"Технология формирующего оценивания на уроках в начальной школе"
Автор: Мышкина Наталья Львовна Должность: учитель Учебное заведение: ЧОУ - Гимназия №212 "Екатеринбург - Париж" Населённый пункт: г. Екатеринбург Наименование материала: Статья Тема: "Технология формирующего оценивания на уроках в начальной школе" Раздел: начальное образование
на уроках в начальной школе в рамках ФГОС»
Актуальность темы исследования обусловлена разными подходами
оценивания, практической потребностью общества в личности, обладающей
инструментом, который заключается в процессе поиска и интерпретации
данных, которые ученики и учитель используют для того, чтобы решить, как
далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо
продвинуться и как сделать это наилучшим образом. Введение ФГОС
показывает, что познание окружающего мира, приобретение знаний и умений
- всё это происходит в активной творческой деятельности обучающегося.
Такой творческой деятельностью может стать и процесс оценивания
деятельности ученика. Имеется насущная потребность организации
развернутого научного поиска, направленного на определение путей, условий
развития технологии формирующего оценивания на уроках в начальной
школе.
В настоящее время существует потребность в системе оценки
творческой деятельности ученика с первого класса. Часто видим, что ребёнок
стремится реализовать себя, проявить свои возможности, но как это оценить?
Нельзя проверить способности по готовым алгоритмам. Технология оценки
качества должна постоянно меняться в соответствии с контингентом
учащихся и программой изучения.
Проблема оценивания состоит в том, что главная наша цель – это
улучшать результаты учащегося, а не только измерять их.
В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится
о том, что оценивание должно содержать несколько компонентов: оценивание
достигаемых образовательных результатов, оценивание процесса их
формирования, оценивание осознанности каждым обучающимся
особенностей развития его собственного процесса обучения.
Мы видим, что выбор формы оценивания определяется этапом обучения,
общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами.
Целью получения информации может быть интегральная оценка, в том числе,
портфолио, выставки, презентации; и дифференцированная оценка
отдельных аспектов обучения; самоанализ и самооценка обучающихся.
Источником информации для оценивания могут быть: работы учащихся
(домашние задания, мини – проекты и презентации, разнообразные тексты,
отчёты о наблюдениях и экспериментах, разнообразные инициативные
творческие работы; индивидуальная и совместная деятельность учащихся в
ходе выполнения работ; статистические данные, основанные на ясно
выраженных показателях и получаемые в ходе целенаправленных
наблюдений или мини – исследований; результаты тестирования (результаты
устных и письменных проверочных работ).
Систему формирующего оценивания на уроках выстраиваю таким
образом, чтобы учащиеся включались в деятельность, приобретая навыки и
привычку к самооценке. Помогают в этом такие методики, как «Карта
понятий», «Карта причин», «Недельные отчёты». В первом классе
использовалась карта самоотчёта «В ходе работы я …», опросники для
самодиагностики в первом классе подошли не всем ребятам, так как не все
могут чётко и кратко сформулировать свои мысли и адекватно их оценить.
Систему оценивания ввела с самооценки, когда с первых дней ученик
заполняет экран настроения. В нём он отмечает уровень удовлетворённости
от прошедшего дня, своей востребованности и возможности реализовать себя
на уроке и во внеурочной деятельности. На уроке ученик может оценить
свою работу сам по критериям, данным учителем или составленным вместе в
групповой работе.
С первых дней идёт оценка индивидуальных образовательных
достижений каждого ученика: входная диагностика в комплексных работах,
тестирование, оценка формирования ключевых компетенций на уроках,
динамика образовательных достижений, сформированность общеучебных
умений, коммуникативных умений, познавательных интересов.
Оценить работу ребёнка можно в разных видах деятельности,
например, в групповой работе. Разумеется, работу по диагностике следует
разбить на несколько этапов. На одном уроке отследить работу в группе 4 – 5
учеников. Группу больше делать не стоит, непродуктивно. В такой группе
можно определить лидера, учеников, которые демонстрируют содействие,
противодействие, бездействие. Для оценки качества творческой деятельности
в начальной школе подойдут интерактивные игры на взаимодействие.
В результате использования технологии формирующего оценивания,
сделала выводы, что получила обратную связь, информацию о том, чему
обучились ученики и в какой степени реализованы поставленные учебные
цели. Понятно, что в полную силу возможности оценивания реализуются
только, если оно используется для того, чтобы дать обратную связь ученикам.
Оценивание – это навигатор. Ученики узнают, какого уровня они достигли и
какой род знаний является наиболее ценным. Таким образом, оценивание
служит для них ориентиром. Это очень ценно и для учителя и для ученика,
благодаря этому мы, совместно можем определить ближайшие шаги в
направлении улучшении своих знаний.