Автор: Ладыгина Светлана Владимировна Должность: учитель истории Учебное заведение: МБОУ школа № 7 Населённый пункт: г. Кулебаки Наименование материала: конспект урока Тема: "Внутренняя политика России 1725-1762 гг." Раздел: среднее образование
Тема урока: «Внутренняя политика России в 1725-1762 гг. ».
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: устный журнал.
Цель урока : Охарактеризовать внутреннюю политику преемников Петра I.
Сравнить характер правления Петра I и его преемников.
Задачи урока :
Образовательная: Охарактеризовать основные перемены в государственном управлении, в положении
дворянства, рассказать об основных направлениях внутренней политики государства в период
правления пяти монархов.
Развивающая: Создать условия для познавательной деятельности учащихся на основе решения
проблемы, научить школьников делать выводы.
Воспитательная: Создать условия для воспитания в школьниках чувства гордости за
культуру русского народа.
Основные понятия:
Верховный тайный совет. Кабинет министров. Тайная розыскных дел канцелярия. Расширение
дворянских привилегий. Учреждение Государственного заёмного банка. Купеческий банк.
Таможенный устав. Манифест «О даровании вольности и свободы российскому дворянству».
Конференция при высочайшем дворе.
Использованные литература и материалы (в том числе мультимедиа): презентация, , учебник.
Оборудование: мультимедиа, карточки с датами, карта «Российская империя в
XVIII веке», выставка
книг, учебник, рабочие листы, презентация.
Методы и формы обучения:
по источникам знаний: словесный, наглядный;
по типу познавательной деятельности: частично-поисковый;
по логике передачи: индуктивный (от частного к общему – итоговая таблица);
бинарное сочетание со стороны учителя: объяснительно-побуждающий, со стороны учащихся:
частично-поисковый (учитель – ученик – учитель).
В диалоге принимают участие: Президент Исторического общества, корреспонденты журналов: а
также обозреватели по, экономическим, политическим, социальным вопросам.
Проблемный вопрос: Как повлияла эпоха дворцовых переворотов на внутреннюю политику страны?
Эпиграфы: «Знать и познавать историю своей страны нужно каждому самому простому человеку».
Н. М. Карамзин.
Здесь коротко и строго
Царило много лиц;
Царей не слишком много,
А более цариц.
А. К.Толстой
Ход урока:
I.
Организационный момент .
II.
Работа с эпиграфом.
- Ребята, какой исторический период идет речь в стихотворении?
- Раскройте понятие «дворцовый переворот».
(Дворцовый переворот – это смена власти в результате борьбы группировок внутри господствующего
класса при опоре на гвардию. За 1725 – 1762 гг. в России сменилось шесть правителей).
Задание: Расположите в хронологической последовательности правителей России, которые пришли к
власти в результате дворцовых переворотов:
Почему в
XVIII
веке увеличилось число претендентов на российский престол?
(Потому что Петр I
издал указ о престолонаследии, который давал императору право назначать себе преемника по своему
усмотрению, но сам Петр I этого сделать не успел, так как скоропостижно умер. Теперь все его
родственники могли претендовать на высшую власть в России.
Сегодня мы продолжаем изучать данный период в истории нашего государства. Форма проведения
нашего сегодняшнего урока - устный журнал. У нас присутствуют обозреватели журналов «Политика
и мы», «Проблемы экономики», «Сельская жизнь», «Казачья вольница», «Вопросы истории». А вот
тему вы определить должны сами, решив кроссворд, в который я включила термины, знание которых
необходимо для сегодняшнего урока.
Время на кроссворд всего 5 минут.
Проверка кроссворда.
- Какие слова получились под цифрами 9. Поставить оценки.
- Итак, тему конференции определили: Внутренняя политика России в период дворцовых переворотов.
Запишем тему урока.
- А что значит «внутренняя политика»? (на доске записываю предложения учащихся).
Вывод: значит, сегодня мы будем обсуждать следующие проблемы:
Политика – управление государством,
Социальная сфера – положение людей разных сословий,
Экономика- состояние сельского хозяйства и промышленности.
Духовная сфера – вопрос об образовании.
И все эти вопросы мы будем рассматривать в сравнении с итогами правления Петра I.
Основополагающий вопрос: Как повлияла эпоха дворцовых переворотов на внутреннюю политику
страны?
В.О.Ключевский писал: «Россия отдыхает после Петра» - Так ли это в действительности?
На сегодняшнем уроке вы, ребята, должны не просто слушать, но и заполнить таблицу
Поможет нам ответить на этот вопрос таблица, которую вы должны заполнять в течение всего урока.
- Какие органы власти помогали Петру I управлять страной?
В эпоху дворцовых переворотов главной проблемой России в области внутренней политики была
неспособность или нежелание монархов править самостоятельно. Поэтому в России создавались
органы власти, которые их заменяли.
Выступление группы «политики».
1-я группа – перемены в системе центрального управления.
2-я группа – изменение в системе городского управления.
Давайте еще раз назовем органы управления государством.
Верховный тайный совет (Екатерина 1) – Кабинет министров
- Канцелярия тайных розыскных дел
(Анна Иоанновна) – Правительствующий Сенат – коллегии – Конференция при высочайшем
дворе (Елизавета Петровна)
Как вы думаете, почему появлялись одни органы власти и распускались другие, а третьи однажды
распущенные, возникали вновь? (Это связано с тем, что монархи сменяли друг друга в результате
дворцовых переворотов и старались освободиться от влияния лиц, игравших большую роль при
предыдущем монархе.)
- В истории есть такие понятия: реформы и контрреформы.
Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни
(порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.
Что и делал ПетрI для процветания государства Российского
Контрреформы - резко противоположные предшествовавшему или современному общественному
строю мероприятия.
Можно ли утверждать, что изменения в области центральных и местных органов власти это и есть
контрреформы?
Ребята назовите самое привилегированное сословие?
Каково было положение дворян во времена ПетраI?
Давайте посмотрим, что изменилось в отношении дворян.
Выступление группы социологов.
- Почему дворянство становится самым привилегированным сословием?
(их отблагодарили за поддержку своей кандидатуры на престол - кроме денежных пожалований, было
роздано немало земель и крепостных крестьян)
- Какое сословие оказалось самым незащищенным?
Словарик урока :
Откуп – передача государством частным лицам за определенную плату права сбора налогов или
продажи каких-либо товаров.
Подряд – договор, по которому одна сторона (подрядчик) берется на определенных условиях
выполнить работу другой стороны (заказчика).
Недоимки – налоговые задолженности.
- Докажите, что политика властей в отношении крестьянства ещё более ужесточилась.
Выступление группы социологов.
К чему приводили жесткие меры в отношении крестьян? (Разорение, недоимки, бегство на Дон, даже
бунт).
- Зачем крестьяне бежали на юг – на Волгу и Дон?
- Так чем же было недовольно казачество? Слушаем внимательно и делаете вывод сами.
Выступление группы
- Итак, чем же было недовольно казачество? (ущемление прав и приравнивание положение к
положению крепостных).
Если вспомнить итоги экономического развития правления Петра
I, то мы отметим, что….экономика
сделала скачок в своем развитии, выросло число мануфактур, Россия вышла на 3 место в Европе по
выплавке металла и стала продавать его за границу.
Что же ожидало экономику в эпоху дворцовых переворотов? Об этом расскажет обозреватель
экономических проблем …
- Мы наблюдаем картину: мануфактуры могли бы строиться, если бы были свободные рабочие руки.
- Обратимся к таблице. Дайте оценку всем записанным в таблицу реформам, мероприятиям,
проводимых правителями дворцовых переворотов. Поставьте напротив каждого тезиса «+» или «-».
Подведем итог. Как повлияла эпоха дворцовых переворотов на внутреннюю политику страны?
Согласны ли вы с мнением В.О.Ключевского «Россия отдыхает после Петра»
Так ли это в действительности?
Почему дворцовые перевороты не происходили до 1725 и после 1801 года?