"Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе"
Автор: Киселева Татьяна Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №21 Населённый пункт: город Воронеж Наименование материала: статья Тема: "Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе" Раздел: начальное образование
Меняется время, меняются люди, меняются и требования к школе.
Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-
новому. Этого требует современное общество, которому необходимы
высокообразованные, целеустремленные, конкурентоспособные,
инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять
достойное место в обществе. Этого требуют и современные задачи
образования.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения перешли на
обучение по федеральным государственным образовательным стандартам
начального общего образования (ФГОС НОО).
Следует сказать, что новые стандарты предъявляют несколько иные
требования к образованию, чем были раньше.
А это значит, что решение современных задач в воспитании и обучении
учащихся требует серьезной подготовки самого учителя и пересмотра его
деятельности.
Сегодня педагог выступает не только в роли учителя, но и в роли
- инструктора (человека, который систематически ведет со школьниками
индивидуально-групповую работу);
- наставника (человека, умеющего оказывать адресную помощь ребенку, не
избавляя его от проблемной ситуации, а, помогая ее преодолеть);
- консультанта (специалиста, способного обсудить учебную задачу, дать
консультацию по различным вопросам);
- куратора, главной целью которого является создание условий для
приобретения детьми жизненного опыта;
- управленца (человека, владеющего такими управленческими технологиями,
как педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели,
планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты);
- и, конечно, помощника.
В соответствии с ФГОС НОО, учитель является мудрым воспитателем,
союзником психолога и социального педагога; в совершенстве владеет
командной, совместной, коллективной и групповой формой работы.
Ученик же становится активным участником образовательного процесса,
который умеет думать, мыслить, рассуждать, свободно высказывать и
доказывать свое мнение.
Таким образом, с введением ФГОС ответственность учителя, которая
во все времена была исключительной, возрастет вдвойне.
По новым образовательным стандартам, выпускники начальной школы
должны быть деятельными и активными, любознательными, инициативными,
открытыми внешнему миру, доброжелательными и отзывчивыми. У них
должно быть положительное отношение к себе, уверенность в своих силах,
чувство собственного достоинства, исследовательский интерес,
уважительное отношение к окружающей среде, навыки самоорганизации и
здорового образа жизни.
Возникает вопрос: «Как обучать?» Другими словами, учитель должен
знать конкретный и понятный алгоритм своей деятельности, который, во -
первых, не разрушил бы личный практический опыт, во-вторых, вписался бы
в новое представление о том, что хорошо для детей и что поможет ученику
стать успешным в современном мире.
Для этого учитель начальной школы должен:
1.Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в
связи с переходом его ведущей деятельности от игровой к учебной.
Целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.
2. Обеспечивать развитие умения учиться (т.е. универсальных учебных
действий ) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию
учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими
принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный
аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и
межличностных отношениях.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной
деятельности.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а
также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и
письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой
информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-
символические действия:
моделирование;
преобразование модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
анализ; синтез; сравнение, классификация объектов по выделенным
признакам;
подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-
следственных связей;
построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение
гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и
поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет
позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение
слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении
проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение
метапредметных образовательных результатов как важнейших
новообразований младшего школьного возраста.
4. Быть готовым к общению в условиях повышенной степени доверия детей к
учителю, так как учитель является одним из значимых людей в социальном
развитии младшего школьника.
5. Уметь реагировать и распознавать серьезные личные проблемы детей.
6. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих
учеников.
7. Учитывать, при оценке успехов и возможностей учеников,
неравномерность индивидуального психического развития детей младшего
школьного возраста, а так же своеобразие динамики развития учебной
деятельности мальчиков и девочек.
В школу возвращаются принципы государственного воспитания, они
включают в себя программу воспитания и социализации, которые
пронизывают всю учебную, внеурочную, внешкольную деятельность
образовательного учреждения. Теперь учителю необходимо выстраивать
процесс обучения не только как процесс усвоения знаний и умений, но и как
процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных,
семейных и других ценностей.
Для решения этой задачи необходимы партнерские отношения с
семьями наших учеников, общественными организациями и традиционными
религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования,
культуры и спорта, СМИ (средствами массовой информации).
В этих условиях самостоятельность, а вместе с тем и ответственность
педагога заключается:
- в разработке для своего класса программы развития и воспитания,
- во внедрении новой формы накопительной оценки (портфолио),
- в умении выбирать подходящие, конкретно к данному классу, УМК
(учебно-методические комплекты),
- в разработке и корректировке рабочих программ по каждому учебному
предмету,
- в отборе способов и средств формирования УУД (универсальных учебных
действий) у обучающихся,
- в разработке и отборе контрольных материалов, обработке результатов
диагностических и комплексных работ.
Известно, что воспитать «крылатого» ребенка может только «крылатый»
педагог, воспитать счастливого - может только счастливый, а современного –
только современный.
Литература:
Федеральные государственные образовательные стандарты начального
и основного общего образования: содержание и механизмы реализации :
Программа
дополнительного профессионального педагогического
образования (повышения квалификации) / Минобрнауки России. – М., 2011. –
42с.