"Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся"
Автор: Кузичкина Наталия Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Жердевская СОШ" Тамбовской области Населённый пункт: город Жердевка, Тамбовская область Наименование материала: статья Тема: "Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся" Раздел: начальное образование
Веб-квест как способ активизации учебной деятельности
учащихся
Сейчас в учебных заведениях большинство учащихся свободно
пользуются современными информационными технологиями, это упрощает
для них процесс поиска информации, обработки ее и предоставления в
различных презентативных формах. Поэтому использование в проектной
деятельности учеников компьютера как инструмента творческой
деятельности способствует достижению нескольких целей:
повышение мотивации к самообучению;
формирование новых компетенций;
реализация креативного потенциала;
повышение личностной самооценки;
развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств
(например, поэтические, музыкальные, художественные способности).
В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка
специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие
проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа учащихся в
таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит
учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт
принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом
развивается ряд компетенций:
использование ИТ для решения профессиональных задач (в т.ч. для
поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде
компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.);
самообучение и самоорганизация;
работа в команде (планирование, распределение функций,
взаимопомощь, взаимоконтроль);
умение находить несколько способов решений проблемной ситуации,
определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и
защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).
Итак, что же такое веб-квест?
«Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают
учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие
веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные
предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают
отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление
знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной
работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на
длительный срок - может быть, на семестр или учебный год). Особенностью
образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для
самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на
различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом
является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов
(локально или в Интернет)» (Быховский Я.С. «Образовательные веб-
квесты»).
Разработчиками веб-квеста как учебного задания является Берни Додж,
профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Им
определены следующие виды заданий для веб-квестов.
Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления
материалов из разных источников в новом формате: создание презентации,
плаката, рассказа.
Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на
основе заданных условий.
Самопознание – любые аспекты исследования личности.
Компиляция – трансформация формата информации, полученной из
разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной
выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
Творческое задание – творческая работа в определенном жанре -
создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе
противоречивых фактов.
Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
Оценка – обоснование определенной точки зрения.
Журналистское расследование – объективное изложение информации
(разделение мнений и фактов).
Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально
настроенных лиц.
Научные исследования – изучение различных явлений, открытий,
фактов на основе уникальных он-лайн источников.
Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам
Ясное вступление , где четко описаны главные роли участников или сценарий
квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
Центральное задание , которое понятно, интересно и выполнимо. Четко
определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана
серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема,
которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена,
и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и
представление результатов, исходя из собранной информации).
Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках,
видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет,
адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот
список должен быть аннотированным.
Описание процедуры работы , которую необходимо выполнить каждому
участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
Описание критериев и параметров оценки веб-квеста
. Критерии оценки
зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
Руководство к действиям
(как организовать и представить собранную
информацию), которое может быть представлено в виде направляющих
вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с
определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по
использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-
страниц и др.).
Заключение , где суммируется опыт, который будет получен участниками при
выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно
включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность
учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.
Этапы работы над квестом
Начальный этап (командный)
Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме,
материалами аналогичных проектов.
Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль.
Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с
компьютерными программами.
Ролевой этап
Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники
одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания.
Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-
квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с
компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит
итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами
для достижения общей цели — создания сайта.
Задачи:
1) поиск информации по конкретной теме;
2) разработка структуры сайта;
3) создание материалов для сайта;
4) доработка материалов для сайта.
Заключительный этап
Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою
ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.
По результатам исследования проблемы формулируются выводы и
предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются
понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение
к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность
информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы,
индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов
принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения
или интерактивного голосования.
Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить
мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.
Критерии оценки работ учащихся
Отлично
Хорошо
Удовлетворительн
о
Понимание
задания
Работа
демонстрирует
точное понимание
задания
Включаются как
материалы,
имеющие
непосредственное
отношение к теме,
так и материалы, не
имеющие
отношения к ней;
используется
ограниченное
количество
источников.
Включены
материалы, не
имеющие
непосредственного
отношения к теме;
используется один
источник, собранная
информация не
анализируется и не
оценивается.
Выполнени
е задания
Оцениваются
работы разных
периодов; выводы
аргументированы;
все материалы
имеют
непосредственное
отношение к теме;
источники
цитируются
правильно;
используется
информация из
Не вся информация
взята из
достоверных
источников; часть
информации
неточна или не
имеет прямого
отношения к теме.
Случайная подборка
материалов;
информация
неточна или не
имеет отношения к
теме; неполные
ответы на вопросы;
не делаются
попытки оценить
или
проанализировать
информацию.
достоверных
источников.
Результат
работы
Четкое и логичное
представление
информации; вся
информации имеет
непосредственное
отношение к теме,
точна, хорошо
структурирована и
отредактирована.
Демонстрируется
критический
анализ и оценка
материала,
определенность
позиции.
Точность и
структурированност
ь информации;
привлекательное
оформление работы.
Недостаточно
выражена
собственная
позиция и оценка
информации. Работа
похожа на другие
ученические работы.
Материал логически
не выстроен и подан
внешне
непривлекательно;
не дается четкого
ответа на
поставленные
вопросы.
Творческий
подход
Представлены
различные подходы
к решению
проблемы. Работа
отличается яркой
индивидуальность
ю и выражает
точку зрения
микрогруппы.
Демонстрируется
одна точка зрения на
проблему;
проводятся
сравнения, но не
делаются выводов.
Студент просто
копирует
информацию из
предложенных
источников; нет
критического
взгляда на
проблему; работа
мало связана с
темой веб-квеста.
Опыт показывает, что самыми суровыми судьями работ являются сами
учащиеся. Здесь важно в заключительном этапе, когда производится
публичное представление выполненных работ, организовать конструктивное
обсуждение. Открытое оценивание собственной работы и работы коллег
позволяет учиться быть корректными в высказывании замечаний, определять
наиболее интересные находки в выполненных заданиях, формулировать
собственные критерии оценивания.
В завершении работы над проектом, после подведения итогов, важно
использовать материальное и моральное стимулирование высоких
результатов.
Список литературы
Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые
педагогические и информационные технологии в системе образования /
Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед.
кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия»,
2001. – 272 с.
Ястребцева Е. Н. Быховский Я. С. Моя провинция – центр Вселенной:
Развитие телекоммуникационной образовательной деятельности в
регионах, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Федерация Интернет-
образования, 2001. – 216