия престижа работников среднего медицинского звена
в обществе;
-
обеспечения качества подготовки специалиста со средним
медицинским образованием, конкурентоспособного на рынке.
- использования компетентностного и личностао-
ориентированного подходов к организации целостного
образовательного процесса подготовки специалистов на основе
Доктрины среднего медицинского образования;
Проведенный анализ теории и практики показывает, что
организационно-педагогические условия формирования
профессиональной компетентности связаны с преодолением ряда
противоречий, а именно между:
-
возрастающей потребностью медицинской сестры в
непрерывном образовании и неготовностью системы медицинского
образования к его осуществлению;
-
повышенными требованиями общества к качеству
подготовки работников среднего медицинского звена и недостаточной
разработанностью теоретических основ организационно-
педагогических условий формирования профессиональной
компетентности;
-
готовностью выпускника среднего специального учебного
заведения к самостоятельной профессиональной деятельности и
современными требованиями, которые предъявляет реальная
медицинская практика.
Процесс формирования профессиональной компетентности будущих
медицинских сестер будет более эффективным если:
•
созданы организационно-педагогические условия,
обеспечивающие интегрированное преподавание
общепрофессиональных и специальных медицинских дисциплин с
учетом становления и развития у студентов личностных качеств,
осознанного ответственного отношения к выбранной специальности;
•
разработана функциональная модель формирования
профессиональной компетентности будущих медицинских сестер;
в обеспечена практико-ориентированная направленность учебно-
воспитательного процесса с использованием комплекса активных форм и
методов профессиональной подготовки;
в сформированы необходимые профессионально-практические умения и
навыки по специальности с овладением коммуникативных
способностей, с развитием клинического мышления, с привитием
умений работать в условиях трудового коллектива.
Повышенные требования общества к качеству подготовки средних
медицинских работников и недостаточная разработанность
теоретических основ организационно-педагогических условий к
формированию профессиональной компетентности будущих
медицинских сестер создали противоречия, которые способствовали
выявлению уровня сформированности профессиональной
компетентности, разработке функциональной модели формирования
профессиональной компетентности, определению содержания и методов
формирования профессиональной компетентности. Пути формирования
профессиональной компетентности будущих медицинских сестер
являются эффективными и способствуют профессиональному
становлению специалистов в их дальнейшей практической деятельности.
Установлено, что психолого-педагогическое обеспечение формирования
профессиональной компетентности специалистов является важным
средством обучения, воспитания, развития медицинских сестер в
условиях коренных преобразований здравоохранения.