Урок математики в 4 классе по теме "Дроби вокруг нас. Смешанные числа." (Программа "Перспектива")
Автор: Соколова Ольга Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ №2 Населённый пункт: город Калининград Наименование материала: урок Тема: Урок математики в 4 классе по теме "Дроби вокруг нас. Смешанные числа." (Программа "Перспектива") Раздел: начальное образование
Цель: изучить понятия «дробь» как в окружающей нас жизни, так и в
математике;
сформировать понятие смешанного числа, способность к его преобразованию
в неправильную дробь;
тренировать вычислительные навыки, анализ и решение текстовых задач.
Задачи:
1.
узнать, где человек встречается с понятием «дробь» в жизни;
2.
узнать историю возникновения дробей в математике;
3.
выяснить необходимость использования математических дробей как в
профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни;
4.
познакомить с понятием смешанного числа.
5.
научиться его преобразовывать в неправильную дробь и обратно.
Ход урока:
I . Орг. момент.
Дроби всякие нужны
Дроби разные важны.
Дробь учи
тогда сверкнет тебе удача.
Если будешь дроби знать
Точно смысл их понимать
Станет легкой даже
трудная задача.
II . Проект"Дроби вокруг нас"
Основополагающий вопрос : Может ли существовать человек без дробей?
Проблемные вопросы:
- Как возникли дроби?
- Зачем нужны математические дроби?
- Какая еще бывает дробь?
Определяются тема для исследования, класс разбивается на 3 группы,
каждая из которых будет исследовать свою тему.
II. Исследования учащихся.
Работа по группам. Проведение исследований. Сбор информации, а именно:
1. самостоятельный поиск информации в Интернете;
2. оформление работ;
3. подготовка к защите.
III. Защита проекта.
I Группа исследует вопрос: Где человек встречается с понятием
«дробь» в жизни?
II Группа исследует вопрос: Как возникли дроби в математике?
III Группа исследует вопрос: Где используются дроби в
профессиональной деятельности и в повседневной жизни?
Презентация результатов проекта .
Вывод: Понятие «дробь» как в окружающей нас жизни, так и в математике
встречается намного чаще, чем мы думали. После проведенной нами
исследовательской работы мы можем уверенно сказать: человек без дробей не
может существовать! Всё то, что нас окружает, тесно связано с этим
понятием.
IV. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Какая часть фигуры закрашена?
Найди дробь, которая соответствует белому цвету.
Какая дробь лишняя?
Какая дробь называется неправильной?
Какая дробь лишняя?
Какая дробь называется правильной?
Прочитайте числа.
- Почему не у всех получилось?
Затруднение!
V. Выявление места и причины затруднения
.
Постановка учебной задачи.
VI. "Открытие " нового знания.
-
Что вы можете сказать об этих числах?
(Это дроби и смешанные числа)
- Что такое смешанные числа?
( Это числа, состоящие из целой и дробной частей)
Работа с учебником
стр. 22 - №1
а) Запиши дроби около делений шкалы .
--
б) Сколько целых единиц .
в) Представь неправильные дроби в виде суммы целого числа единиц
и правильной дроби.
Вывод:
VII. Первичное закрепление.
Представь число в виде суммы его целой и дробной части.
Запиши сумму в виде смешанного числа и определи, между какими
натуральными числами оно заключено.
Запиши несколько смешанных чисел, удовлетворяющих неравенству:
2 < x < 3______________________
5 ≤ y < 6_______________________
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. ( слайд № 26)
Запиши около выделенных точек числового луча:
а) смешанные числа :
Работа в парах.
Пользуясь рисунком, запиши неправильную дробь в виде смешанного числа:
Раздели фигуры на части и допиши неправильные дроби:
IX. Включение в систему знаний и повторение.
Решение задачи.
Тарас и Юра — одноклассники. На каникулах они вместе отдыхали в
пансионате и придумывали интересные задачи. Вот какие задачи на части они
придумали:
а) В лягушачьем детском саду 36 лягушат.
всех лягушат загорают на
пляже.
Сколько лягушат загорает на пляже? Сколько лягушат не пошли загорать?
б) Ежик нашел в лесу 6 подосиновиков. Это составило
всех
грибов, которые нашел ежик. Сколько всего грибов он нашел?
Сколько было не подосиновиков?
X . Рефлексия учебной деятельности на уроке.
_Достигли вы той цели, которую ставили?
- Оцените свою работу на уроке. ( Лесенка успеха).
- Следует ли еще тренироваться в записи смешанного числа в виде
неправильной дроби?
XI . Домашнее задание:
Учащиеся, отметившие себя на верхней ступеньке, выполняют на с. 24 №9
(в), №10, №15; на первой, второй – с. 24 №11.