Автор: Масьянова Лидия Андреевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 1 города Похвистнево, Самарской области Населённый пункт: г.Похвистнево Наименование материала: конспект урока русского языка Тема: "Синтаксический разбор простого предложения" Раздел: начальное образование
ТЕМА: « Синтаксический разбор простого предложения»
Тип урока:
урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков. Урок включает в себя
целеполагание, рефлексию, творческую работу. Большое внимание отводится развитию
речи.
Используемые технологии и методики: технология проблемного обучения, критического
мышления, информационные технологии (ЭОР в виде мультимедийной презентации),
научно-поисковый и наглядный методы.
Задания предусматривают различные формы работы на уроке, что позволяет
эффективно отработать пунктуационные, речевые навыки, навык работы с тестовыми
заданиями, сохранить внимание учащихся, избежать утомляемости на уроке. Задания
различны по степени сложности, что позволяет учащимся оценить свои силы и сделать
выводы о необходимости корректировки собственных знаний.
Цель:
Воспитательные:
-воспитывать у ребят чуткое отношение к родному языку, к красоте и выразительности речи, интерес
к его изучению;
-формировать гражданскую идентичность;
Обучающие:
-систематизировать знания учащихся, полученные в начальной школе и на предыдущих уроках ;
-проверить орфографические навыки учащихся;
-научить учащихся проводить синтаксический разбор;
-расширять словарный запас учащихся.
Развивающие:
-развивать умение определять члены предложения в тексте;
-формировать навыки графического обозначения;
-формировать умения контролировать свою учебную деятельность;
Ход урока
1. Орг. момент .
Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Я
надеюсь, вы будете стараться работать хорошо, активно, творчески и не подведёте меня.
У вас на партах лежат смайлики, они вам тоже будут улыбаться и помогать поддерживать
хорошее настроение на уроке.
Возьмите смайлик в руку и поднимите вверх.
Пусть на уроке вам сопутствует успех!
Запишите число, классная работа. А для темы оставьте пока пустую строчку.
2. Актуализация знаний .
-А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру « Веришь ли ты?» Эта игра нам
поможет выяснить, что вы знаете, а чего не знаете.
Я буду задавать тонкие вопросы , на которые вы мне будете отвечать только
« да» или «нет»,
и толстые вопросы , на которые надо ответить подробно.( Слайд 1)
(Приём «Верные и неверные утверждения», « Тонкие и толстые вопросы»)
- Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают
восклицательные и невосклицательные? (да)
- Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают
распространённые и нераспространённые? (нет) А какие они бывают?
(повествовательные, побудительные, вопросительные)
- Верите ли вы, что в простых предложениях одна грамматическая основа, а в
сложных – две и более грамматических основ? (да)
- Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные
члены предложения? (нет)
- А какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое
- Верите ли вы, что между однородными членами предложения запятая не
ставится? (и да, и нет) Почему?
-Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы?
(предложение)
Закончите предложения ( Слайд 2)
-Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис)
Определение «синтаксис- это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и
предложение, правила их построения.( Слайд 3)
-А вы знаете, ребята, как называется разбор предложения по членам?
( Синтаксический Разбор)
-Чему мы должны научиться на уроке? (Синтаксическому разбору простого
предложения.)
-Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.
Кроме того мы должны повторить и обобщить знания по теме «Синтаксис» .
А помогут нам в этом загадки, пословицы, поговорки и тексты о здоровом
образе жизни.
Проходить наш урок будет под девизом: ( Слайд 4)
« Здоровым будешь - всё добудешь».
Как вы понимаете эту пословицу, ребята? (если будешь здоровым, не будешь
болеть, то сможешь учиться, работать, и всё у тебя будет)
3. Словарно- орфографическая работа
1)- А сейчас мы с вами поиграем в «Орфографический футбол».
Я вам буду загадывать загадки, а вы запишете ответы через запятую. Будьте
внимательны, не пропускайте гол в свои ворота, т.е. не допускайте ошибок.
- Загадки.
2) Взаимопроверка.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность написания этих слов. Я
надеюсь, вы не пропустили ни одного гола в свои ворота.
3) К доске – фонетический разбор слова здоровье. ( Проверяет сосед по парте)
- Ребята! На какую орфограмму мы написали слова? (непроверяемые гласные и
согласные в корне слова)
- А какие слова лишние? Почему?
- К каким словам можно подобрать проверочное слово? (боксёр, коньки)
А какой общей темой объединены эти слова ? (спорт)
- Какую роль СПОРТ играет для здоровья человека?
Что необходимо делать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?
(правильно, заниматься спортом)
Запишите предложение ( Слайд 5)
Ребята по утрам обтираются, спортом занимаются.
4.Объяснение нового материала .
А теперь откройте учебники на стр. ___. Познакомимся с порядком
синтаксического разбора простого предложения.
Работа с учебником. Составление кластера.
Синтаксический разбор записанного предложения . Характеристика
предложения.
Ребята по утрам обтираются, спортом занимаются. ( повест., невосклиц..
простое, распраст., есть однород члены.)
(Побудительное, восклицательное, простое, двусоставное, распространённое,
осложнено однородными сказуемыми) Построение схемы.
5.Части речи
А теперь проверим, как вы знаете части речи, ведь предложения и
словосочетания состоят из слов, выраженных разными частями речи.
- У какого слова неправильно определена часть речи?
Хороший (прил) смех( сущ) оздоравливает( прил) душу.( сущ)
6. Отправляемся на поиск предложений. Работа в парах.
У вас на партах лежат листочки со схемами. А на слайде вы видите предложения.
Найдите предложение к своей схеме.
1. Мы растём смелыми, на солнце загорелыми.
2. От простуды и ангины помогут витамины.
3. Будем закаляться, спортом заниматься!
4. Ты любишь играть в футбол?
Запишите найденные предложения и произведите синтаксический разбор. У
доски 1 человек ( напарник делает в тетради, а потом проверяет у доски)
7. Работа в парах .
У вас на партах есть конверты, откройте их и составьте из слов предложения так,
чтобы получились пословицы и поговорки о здоровом образе жизни. Работаем в
парах ( 1 предложение на стол)
1. Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
2. Быстрого и ловкого болезнь не догонит.- (разбор синтак.) -Повест.,
невоскл., грамм. Основа, распраст., с однор.
3. Хороший смех оздоравливает душу.
-Запишите получившиеся предложения и разберите синтаксически.
У доски 1 человек работает по карточке – разбор слов по составу:
Хороший, оздоравливает
8. Физкультминутка
10. На наше здоровье влияет и наш рацион. Исключите из ежедневного меню
макароны, плюшки, конфеты, а оставьте как можно больше овощей и фруктов.
- Прочитайте стихотворение. Выразительное чтение стихотворения .
Работа в парах:
Чудо-огород.
Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно - молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо .
И все дружно говорят:
«Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут».
- Почему нужно есть как можно больше фруктов и овощей, ребята?
Задания:
1) найдите предложения, с однородными членами предложения;
2) Составьте простое предложение с однородными членами.
На огороде растут редис, салат, капуста, помидоры.
2) начертите схему
11 «Рефлексия»
- Работа с текстом по уровням:
Прочитайте, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Произведите синтаксический разбор одного предложения. (Звучит спокойная
музыка, звуки живой природы).
1уровень.
Музыка лечит.
Музыку любят все. Х…рошая музыка улучшает настр…ение. А пл…
хая музыка разрушает нервную систему ч…ловека.
От х…рошей музыки даже р…
стения быстрее р…стут. От плохой музыки они могут засохнуть п…гибнуть.
2 уровень .
Спокойная музыка ра(с,сс)л…бляет снимает пс…хическое напр…жение. Она
сочетает в себе успокаивающие звуки ж…вой природы: журч…ние ручейка шум
моря г…лоса птиц. Она возвращ…ет душевное равновесие и хорошее настр…ение.
Учитель:
Помните, что словом можно всё выразить.
Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: «Кругом белым-бело» -
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Вспоминается наречие «светло» -
И увидишь: солнышко взошло.
Если скажешь слово ты «темно»,
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»,
Пред тобою – сразу вся Россия! (Э.Куклина)
-
Наш урок подошел к концу, вы сегодня все очень хорошо поработали.
Молодцы! На память о нашем уроке у вас останутся смайлики, на
обратной стороне которых вы найдёте мои пожелания вам.
Урок окончен, всем спасибо!
1уровень.
Музыка лечит.
Музыку любят все. Х…рошая музыка улучшает настр…ение. А пл…
хая музыка разрушает нервную систему ч…ловека.
От х…рошей музыки даже р…
стения быстрее р…стут. От плохой музыки они могут засохнуть п…гибнуть.
2 уровень .
Спокойная музыка ра(с,сс)л…бляет снимает пс…хическое напр…жение. Она
сочетает в себе успокаивающие звуки ж…вой природы: журч…ние ручейка шум
моря г…лоса птиц. Она возвращ…ет душевное равновесие и хорошее настр…ение.
…………………………………………………………………………………………………………………
1уровень.
Музыка лечит.
Музыку любят все. Х…рошая музыка улучшает настр…ение. А пл…
хая музыка разрушает нервную систему ч…ловека.
От х…рошей музыки даже р…
стения быстрее р…стут. От плохой музыки они могут засохнуть п…гибнуть.
2 уровень .
Спокойная музыка ра(с,сс)л…бляет снимает пс…хическое напр…жение. Она
сочетает в себе успокаивающие звуки ж…вой природы: журч…ние ручейка шум
моря г…лоса птиц. Она возвращ…ет душевное равновесие и хорошее настр…ение.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
1уровень.
Музыка лечит.
Музыку любят все. Х…рошая музыка улучшает настр…ение. А пл…
хая музыка разрушает нервную систему ч…ловека.
От х…рошей музыки даже р…
стения быстрее р…стут. От плохой музыки они могут засохнуть п…гибнуть.
2 уровень .
Спокойная музыка ра(с,сс)л…бляет снимает пс…хическое напр…жение. Она
сочетает в себе успокаивающие звуки ж…вой природы: журч…ние ручейка шум
моря г…лоса птиц. Она возвращ…ет душевное равновесие и хорошее настр…ение.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
1уровень.
Музыка лечит.
Музыку любят все. Х…рошая музыка улучшает настр…ение. А пл…
хая музыка разрушает нервную систему ч…ловека.
От х…рошей музыки даже р…
стения быстрее р…стут. От плохой музыки они могут засохнуть п…гибнуть.
2 уровень .
Спокойная музыка ра(с,сс)л…бляет снимает пс…хическое напр…жение. Она
сочетает в себе успокаивающие звуки ж…вой природы: журч…ние ручейка шум
моря г…лоса птиц. Она возвращ…ет душевное равновесие и хорошее настр…ение.