Автор: Скворцова Ольга Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ гимназия №5 Населённый пункт: город Рязань, Рязанская область Наименование материала: Урок математики в 4 классе Тема: "Сложение и вычитание смешанных чисел" Раздел: начальное образование
Учитель Скворцова О.В.
Урок математики в 4 классе
Тема «Сложение и вычитание смешанных чисел»
Цели урока(педагогические):
1.
Организовать учебную деятельность детей, направленную на
построение ими алгоритма сложения и вычитания смешанных чисел.
2.
Организовать работу по освоению и применению данного алгоритма
при выполнении практических упражнений.
3.
Продолжить работу по развитию вычислительных навыков.
4.
Закреплять умение самостоятельно анализировать и решать задачи
разного вида.
5.
Развивать речь, логическое мышление, познавательные интересы,
навыки самоконтроля и самоанализа.
Цель урока (ученическая):
Научиться складывать и вычитать смешанные числа.
Задачи урока (ученические):
1.
Распространить изученные свойства сложения и вычитания
натуральных чисел на дробные числа.
2.
Вывести алгоритм действий при сложении и вычитании смешанных
чисел.
3.
Освоить алгоритм действий.
Оборудование.
- Презентация «Сложение и вычитание смешанных чисел» (компьютер,
экран, проектор).
- Модели смешанных чисел.
- Демонстрационные модели для решения задач.
- Карточки с заданиями для учащихся (для самостоятельной и групповой
работы).
- Учебники, тетради.
План урока.
1.
Актуализация знаний:
а) устный счет;
б) решение задачи;
в) действия с дробями.
2.
«Открытие» нового знания:
а) пробное действие, выявление затруднения;
б) поиск способа решения;
в) построение алгоритма.
4. Применение открытого способа.
5. Самостоятельная работа.
6. Рефлексия (анализ собственных действий).
1
Ход урока.
I. Организационный момент.
Познакомить учащихся с целью, задачами, планом урока.
II. Актуализация знаний.
1. Устный счет.
Работа по карточкам. (желтые)
5 + 4 + 1 = 10 9 – 5 + 20 = 24
8 8 8 8 24 24 24 24
15 + 45 + 12 = 72 3 + 1 – 2 = 2
36 36 36 36 6 6 6 6
36 – 12 – 20 = 4 29 – 16 – 12 = 1
48 48 48 48 15 15 15 15
Какие дроби называются правильными? Неправильными?
Что такое смешанное число?
Как неправильную дробь превратить в смешанное число?
Какие из получившихся дробей правильные, а какие неправильные?
Правильные дроби подчеркните одной чертой, а неправильные – двумя.
Найдите ответы в ряду дробных чисел и выпишите соответствующие
буквы. Полученное слово запишите на карточке.
12 , 10 , 61 , 14 , 72 , 5 , 4 , 24 , 81 , 2 , 19 , 1 , 7 .
32 8 24 15 36 8 48 24 90 6 24 15 9
Г Д О К Р И У Ж Я Б Ц А Е
(ДРУЖБА)
2. Решите задачу. (зеленые карточки)
На строительстве дома Дружбы Чебурашка положил в 2 раза меньше
кирпичей, чем девочка Галя, а Галя – в 4 раза меньше, чем крокодил Гена.
Сколько кирпичей положил Чебурашка, если Гена положил 4800
кирпичей? (4800 : 4 : 2 = 600)
3. Покажите, что и вы умеете дружить. Заполните таблицу, работайте в парах.
Парная работа.
+
8
24
14
24
5
24
22
24
11
24
17
24
2
- Какие из получившихся дробей отличаются от остальных?
25 31
(Это дроби 24 и 24, они неправильные).
II. «Открытие» нового знания.
1.- Преобразуйте данные дроби.
25 1 31 7
24 =
1
24
;
24 =
1
24
Пробное действие.
- Вычислите сумму и разность данных чисел.
- Умеете ли вы выполнять действия со смешанными числами?
(Нет, пока еще не умеем)
Какая же тема нашего урока? (Сложение и вычитание смешанных чисел).
Какая же цель нашего урока?
(Научиться складывать и вычитать
смешанные числа). Слайд.
Какие задачи мы поставим в связи с этим перед собой?
1.
Распространить изученные свойства сложения и вычитания
натуральных чисел на дробные числа.
2.
Вывести алгоритм действий при сложении и вычитании смешанных
чисел.
3.
Освоить алгоритм действий. Слайд.
2. Затруднение, Проблемная ситуация.
- А нужно ли вам этому научиться?
(Нужно, чтобы суметь выполнить задание).
- Как же надо действовать? Как эту проблемную ситуацию перевести в
задачную, то есть в такую ситуацию, для которой мы сможем найти решение?
(Надо попробовать решить, используя имеющиеся у нас знания).
- Раньше вы выполняли действия или только с целыми натуральными
числами, или только с дробными.
-Что может помочь выполнить задание?
(Модели фигур).
3. Поиск способа решения. Действия с моделями фигур.
+
1 3 4
2
4 +
1
4 =
3
4 =
4
Следовательно, чтобы сложить смешанные числа, надо сложить
отдельно целые части и дробные части.
Можно ли использовать этот прием при вычитании? Давайте
попробуем.
3
3 1 2
5
4 -
3
4 =
2
4
Как же вычесть смешанные числа? ( Чтобы вычесть смешанные числа,
надо вычесть отдельно целые и дробные части. Чтобы не ошибаться,
построим алгоритм действий. )
4. Построение алгоритма. Слайд.
- Какой первый шаг надо сделать, чтобы сложить смешанные числа?
(Надо сначала сложить целые числа).
- Какой второй шаг?
(Надо сложить дробные числа, если они есть у каждого из чисел)
- Какой третий шаг?
(Записать их рядом).
Как вычитать смешанные числа?
(Точно так же: первый шаг – вычитаем целые части, потом дробные, потом
записываем их рядом).
5.Давайте вернемся к нашему заданию и выполним его: найдем сумму и
разность смешанных чисел.
1 7 8
1
24 +
1
24 =
2
24
7 1 6
1
24 -
1
24 =
24
III. Первичное закрепление.
1. Практическое применение открытого способа.
Работа по учебнику. Выполнение задания № 1 на странице 32. ( Один
ученик на доске – с помощью моделей, остальные в тетрадях).
2. Самостоятельная работа.
Учебник, задание № 2 на странице 33. Решите примеры и расшифруйте
названия обитателей морей и рек. Каких еще морских и речных обитателей ы
знаете?
Проверка по слайду. Дружить могут не только люди. Например,
дельфины не бросают своих товарищей, если они попадают в беду:
подхватывают с двух сторон и помогают плыть.
3. Групповая работа.
А теперь приготовьте задание для другой группы:
зашифруйте название какого-нибудь морского или речного жителя и
составьте примеры на разные случаи сложения и вычитания смешанных
чисел. (Варианты названий: акула, моллюск, макрель, окунь, медуза, улитка,
форель).
Физкультминутка.
4
Если я называю правильные дроби, вы хлопаете, если неправильные, вы
качаете головой из стороны в сторону, если смешанные числа, вы делаете
наклоны.
2 3 7
5 8 6
3 50 15
5; 10; 2;
1
9; 3; 9;
5
4; 43;
61
40.
IV. Повторение пройденного материала.
1. Решение уравнений.
Учебник, стр. 33, задание № 3.
Два ученика у доски, остальные в тетрадях.
Самопроверка по слайду
4 4
x =
5
7 y = 13
2. Решение задачи. (Текст на слайде)
9 3
За три дня дельфин проплыл
31
10 км. В первый день он проплыл
7
10 км.
4
Во второй день – на
3
10 км больше. Сколько километров проплыл дельфин
в третий день?
Самопроверка по слайду.
3 4 7
1)
7
10 +
3
10 =
10
10 (км) – во второй день.
3 7 10
2)
7
10 +
10
10 =
17
10 =
18
(км) – за два дня.
9 9
3)
31
10 -
18
=
13
10 (км) – в третий день.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Давайте вспомним цель, которую мы ставили перед собой сегодня на уроке.
Вернемся к нашему плану урока. Посмотрим, все ли пункты плана мы
выполнили.
Какие выводы сделали? Чему научились?
Какое задание было самым трудным? Самым легким? Самым интересным?
5
Карточка № 1
5 4 1 9 5 20
1) 8 + 8 + 8 = 4) 24 - 24 + 24 =
15 45 12 3 1 2
2
)
36 + 36 + 36 = 5) 6 + 6 - 6 =
36 12 20 29 16 12
3) 48 - 48 - 48 = 6) 15 - 15 - 15 =
Найдите ответы в ряду дробных чисел и выпишите соответствующие буквы.
Полученное слово запишите на карточке.
12 , 10 , 61 , 14 , 72 , 5 , 4 , 24 , 81 , 2 , 1 , 7 .
32 8 24 15 36 8 48 24 90 6 15 9
Г Д О К Р И У Ж Я Б А Е
СЛОВО _____________________
Карточка № 1
5 4 1 9 5 20
1) 8 + 8 + 8 = 4) 24 - 24 + 24 =
15 45 12 3 1 2
2
)
36 + 36 + 36 = 5) 6 + 6 - 6 =
36 12 20 29 16 12
3) 48 - 48 - 48 = 6) 15 - 15 - 15 =
Найдите ответы в ряду дробных чисел и выпишите соответствующие буквы.
Полученное слово запишите на карточке.
13 , 10 , 61 , 14 , 72 , 5 , 4 , 24 , 81 , 2 , 1 , 7 .
32 8 24 15 36 8 48 24 90 6 15 9
Г Д О К Р И У Ж Я Б А Е
6
СЛОВО _____________________
Карточка № 2
Решите задачу
На строительстве дома Дружбы Чебурашка положил в 2 раза меньше
кирпичей, чем девочка Галя, а Галя – в 4 раза меньше, чем крокодил Гена.
Сколько кирпичей положил Чебурашка, если Гена положил 4800 кирпичей?
Решение: ________________________________________
Ответ: ___________________________________________
Карточка № 2
Решите задачу
На строительстве дома Дружбы Чебурашка положил в 2 раза меньше
кирпичей, чем девочка Галя, а Галя – в 4 раза меньше, чем крокодил Гена.
Сколько кирпичей положил Чебурашка, если Гена положил 4800 кирпичей?
Решение: ________________________________________
Ответ: ___________________________________________
Карточка № 2
Решите задачу
На строительстве дома Дружбы Чебурашка положил в 2 раза меньше
кирпичей, чем девочка Галя, а Галя – в 4 раза меньше, чем крокодил Гена.
Сколько кирпичей положил Чебурашка, если Гена положил 4800 кирпичей?
Решение: ________________________________________
Ответ: ___________________________________________
Карточка № 2
Решите задачу
7
На строительстве дома Дружбы Чебурашка положил в 2 раза меньше
кирпичей, чем девочка Галя, а Галя – в 4 раза меньше, чем крокодил Гена.
Сколько кирпичей положил Чебурашка, если Гена положил 4800 кирпичей?
Решение: ________________________________________
Ответ: ___________________________________________
Карточка № 3
Заполните таблицу. Работайте в парах. Помогайте друг другу.
+
8
24
14
24
5
24
22
24
11
24
17
24
Найдите дроби, которые отличаются от остальных. Запишите их в
своей тетради.
Карточка № 3
Заполните таблицу. Работайте в парах. Помогайте друг другу.
+
8
24
14
24
5
24
22
11
8
24
24
17
24
Найдите дроби, которые отличаются от остальных. Запишите их в
своей тетради.
Карточка № 4
Решите задачу в тетради.
9 3
За три дня дельфин проплыл
31
10 км. В первый день он проплыл
7
10 км.
4
Во второй день – на
3
10 км больше. Сколько километров проплыл дельфин
в третий день?
Карточка № 4
Решите задачу в тетради.
9 3
За три дня дельфин проплыл
31
10 км. В первый день он проплыл
7
10 км.
4
Во второй день – на
3
10 км больше. Сколько километров проплыл дельфин
в третий день?
Карточка № 4
Решите задачу в тетради.
9 3
За три дня дельфин проплыл
31
10 км. В первый день он проплыл
7
10 км.
4
Во второй день – на
3
10 км больше. Сколько километров проплыл дельфин
в третий день?
9
Карточка № 4
Решите задачу в тетради.
9 3
За три дня дельфин проплыл
31
10 км. В первый день он проплыл
7
10 км.
4
Во второй день – на
3
10 км больше. Сколько километров проплыл дельфин
в третий день?
10