"Особенности визуализации как способа формирования активного восприятия у студентов на уроке истории"
Автор: Волков Андрей Анатольевич Должность: преподаватель общественно-гуманистарных дисциплин Учебное заведение: КГПБОУ "Камчатский педагогический колледж" Населённый пункт: г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край Наименование материала: статья Тема: "Особенности визуализации как способа формирования активного восприятия у студентов на уроке истории" Раздел: среднее профессиональное
Глава 2. Визуализация как способ формирования активного восприятия
§ 1. Особенности визуализации как способа формирования активного
восприятия у подростков на уроке истории России в 8 классе
Психологи считают, что 80% современных школьников визуалы и
только 20% аудиалы и кинестетики. Наверное, это закономерно, учитывая
приоритетность клиповой культуры в век глобальной компьютеризации,
поэтому школе важно своевременно корректировать преподавание сообразно
запросам общества.
1
В виду данного факта возрастает особая роль
визуализации в формировании активного восприятия учебной информации.
Современной методической науки можно найти массу определений
понятия визуальный метод или визуализация. В ходе анализа методической и
философской литературы было выбрано определение Вербицкого А. А.
2
Процесс визуализации – это свертывание мыслительных
содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть
развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических
действий.
Данное определение позволяет развести понятия «визуальный»,
«визуальные средства» от понятий «наглядный», «наглядные средства». В
педагогическом значении понятия «наглядный» всегда основано на
демонстрации конкретных предметов, процессов, явлений, представление
готового образа, заданного извне, а не рождаемого и выносимого из
внутреннего плана деятельности человека. Процесс разворачивания
мыслеобраза и «вынесение» его из внутреннего плана во внешний план
представляет собой проекцию психического образа. Проекция встроена в
1
Заиченко А. И. Визуализация информации как средство формирования компетенций учащихся. Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс] URL:
festival.1septemberarticles/622463/
2
Вербицкий Андрей Алексеевич - российский психолог, специалист в области психолого-педагогических
проблем высшего и непрерывного образования, автор теории контекстного обучения. С 1991 года доктор
психологических наук, профессор с 1993года, член-корреспондент РАО с 1992 году.
процессы взаимодействия субъекта и объектов материального мира, она
опирается на механизмы мышления, охватывает различные уровни
отражения и отображения, проявляется в различных формах учебной
деятельности.
Если целенаправленно рассматривать продуктивную
познавательную деятельность как процесс взаимодействия внешнего и
внутреннего планов, как вынесение будущих продуктов деятельности из
внутреннего плана во внешний, как корректировку и реализацию во внешнем
плане замыслов, то визуализация выступает в качестве главного механизма,
обеспечивающего диалог внешнего и внутреннего планов деятельности.
Следовательно, в зависимости от свойств дидактических визуальных средств
зависит уровень активизации мыслительной и познавательной деятельности
обучающихся.
На практике используются более сотни методов визуального
структурирования – от традиционных диаграмм и графов до
«стратегических» карт, лучевых схем-пауков и каузальных цепей. Такое
многообразие обусловлено существенными различиями в природе,
особенностях и свойствах знаний различных предметных областей.
Наибольшей информационной емкостью, универсальностью и
интегративностью обладают структурно-логические схемы.
Такой способ систематизации и визуального отображения учебной
информации основывается на выявлении существенных связей между
элементами знания и аналитико-синтетической деятельности при переводе
вербальной информации в невербальную, синтезирование целостной системы
элементов знаний. Освоение перечисленных видов по конкретизации
смыслов, разворачиванию логической цепочки размышлений, описанию
образов и их признаков мыслительной деятельности, а также операций с
помощью вербальных средств обмена информацией формирует
продуктивные способы мышления, столь необходимый для полноценного
восприятия информации. Согласно достижениям нейропсихологии «обучение
эффективно тогда, когда потенциал мозга человека развивается через
преодоление интеллектуальных трудностей в условиях поиска смысла через
установление закономерностей».
3
Исходя из всего выше сказанного, очевидно, что визуализация
оказывает влияние на формирование не только активного восприятия, но и на
развитие познавательных процессов в целом.
Зрительное восприятие можно воспринимать не как простое
отображение зрительного образа на сетчатку глаза, а как различные
комбинации паттернов.
4
Мозг способен реагировать на эти паттерны в соответствии с каким-
то порядком. Он как бы берет готовые зрительные прототипы и сравнивает
увиденное с ними. Получение синергетического визуального образа есть
результат «дорисовывания» образа до возможного для восприятия состояния.
5
Именно поэтому в практической работе с 8 Д классом в план-
конспекте одного из проведенных уроков содержится паттерн в виде готовой,
но не заполненной схемы. Это гарантирует некую визуальную модель, но при
этом оставляет место для внутреннего шаблона учащегося.
Данный урок был разработан для формирования активного
восприятия у подростков на уроке истории России в 8 классе.
3
Кычкин А. В. Технология визуализации информации. Учебное пособие. Пермь: ПНИПУ, 2014
[Электронный ресурс] URL: konspekta/lek-2443.html
4
Паттерн –
(
модель, образец для подражания, шаблон, стиль, узор, выкройка) — устойчивое, контекстно-
обусловленное повторение человеком собственного поведения или мышления для достижения определенных
результатов. [Электронный ресурс]: URL:
psychologosarticles/view/pattern
5
Шаров Ф. И. Визуализация медиапространства средствами коммуникации. [Электронный ресурс]: URL:
sharkov_felix@mail
Особый интерес вызвал урок по теме «Крымская войны 1853 – 1856
гг. Оборона Севастополя».
6
Данный урок, как и любое занятие по теме войны
насыщено фактическим материалом, который нуждается в систематизации и
как следствие в оптиматизации. Текст § 14, изучаемого материала чрезмерно
перегружен фактическим материалом, что создает определенные сложности,
связанные с его восприятием у учеников.
В рамках проведения данного урока ученикам был предложен
раздаточный материал, в котором имеется структурно-логическая схема.
7
Структурно-логические схемы создают особую наглядность,
располагая элементы содержания в нелинейном виде и выделяя логические и
преемственные связи между ними. Такая наглядность опирается на структуру
и ассоциативные связи, характерные для долговременной памяти человека. В
некотором роде структурно-логические схемы выступают в роли
промежуточного звена между внешним линейным содержанием (текст
учебника) и внутренним нелинейным содержанием (в сознании). В качестве
одного из достоинств структурно-логических схем А.В. Петров выделяет то,
что «она выполняет функцию объединения понятий в определенные
системы».
8
Сами по себе понятия ничего не могут сказать о содержании
предмета обучения, но будучи связанными определенной системой, они
раскрывают структуру предмета, его задачи и пути развития. Понимание и
осмысление новой ситуации возникает тогда, когда мозг находит опору в
прежних знаниях и представлениях.
Отсюда вытекает важность постоянной актуализации прежнего
опыта для овладения новыми знаниями. Процесс изучения нового материала
можно представить как восприятие и обработку новой информации путем ее
6
См. приложение 4
7
См. приложение 5.
8
Петров, А.В. Развивающее обучение. Основные вопросы теории и практики вузовского обучения физике:
монография / А.В. Петров. - Челябинск: Издательство ЧГПУ «Факел», 1997.
соотнесения с понятиями и способами действий, известными обучающемуся,
посредством использования освоенных им интеллектуальных операций.
Поступающая в мозг по различным каналам информация
концептуализируется и структурируется, образуя в сознании концептуальные
сети. Новая информация встраивается в существующие когнитивные схемы,
преобразует их и формирует новые когнитивные схемы и интеллектуальные
операции. При этом устанавливаются связи между известными понятиями и
способами действий и новыми знаниями, возникает структура нового
знания.
9
Работая над созданием структурно-логической схемы, ученики не
просто заполняют предложенный им в раздаточном материале схему, а
создают новую, опираясь на предложенную схему как возможный вариант.
Это связано с тем, что форма визуальной проекции определяется
самостоятельно, так как является индивидуальным внутренним планом.
10
Предполагается, что в ходе реализации данного урока у учеников
будет создана когнитивная схема по изучению войн, что активизирует
процесс восприятия не только на данном уроке, но и в будущем при изучении
войн.
§ 2. Диагностика активного восприятия у подростков
В ходе анализа психологической литературы была выбрана методика
«Компасы» для диагностирования восприятия пространственных признаков.
11
Инструкция:
9
Лозинская А. М. Фреймовый способ структурирования содержания модульной программы обучения
физике / А. М. Лозинская // Известия Уральского государственного университета. - 2009. - № 3(67). - С. 176-
184.
10
Манько, Н.Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной деятельности //
Известия алтайского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - № 2. - 2009. - С. 22-
28.
11
Восприятие пространственных признаков. Методика «компаса».
URL: do.gendocsdocs/index-
95698.html?page=6
«Вам знакомо расположение сторон света на компасе: север – сверху, юг –
внизу, восток – справа, запад – слева. (Показать на демонстрационном
плакате.) На ваших картах схематические изображения компасов со
стрелками, на них указано только одно направление. Вам надлежит мысленно
представить остальные стороны света с учетом, что компасы эти перевернуты
или наклонены. (Показать несколько вариантов отыскания направления
стрелки на плакате.) Ваша задача определить, куда показывают стрелки на
каждом компасе, и найти те из них, которые соответствуют направлению,
обозначенному в начале строки. (Показать.) Эти компасы подчеркнуть. Время
на работу 10 мин».
Обработка результатов:
Результаты обследования обрабатываются по ключу. Определяются
следующие показатели:
общее число просмотренных компасов — производительность (Р);
время выполнения задания (Т);
число ошибок (число неправильно отмеченных компасов) (п);
относительная частота неправильных ответов (п/Р);
скорость работы (комп./мин)
После проведения данной диагностики были получены следующие
результаты.
12
12
См. приложение 2.
Р