Автор: Гурьева Елена Николаевна Должность: преподаватель Учебное заведение: Валдайский филиал ОГБПОУ "Новгородский агротехнический техникум" Населённый пункт: Новгородская область город Валдай Наименование материала: статья Тема: "Игра-стимул обучения" Раздел: среднее профессиональное
НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Валдайский филиал областного государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения
«Новгородский агротехнический техникум»
Игра-стимул обучения.
Автор: Гурьева Елена Николаевна
преподаватель специальных дисциплин
Валдайского филиала ОГБ ПОУ
«Новгородский агротехнический техникум»
г. Валдай, 2016г.
Использование игр и включение игровых моментов в занятия – известный стимул
обучения. Игра – это деятельность с воображаемыми объектами. Часто обучающиеся не
имеют возможности заниматься желаемыми делами из-за недостатка опыта, знаний, сил и
средств. А вот играть они могут, поскольку для такой замещающей деятельности нужно
воображение, которое у детей развито хорошо. Играть любят не только маленькие дети, но и
подростки, правда, игры у них несколько другие. В подростковом возрасте наблюдается
обостренная потребность в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости,
бурное развитие воображения, фантазии. Включение в урок продуманных с точки зрения
интересов обучения игр желательно по разным причинам. Игра увлекательна. Она снимает
накопившуюся умственную усталость, повышает оптимистичный настрой обучающихся,
сплачивает группу, позволяет установить дружеские отношения обучающихся с
преподавателем. Но самое главное, она сближает изучаемые на уроке вопросы с внутренним
миром подростка и явно стимулирует учебную деятельность.
Как повысить, развить интерес учащихся к изучению биологии? Этот вопрос волнует
многих преподавателей, в том числе и меня. Я четко понимаю, что знания, умения, навыки
учащихся по биологии
должны отвечать требованиям современного общества. Для меня
важно, чтобы информация, полученная на уроке, заинтересовала учащихся, потому что тогда
у них возникнет желание изучать биологию и вне урока, узнавая все больше и больше. Я
считаю, что разнообразный и интересный урок помогает обогатить знания обучающихся,
проявить их инициативу и самостоятельность, способствует развитию индивидуальных
качеств, раскрытию талантов. Проведение различных игровых моментов
на уроке
(практические работы, уроки-игры, экскурсии, конференции, дискуссии, семинары, лекции,
зачеты), способствуют формированию творческой, самостоятельной личности. Кроме того
учащиеся приобретают широкие возможности для формирования практических навыков
работы с различными источниками знаний: книгой,
Интернетом, которые помогут им в
дальнейшем.
В игре человек испытывает радость побед и восторг открытий, в игре он мечтает и
фантазирует, стремится «взять» высоту и помериться силой и умом с противником. В руках
педагога игра становится элементом воспитания, приобщения учащихся к жизни природы,
развития их интеллектуальных и эмоциональных качеств. Для внесения элемента игры
достаточно включить в урок отдельные детали воображаемых ситуаций или деятельности: те
или иные элементы одежды, проведение учебной дискуссии в виде заседания ученого совета
или защиты диссертации.
Игры требуют разной степени самостоятельности - от игр «с самим собой», до
состязательных. Роль педагога на таких уроках складывается из следующих операций:
-обозначение времени;
-определение места (расстановка парт, формирование групп);
-подбор средств (таблицы, видео, гербарии, демонстрационные материалы);
-ролевое распределение;
-внесение элементов новизны;
-эмоциональное подкрепление («снятие страха», поощрение);
-общее руководство.
Студентам нравится не только играть, но и быть авторами заданий. Чтобы сделать это,
надо глубоко изучить тему. Достоинством является то, что в ходе игры понятия
рассматриваются с многих сторон, в полноте их свойств.
В играх применяются как верные, так и неправильные утверждения, что стимулирует
развитие логического мышления. Проявляется самостоятельность в принятии решений,
представляется возможность отстоять свою точку зрения, почувствовать уверенность в своих
знаниях, побороть страх перед аудиторией. В результате этого раскрывается творческий
потенциал учащихся.
Наиболее часто в обучении биологии использую так называемые ролевые и деловые игры,
направленные на эффективное совмещение теоретических знаний с их практическим
применением. В этих играх создается напряженная, конфликтная обстановка, заставляющая
участников принимать определенные решения, в условиях недостатка времени, неполноты
информации, противодействия других участников игры.
Итак, обучающая игра не только полезна, но и необходима!
Во-первых, для активизации и формирования коммуникативных отношений, особенно в
начале учебного года в установлении отношений «педагог - дети» и отношений между
детьми.
Во-вторых, для преодоления порога познания, когда встречаются трудные темы, для их
лучшего усвоения используются обучающие игры, которые позволяют уйти от старых
стереотипов и искать новые способы решения задач. Характеризуя учебные игры,
необходимо отметить следующие особенности:
-педагог действует совместно с детьми в роли одной из играющих сторон;
-педагог находится в роли наблюдателя или болельщика;
-педагог участвует в игре в роли ведущего, эксперта, консультанта.
Игра в учебно-воспитательном процессе одновременно является и формой, и методом
обучения – вполне самостоятельной категорией.
В процессе игры, заложены огромные
возможности. Для педагога игра – это труд, требующий настоящих умений, настоящих
человеческих качеств, а не воображаемых. Учащиеся преодолевают в игре иногда серьезные
трудности, тренируют свои силы, ловкость, развивают способности и ум. Игра закрепляет
полезные умения и навыки.
Игру чаще всего определяют как деятельность, выполняемую не для получения какого-
либо результата, а ради самой деятельности, ради забавы. Именно такой смысл содержится в
определении игры в словарях: В словаре Даля такое определение: «Игра – забава,
установленная по правилам; играть – шутить, тешиться, веселиться, забавляться».
Для педагога игра выступает в совершенно ином качестве, чем это представляется в
распространенных словарях. Это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве
инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную игровую
деятельность, направляя ее на развитие положительных качеств личности. Таким образом,
игра направлена на развитие обще учебных умений и навыков, психического развития и
самореализации состояния. Игра способствует созданию хорошего психологического
климата в коллективе, преодолению личностных комплексов: нерешительности,
застенчивости. Не менее важным фактом является и то, что игра – это упражнение по
формированию самостоятельности, инициативности, она создает равные условия в
деятельности, речевом партнерстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником.
Времена меняются, но игры и принципы их проведения остаются. Существуют
определенные требования к организации дидактических игр.
1. Игра - форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается
простор для личной активности и творчества.
2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от
игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры
4. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
5. Игра должна быть доступной, цель игры - достижимой, оформление - красочным,
разнообразным.
6. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам,
программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
7. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом
подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
8. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его
применения.
Исходя, из требований можно сформулировать основные цели, которые преследует игра:
-вызвать интерес к теме;
-спровоцировать потребность работы с учебной литературой;
-направить мыслительные процессы на самостоятельное познание сути вопроса.
Изучение биологии в игровой форме выигрышно вдвойне, потому что большинство детей
от рождения интересуются травками и жучками, а играть вообще любят все. Так при помощи
игры формируется общая биологическая картина мира, иначе говоря, в содержание
включаются и теоретические и эмпирические знания. Игровые методы многообразны,
вариативны: материал может раскрываться как от общего к частному, так и от частного к
общему.
Игровые формы динамичны, гибки. Из урока в урок формы могут оставаться, меняется
лишь содержание. Даже в этом случае урок приобретает новый характер. Подача материала
происходит ненавязчиво, в доброй эмоциональной среде. На таких уроках можно убедить
учащихся, что недостаток биологических знаний нередко становится причиной различных
бедствий. Большим интересом у обучающихся пользуются различные игры: турниры,
встречи в клубе веселых и находчивых, клубе знатоков «Что? Где? Когда?», «Счастливый
случай», «Умники и умницы».
Часто на своих уроках я применяю игры упражнения. Они занимают обычно 10-15 минут
и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются
хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления
учебного материала, применение его в новых ситуациях. К играм-упражнениям относятся:
разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки,
объяснение пословиц и поговорок о растениях и животных. Побуждение учащихся к этим
играм, основанное на стремлении проявить догадку, смекалку в умственной деятельности,
можно и должно использовать в развитии познавательной активности учащихся. Работа с
загадками помогает развивать у учащихся наблюдательность, находчивость, развивают
логическое мышление. Для того чтобы отгадать загадки, учащиеся должны хорошо знать
материал основной и дополнительной литературы. Применяю загадки также при изучении
нового материала. Польза и целесообразность сочетания обучения с игрой, задачей-
головоломкой и умной шуткой несомненны. Как говорил А.С. Макаренко: «В каждой
хорошей игре, есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли».
Заключение.
Выучить необходимый материал ученика можно, либо заставив, либо заинтересовав его.
Игра предполагает участие всех учащихся в той мере, на какую они способны. Учебный
материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это
непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий,
практический характер.
Игра – это способ научиться тому, чему их никто не может научить, это способ
исследования пространства и времени, вещей и так далее. Включаясь в процесс игры,
учащиеся учатся в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, и в то же время,
исследуют, экспериментируют. Игра – это произвольная, внутренне мотивированная
деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как наиболее полно
выразит и исследовать, свое собственное Я.
Подросток непрерывно открывает себя, заново
пересматривает свой образ Я, свои возможности, изменения в своих отношениях с миром.
Если традиционный образовательный процесс связан с передачей - получением
информации обработкой репродуктивных навыков и познавательным творчеством, то в игре
участник сам ставит себе цель, ищет способы её достижения, отбирает материал, при этом он
ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы.
Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно должна быть
построена на интересе, удовольствии. В то же время игра исполняет определенную цель
обучения и совершенствует знания и умения. В играх обязателен элемент соревнования
между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению
самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к
активизации учащихся. В таких играх завоевание победы – очень сильный мотив,
побуждающий учащегося к деятельности. Но педагогу следует помнить, что игру нельзя
превращать в забаву: нужно большее число баллов ставить за правильный ответ, а не только
за веселый, остроумный, зачастую неверный ответ. Нужно показать учащимся, что для того
чтобы успешно выступить в конкурсе, необходимо знать предмет.
Решая ситуационные задачи, учащиеся углубляют знания, учатся применять знания на
практике. При этом они понимают, что эти знания носят не только теоретический, но и
практический характер. Игровые технологии обучения позволяют включать ребят в процесс
добывания знаний. Необычность ситуации порождает интерес, а понимание личной
значимости изучаемого материала определяет мотивацию обучения.
Список литературы.
1.Безух К.Е. Оригинальные способы активизации знаний учащихся на уроках биологии.//
Первое сентября. Биология. 2005. №18,21,24.
2.Малыгина А.С. Игровые формы уроков биологии: метод. пособие / А.С. Малыгина. –
Саратов: Аквариус, 1998. 24 с.
3.Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии.- М.:МПУ,
Рос.пед. агенство,1996.
4.Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1994.
240 с.
5.Штремплер Г.И. Дидактические игры при обучении химии / Г.И. Штремплер, Г.А.
Пичугина. – М.: Дрофа, 2003. 96 с.
6.Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. 2 изд. – М.: ВЛАДОС, 1999.