Автор: Мусорина Светлана Анатольевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Мегетская СОШ" Населённый пункт: п. Мегет Ангарского района Иркутской области Наименование материала: статья Тема: "Активные формы работы на уроках русского языка" Раздел: среднее образование
Активные
формы
обучения
на
уроках
русского
языка
Под активностью в обучении русскому языку подразумевают
интенсивность
направленности школьника на учебную деятельность
. От учителя этот
дидактический принцип требует такой постановки процесса обучения, при
котором учащийся становится субъектом познавательной деятельности,
воспитывающей инициативность, самостоятельность в усвоении ЗУНов, в
развитии мышления, речи, памяти, творческого воображения. В настоящее
время активность в обучении понимается как «добывание» знаний, как
исследования самого учащегося.
К активным методам и приемам можно
отнести следующие: разрешение проблемных ситуаций, творческие работы
(сочинения и т.п.), виды языкового анализа с элементами исследования,
построение алгоритмов решения орфографических и грамматических задач,
работа со словарями и иной справочной литературой, совершенствование
(редактирование) написанного текста.
Степень активности учащихся может
быть повышена путем усиления самостоятельности при выполнении обычных
упражнений: диктантов, списывания с заданиями, грамматического разбора,
орфографического комментария и др.
В своей практике я стараюсь использовать как можно больше разных приемов,
способствующих развитию активности на уроках. Вот некоторые из них.
В русском языке достаточно нелегких тем. Как правило, алгоритм
правописания на уроках отрабатывается при выполнении готового
упражнения. Задание «Мой диктант» предлагает другой способ освоения
и закрепления различных правил.
Мой диктант
. «Ростислав Ростовщиков выращивал водоросли. Растения
прорастали. Взращенные ростки давали прирост ежедневно. Выросшую поросль
растениевод отправлял в Ростов, где подростки доращивали её до рослых
растений...»
Перед вами отрывок из орфографического диктанта, направленного на
проверку правописания гласных «о», «а» в чередующихся корнях -рос-раст-
ращ-. Предложите свой вариант текста диктанта на тему: «Правописание
словарных слов».
Образное, эмоциональное вступление в этом задании по сути представляет
собой образец варианта ответа, но данный образец не провоцирует участников
на создание ответов по аналогии. Предложена образовательная среда, которая
способствует созданию собственного образовательного продукта – словарного
диктанта. И каким получится этот диктант, будет зависеть от желания сделать по-
своему и творческих способностей каждого участника. Проблемы у школьников
при выполнении этого задания связаны обычно с тем, что некоторые понимают
задание совершенно буквально и сочиняют тексты про Ростислава или про
водоросли, некоторые (их не так много, но они есть!) при составлении своего
ответа используют уже готовые тексты из методических пособий, кто-то (и
таких немало) при ответе ограничивается 1-2 предложениями. Непонимание
требований к выполнению задания, недопонимание самого задания, боязнь
отойти от образца и просто неумение по-новому взглянуть и оценить привычные
вещи влияют на снижение качества ответов. Но подобные работы заставляют
ребят активизировать весь свой словарный запас и умение найти то, что может
слова, абсолютно разные по тематике, объединить в текст.
Составление ребусов «Словарные слова». Данный вид работы требует от
ученика формулировать задание понятно для решающего, проявления
творчества при составлении и оформлении ребуса.
Работа на уроках в парах «учитель-ученик» с упражнением
. Сначала
«учитель» контролирует выполнение задания, причем добивается полного
объяснения «учеником» своих действий. Затем ученики меняются ролями
и отрабатывают орфограмму на второй половине упражнения.
Турнир знатоков темы «Знаешь ли ты?»
2 участника обмениваются
репликами по заданной теме. Условие: каждый участник дает в реплике
только одну информационную единицу.
Положи в копилку.
Диктую несколько слов на определенное правило.
Ученики должны определить орфограмму, найти слово (слова) с данной
орфограммой в тексте домашнего упражнения, дописать 3-4 своими
примерами продиктованный ряд и доказать свой выбор графически.
Орфографическое правило объясните разными способами
. Данное
задание требует от обучающихся применить знания не только
морфемного состава, но и лексических значений слов.
Какое слово лишнее?
1) вырос, роспуск, заросли, подросли
2) растапливать, растениевод, возраст, подрасти
3) наслаждение, предложение, разложить, подлог
Ответы учеников:
«В 1-ой группе лишнее слово «роспуск», т.к. остальные слова – однокоренные;
в слове «роспуск» рос- является приставкой, в остальных словах –рос- корень.»
«Во 2-ой группе лишнее слово «растапливать» , т.к. В остальных словах корень –
раст-, а здесь приставка рас-, а буква Т относится к корню –тапл-. И слово не
соответствует по лексическому значению всем остальным».
«В 3-ей группе слово «наслаждение» лишнее, т.к. все остальные слова даны на
правило «чередование корней –лаг-лож-»
Как правильно? При мир ить или при мер ить? Сначала, конечно, кто-то
поспешит назвать «верный» вариант, но надо отдать детям должное, они
очень быстро в подобных вопросах начинают ориентироваться и выдавать
оба варианта в контексте: «Сначала я примирил друзей, а потом уже
примерил костюм».
Также при проверке домашнего упражнения даю следующие задания:
сделать орфографический анализ текста: «Какие орфограммы вы
применяли, выполняя домашнюю работу?» Ученик должен не только
назвать слово с встретившейся орфограммой, но и классифицировать её.
«Объясните письменно постановку знаков препинания в каждом
предложении». Выполняя это задание, ученик должен вспомнить каждое
пунктуационное правило. Суметь сформулировать и объяснить его на
примере конкретного предложения.
Большой популярностью среди учеников пользуется задание
«Проверь себя
сам» . Ученики наговаривают на диктофоны тот теоретический материал,
который изучается (спряжения глаголов, окончания глаголов, чередующиеся
корни и т. п.), а затем по ключам проверяют себя . Сами анализируют свой ответ:
что получилось, на что нужно обратить внимание, как улучшить свой ответ; или
же это делают их одноклассники, выступающие при прослушивании экспертами.
Как видим, сама жизнь требует изменить направление деятельности учителя: от
принципа
дать знания нужно работать по принципу
научить получать
необходимые знания и умения.
Надо детей учить знаниям, умениям и навыкам
находить нужную
удочку, умению создать ее из подручных материалов,
готовности поймать рыбу и научить на своем опыте других, как это делать. Все
вышеперечисленные формы работы учат ребят применять свои знания
нестандартно, обогащают активный и потенциальный словарный запас, что,
несомненно, поможет в усвоении других учебных предметов.