"Ориентация младших школьников на нравственные ценности"
Автор: Незлученко Светлана Юрьевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ Лицей № 1 Населённый пункт: г. Аксай, Ростовской области Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Ориентация младших школьников на нравственные ценности" Раздел: начальное образование
«Воспитание духовно – нравственной,
эстетически развитой личности школьника»
«Ориентация младших школьников на
нравственные ценности»
Цели и задачи воспитательной работы
в 1-А классе на 2015 – 2016 учебный год:
Цель:
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей
активизацию социальных, интеллектуальных интересов
воспитанников в свободное время, развитие здоровой,
творчески растущей личности с универсальными навыками и умениями,
конкурентно-способной в будущей жизни.
Задачи:
Содействовать формированию классного коллектива и создание в нем нравственно и эмоционально
благоприятной среды для развития первоклассников.
Развивать общественную активность учащихся, ученическое самоуправление как основу для
межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития
каждого учащегося.
Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность.
Воспитывать у учащихся стремление к ведению здорового образа жизни, развить это стремление во
внутреннюю потребность каждого ученика.
Воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну, готовность к защите её свободы и
независимости;
Формировать экологическую грамотность учащихся, воспитывать понимание взаимосвязей между
человеком и природой;
Организовать работу родительского комитета, направленную на сплочение коллектива учащихся.
Цели организации ученического самоуправления в классе:
- повышение активности учащихся в классных делах;
- реализация интересов каждого учащегося;
- привлечение родителей к совместной деятельности.
Задачи организации ученического самоуправления в классе:
- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские
качества;
- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
- создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и
родителей);
- формировать толерантность, умение общаться.
Функции органов самоуправления по видам деятельности:
Познавательная - организует внеклассные мероприятия по предметам; контролирует
успеваемость; отвечает за состояние дневников, тетрадей, учебников; организует консультации
по предметам; помогает в проведении предметных олимпиад.
Трудовая – отвечает за озеленение класса; оформляет классный уголок, портфолио класса;
помогает в художественном оформлении праздников, следит за порядком и чистотой, дежурство
по классу.
Культурно-массовая - организует и проводит коллективно-творческие дела, конкурсы;
организует посещения выставок, театров, музеев; организует и проводит конкурсы рисунков,
газет, плакатов.
Спортивная - организует спортивные праздники, соревнования, дни здоровья; определяет
лучших спортсменов.
Социальная - следит за выполнением творческих поручений; контролирует посещаемость
учебных занятий, дежурство по классу; следит за выполнением правил школьной жизни.
Губернатор города –
Друзья Знайки (учебный сектор)
Друзья Золушки (санитарный сектор)
Друзья Ильи Муромца (спортивный сектор)
Друзья Дяди Стёпы-милиционера (сектор правопорядка)
Друзья Бременских музыкантов (культурно-информационный сектор)
Задачи каждой группы: «Друзья Знайки» следят за подготовкой к уроку и помогают учителю
в проверке дневников; «Друзья Бременских музыкантов» проводят опросы, анкетирование
среди одноклассников, каждое утро готовят новости и отвечают за проведение внеклассных
мероприятий, тему и форму которых готовят тоже сами; «Друзья Золушки» следят за внешним
видом одноклассников, за порядком и чистотой класса; «Друзья Ильи Муромца» проводят по
утрам зарядку, физкультминутки на уроках и подвижные игры в перемены и на прогулке;
«Друзья Дяди Стёпы - милиционера» отвечают за дисциплину и правопорядок в классе.
Интерес к самому себе.
Самопризнание себя как личности.
Управление самим собой.
Уважение чужого мнения.
Любознательность о вовлеченность в деятельность.
Эмоциональная устойчивость.
Мотивация действий и поступков.
Воля и труд, дивные всходы дают.
Всякий человек по делу познается.
По мере трудов и награда.
Помогать товарищам по классу.
Веселье делу не помеха.
В хорошей артели всяк при деле.
С кем живешь, с тем и слывешь.
Здоров будешь – все добудешь.
Закон уважения. Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.
Закон дружбы . В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному.
Тогда на помощь приходит друг.
Закон храбрости . Будь храбрым, не бойся препятствий.
Закон любви. Люби своих друзей, родителей Родину и все, что
тебя окружает.
Закон доброты . Доброта - это сила. Не бойся быть сильным,
дари людям добро.
Закон милосердия . Рядом с тобой может оказаться
человек, которому нужна помощь. Помоги!
Закон вежливости. Будь вежлив со взрослыми и
со своими товарищами. Не давай им прозвищ и
кличек!
Закон трудолюбия . Без труда не вытащишь и
рыбку из пруда. Будь трудолюбив!
ЦЕЛЬ: сделать родителей активными участниками педагогического процесса.
ЗАДАЧИ:
Постоянное информирование родителей о результатах учёбы, воспитания,
душевного состояния, развития ребёнка.
Организация психолого-педагогического просвещения родителей через
систему родительских собраний, тематических и индивидуальных
консультаций и собеседований.
Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее
психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.
Создание условий для благоприятного взаимодействия всех
участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и
родителей.
Привлечение к организации досуга детей по интересам.
СВОБОДНОЕ ОБЩЕНИЕ:
1. Изучение положения каждого ребенка в коллективе и его проблем в общении со сверстниками.
2. Создание в классе положительной эмоциональной атмосферы общения.
ТЕМЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ:
№ п/п
Тема собрания
Сроки
1
Ваш ребенок – первоклассник. Трудности адаптации.
Сентябрь
2
Учи показом, а не рассказом. Роль родительского авторитета в воспитании.
Декабрь
3
Роль сказок, мультфильмов, детских передач, компьютерных игр в
воспитании детей
Март
4
Перелистывая страницы учебного года
Май
ТЕМЫ РОДИТЕЛЬСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ:
Тема консультации
Сроки
1
Ознакомление родителей с режимом работы школы.
Сентябрь
2
Занятость во внеурочное время.
Октябрь
3
Режим младшего школьника.
Ноябрь
4
Помощь родителей в организации досуга детей.
Декабрь
5
Культура поведения младших школьников.
Январь
6
О внимании и внимательности.
Февраль
7
Как привить любовь к чтению.
Март
8
Воспитание без насилия.
Апрель
9
Летний отдых детей.
Май
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1.
У родителей повысится заинтересованность школьной жизнью детей.
2.
Дети научаться жить дружно, сплочённо.
3.
Сформируется взаимодействие семьи и школы.
1. Духовно – нравственное воспитание.
Задачи:
Создать условия для формирования способности к духовному развитию, реализации творческого
потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на
основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и
универсальной духовно - нравственной компетенции — «становиться лучше».
Способствовать формированию основ нравственного самосознания личности (совести) — способности
младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять
нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную
оценку своим и чужим поступкам.
Способствовать осознанию основ морали — осознанной учащимся необходимости определённого
поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и
недопустимом, укрепление у учащегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и
жизненного оптимизма.
Развивать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанного, заботливого отношения к
старшим и младшим; доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.
Создать условия для воспитания волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению
своих сильных и слабых сторон.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся научаться воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность,
правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.
2. Гражданско–патриотическое воспитание.
Задачи:
Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
Усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества.
Формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и
правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе
долга, совести и справедливости.
Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.
Развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.
Ожидаемые результаты:
Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-
историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и
родному языку, народным традициям, старшему поколению.
Учащиеся получат начальные представления о правах и
обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
3. Эстетическое воспитание.
Задачи:
Воспитание основ эстетической культуры, способность различить и видеть прекрасное.
Развитие художественных способностей.
Воспитание чувства любви к прекрасному.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся знакомятся основными направлениями эстетической культуры.
Получат возможность для развития художественных способностей
и эстетического вкуса.
4. Воспитание здорового образа жизни.
Задачи:
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
Формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к
ведению здорового образа жизни; позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и
занятиям спортом.
Развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Ожидаемые результаты:
У учащихся формируются умения и навыки
санитарно - гигиенической культуры,
приучаются к здоровому образу жизни.
Задачи:
Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Ожидаемые результаты:
Первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного
отношения к природе.
Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе,
на пришкольном участке, по месту жительства
6. Трудовое воспитание.
Задачи:
Способствовать тому, чтобы каждый ученик понимал значимость трудовой деятельности, даже будни
труд может сделать праздничными днями.
Ожидаемые результаты:
Приобщение учащихся к общественной работе, воспитание сознательного
отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни.
7. Учебно – познавательная деятельность.
Задачи:
Способствовать становлению, развитию и совершенствованию интеллектуальных возможностей
учащихся средствами воспитательной работы.
Создавать учащимся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее
пределами.
Проводить диагностические мероприятия с целью выявления и влияния на кругозор учащихся, на их
познавательный интерес, увлечения.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся научатся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами.
Появится интерес к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта.
Выполнение творческих работ.
Подготовка сообщений к урокам литературного чтения, окружающего мира.
Подготовка и участие в классных олимпиадах.
Участие в конкурсах чтецов.
Развитие логического мышления, памяти, воображения путём выполнения заданий повышенной
трудности.
Помощь сильных учащихся слабоуспевающим в шефских парах.
Создание и работа шефских пар.
Выполнение заданий, развивающих творческие способности учащихся.
Консультации родителей по подготовке дополнительных заданий.
Контроль посещения учащимися кружков в школе, проведения свободного времени.
Вовлечение детей в общественную работу в коллективе, выполнении ими поручений.
Исследование интересов детей и предоставление заданий в соответствии с их интересами.
Исследование жилищно – бытовых условий учащихся.
Консультации и беседы с родителями по воспитанию детей.
Организация досугового времени путём вовлечения учащихся в кружки, секции и другие
внешкольные учреждения.
Контроль за выполнением поручений, которые учащиеся выбрали по своему желанию.
Повышение интереса к учению, путём предоставления им посильных дополнительных заданий по
предметам.
Учащиеся имеют право:
Пользоваться учебными кабинетами, библиотекой, спортзалом.
Участвовать в обсуждении вопросов по успеваемости, трудовой и учебной дисциплине, а
также других вопросов, связанных с учебным процессом.
Учащиеся имеют право участвовать в общественной жизни коллектива
и школы.
Учащиеся обязаны:
Систематически и глубоко овладеть теоретическими знаниями и практическими
навыками.
Посещать учебные занятия и мероприятия.
Повышать свой культурный и нравственный уровень.
Соблюдать правила внутреннего распорядка школы.
Быть дисциплинированными и организованными.
Беречь школьное имущество.
Проведение диагностики по уровню воспитанности;
Участие в мероприятиях (классных, внутришкольных и т.д);
Накопительная система оценивания «Портфолио ученика начальной школы»;
Творческие работы детей (рисунки, поделки и т.д.).
Создание сплоченного классного коллектива.
Сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и
физического потенциалов личности младшего школьника.
Проявление инициативы и ответственности за порученное дело
Наличие положительной динамики роста духовно - нравственных качеств личности
ребенка
Участие в конкурсах, концертах, спортивных соревнованиях.
Посещение спортивных секций, кружков по интересам.
Удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса.
Коррекционная работа направлена на коррекцию отклонений в развитии, поведения, осуществляется, на
основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.
Цель психологического сопровождения: диагностика и коррекция эмоциональной сферы учащихся.
Цель логопедического сопровождения: коррекция и развитие речи ребенка.
Цель педагогического сопровождения: формирование у детей учебных навыков, развитие
психических функций в процессе учебной деятельности
Цель лечебно-оздоровительного сопровождения: формирование привычек здорового образа жизни,
оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности
справляться со стрессами и болезнями.
Цель социально-правового сопровождения состоит в ознакомлении обучающихся с правами и
основными свободами человека и развитии навыков социальной компетенции и правового поведения.
Цели воспитательного сопровождения обусловливают формирование привычки к постоянному
труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения
личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни, культуры поведения в общественных
местах
Направления
Сроки
1- 4 СЕНТЯБРЯ
7 – 11 СЕНТЯБРЯ
14 – 18 СЕНТЯБРЯ
21 – 25 СЕНТЯБРЯ
КТД
Торжественная
линейка,
посвящённая Дню
Знаний
Духовно-нравственное
Час общения «Где
тепло там и добро»
Урок нравственности
«Кого мы называем
честным»
Гражданско-
патриотическое
Беседа «Я и моё
место в жизни»
Беседа «Мои права и
обязанности»
Эстетическое
Беседа о поведении
в школе «Я –
ученик»
Урок вежливости
«Ежели вы вежливы»
Здоровый образ жизни
Беседа «Как вести
себя в чрезвычайных
ситуациях»
Игра – путешествие
«Откуда берутся
грязнули»
Экологическая работа и
экскурсионно-
туристическая
деятельность
Экскурсия по
школе» Кто
работает рядом с
нами
Викторина «В гостях
у природы»
Трудовое воспитание и
профориентационная
деятельность
Составление
графика дежурства
Уход за комнатными
растениями
Работа на клумбе
Воспитание любви к
чтению
Путешествие в
книжное царство
Литературная
гостиная «В
некотором царстве в
некотором
государстве»
Учебно-познавательная
деятельность
Практикум – игра
«Тренировка памяти»
Разное
Подготовка к празднику, посвящённому Дню
учителя
Индивидуальная работа с
обучающимися
Направления
Направления
Сроки
4 - 8 АПРЕЛЯ
11 – 15 АПРЕЛЯ
18 –22 АПРЕЛЯ
25 – 29 АПРЕЛЯ
КТД
Устный юмористический журнал «Нам в учебе
нет помехи, если в классе много смеха»
Духовно-нравственное
Час общения
«Светлый
праздник Пасха»
Беседа «Страна, в которой
я живу»
Урок
нравственности
«Мир
человеческих
чувств»
Гражданско-
патриотическое
Диалог «Любить
Родину – значит
быть ей
полезным»
Урок мужества
«Этих дней не
смолкнет слава»
Урок мужества «Мы
этой памяти верны»
Эстетическое
Ролевая игра «Особенности
поведения мальчиков и
девочек»
Здоровый образ жизни
Профилактическая беседа
«Профилактика детского
травматизма»
Урок-беседа «Где нас
подстерегает
опасность?»
Экологическая работа и
экскурсионно-
туристическая
деятельность
Беседа с
элементами
викторины
«Берегите Землю,
берегите!»
Экскурсия «Весенние
изменения в природе»
Игровая программа
«День Земли»
Трудовое воспитание и
профориентационная
деятельность
Работа на пришкольном
участке и облагораживание
территории школы
Акция «Чистая
улица»
Работа на клумбе
Воспитание любви к
чтению
Конкурс загадок
Учебно-познавательная
деятельность
Игра-путешествие
«Путешествие в космос»
Работа с родителями
Выставка
рисунков «Вместе
дружная семья»
Родительское собрание «Роль родителей в
развитии ребенка»
Индивидуальная работа с
обучающимися
Помощь в устранении неудовлетворительных
отметок
Контроль за дисциплиной