"Формирование речевых навыков как средство социализации детей с ОВЗ"
Автор: Бадмаева Пагмажап Лубсановна Должность: учитель русского языка и чтения Учебное заведение: ГКОУ "Иройская СКОШИ 8 вида" Населённый пункт: село Усть Урма Селенгинского района Республики Бурятия Наименование материала: статья Тема: "Формирование речевых навыков как средство социализации детей с ОВЗ" Раздел: среднее профессиональное
Бадмаева Пагмажап Лубсановна
учитель русского языка и чтения
ГКОУ «Иройская СКОШИ VIII вида
РБ, Селенгинский район, у. Усть-Урма
Формирование речевых навыков на уроках чтения
как средство социализации детей с ОВЗ
В процессе социализации детей с ОВЗ важная роль принадлежит коммуникативно-речевому
общению, которое помогает вхождению воспитанников в мир социальных отношений, готовит их
к активной общественно полезной жизни.
Речевое развитие детей с нарушениями интеллекта характеризуется нарушением всех
компонентов языковой базы, что создает значительные трудности для полноценного общения
воспитанников и говорит о недостаточном уровне социальной зрелости. Чаще всего уровень
психического недоразвития ребенка отражается на развитии речи. Особо острой эта проблема
встречается в школе 8 вида для учащихся с интеллектуальными нарушениями. 90% детей,
обучающихся в Иройской специальной (коррекционной) школе 8 вида, имеют речевые нарушения.
Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий,
позволяющих оптимизировать коррекционную работу которые бы отвечали требованиям ФГОС и
учитывали особенности психического развития современного школьника в целом и детей с ОВЗ в
частности.
Таким образом, причиной поиска новых методов и форм работы стал очевидный недостаток
эффективных педагогических инструментов в современной системе образования и в
коррекционной педагогике в частности. Ведь дети с речевыми нарушениями разной тяжести
должны не только научиться чисто и грамотно говорить, но и использовать речь, как средство
общения. Правильная, логично выстроенная и содержательная речь - обязательное условие и
фундамент дальнейшей социализации детей.
Основная задача школы для детей с ОВЗ – подготовка учащихся к активной
самостоятельной жизни. Решение данной задачи невозможно без вооружения детей навыками
свободного речевого общения, умения связно, последовательно и логично излагать свои мысли.
Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность
осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают: навыки
оформления языковых явлений (внешнее оформление – произношение, членение фраз,
интонирование; внутреннее – выбор падежа, рода, числа).
Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые
языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование
языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения и носят творческий,
продуктивный характер. Следовательно, развивать языковую способность ребенка – значит
развивать у него коммуникативно-речевые умения и навыки.
Чтение, являясь в период обучения в коррекционной школе одним их главных средств
открытия мира, связано с развитием лингвистического мышления, которое предполагает не только
уяснение значения слов, частей слова, но и сообщение в целом смысла высказывания, мотивов,
отношений автора к событиям. Важной составляющей обучения навыку выразительности чтения
является работа над правильной интонацией, которая начинается с выработки умения подражать
интонации учителя. Моделирование на уроках различных игровых и учебных ситуаций диктует
необходимость использования и интригующего, и заговорщического, и доверительного, и
делового, и шутливого и многих других разновидностей тона голоса учителя.
Наиболее сложным
видом работы на уроках чтения является использование элементов драматизации. Хотя именно
этот вид работы является наиболее интересным и плодотворным для учащихся.
Драматизация и ее элементы способствует развитию речи учащихся, являясь одним из
способов воспитания ребёнка. Она влияет на речь детей в силу двух причин: использования в
качестве основы для инсценирования лучших образцов детской литературы и создания на уроке
естественной ситуации речевого общения.
Термин «драматизация» (производное от греч. «drama» – действие, точнее, переживание в
действии). Драматизировать – значит придавать какому-либо произведению драматическую форму.
Поэтому драматизм — это эстетическая категория, характеризующаяся действием, отражающим
противоречия и конфликты человеческой жизни. Термин «драматизация» используется в двух
основных понятийных значениях: художественном (форма драматического перенесения на сцену
событий и явлений, межличностных отношений людей в разрезе определенной жизненной
ситуации) и педагогическом (способ организации взаимодействия педагога и учащегося в
ситуациях педагогической коммуникации).В современном образовании, делающем ставку на
активизацию и интенсификацию учебного процесса, драматизация используется в качестве
самостоятельной технологии для освоения темы, понятия или раздела учебного процесса (В. А.
Караковский), как элемент более широкой технологии, в качестве средства воспитания (С. Р.
Фейгинов), как технология внеклассной работы (В. Г. Ширяева).
Драматизация - это комплексный подход, который активизирует лексику и
коммуникативные навыки ребенка, исключает механическое воспроизведение материала и
подразумевает креативное усвоение речи на основе художественных литературных произведений.
Цель исследования: изучение особенностей формирования речевых навыков как средство
социализации детей с ОВЗ.
Объект исследования: процесс формирования речевых навыков на уроках чтения
Предмет изучения: формирование речевых навыков через драматизацию на уроках чтения
как средство социализации детей с ОВЗ
Задачи :
- выявить уровень сформированности речевых навыков у детей с ОВЗ;
- определить роль драматизации в формировании речевых навыков как средство
социализации детей с ОВЗ;
- разработать комплекс упражнений по драматизации на уроках чтения для формирования
речевых навыков.
Гипотеза:
Использование драматизации на уроках чтения для формирования речевых навыков
позволит выпускникам школы уверенно начать самостоятельную жизнь после окончания
обучения, успешно адаптироваться в социуме.
Этапы реализации научно-исследовательской работы:
1 этап. Подготовительный (январь-апрель 2016 года)
Изучение литературы по данной проблеме.
Выбор метода исследования. Разработка методики введения работы.
Подбор материалов по введению элементов драматизации на уроках чтения в 5 классе.
2 этап. Основной (сентябрь-декабрь 2016 года)
Введение в учебный процесс на уроках чтения элементов драматизации:
подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на
использование не только интонационной, но и пластической выразительности (мимики,
жестов движений);
постановка индивидуальных (участвует один человек) и групповых (участвует несколько
человек) «живых картин»;
чтение по ролям;
драматизация развёрнутой формы (инсценирование)
3 этап. Заключительный (январь-февраль 2017 года)
Подведение итогов и оформление результатов.
Ожидаемые результаты:
- развитие у учащихся интереса к чтению;
- повышение учебной мотивации;
- формирование речевых навыков;
- успешная социализация детей с ОВЗ.