Мастер- класс: "Использование технологии сотрудничества в начальной школе на примере конспекта урока русского языка для 3 классе по теме "Глагол как часть речи . Неопределенная форма глагола."
Автор: Бочка Ирина Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 12 Населённый пункт: станица Ленинградская Наименование материала: методическая разработка Тема: Мастер- класс: "Использование технологии сотрудничества в начальной школе на примере конспекта урока русского языка для 3 классе по теме "Глагол как часть речи . Неопределенная форма глагола." Раздел: начальное образование
Мастер- класс: «Использование технологии сотрудничества
в начальной школе на примере конспекта урока русского языка для 3 классе
по теме «Глагол как часть речи . Неопределенная форма глагола.»
ФГОС диктует преподавание в начальной школе прежде всего посредствам применения личностно- деятельностного
подход к обучению, основными положениями которого являются направленность на развитие личности обучающегося как
активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования,
саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни.
Обучение, основанное на технологии сотрудничества при организации урока, позволяет к концу начальной школы
сформировать класс как учебное сообщество, доброкачественное и склонное ставить учебную задачу, искать пути ее решения
и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач. Работа в сотрудничестве, будучи давно
известной, до сих пор несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное «добывание» учащимися знаний в
результате организации по исковой деятельности, субъект- субъектные отношения участни
ков совместной деятельности,
создание ученику ситуации успеха, активность, интерес, учебная мотивация, учитель - организатор сотрудничества. Она
является непременной составляющей таких инновационных педагогических систем и технологий как про
ектное обучение
(В.Х.Кильпатрик), блочно - модульное обучение (М.А.Чошанов, П.А.Юцявичене), адаптивная система обучения (А.С.
Границкая), коллективный способ обучения (В.К.Дьяченко) и других.
В настоящее время перед школой стоит социальный заказ общества - воспитание грамотной личности, способной
взаимодействовать с другими людьми. И поскольку такое взаимодействие может развиться, и сформироваться в процессе
обучения начиная самого раннего детства, то особая роль отводится периоду обучения в начальной школе, где в процессе
учебной деятельности (ведущей деятельности в младшем школьном возрасте), под руководством учителя формируется
учебное сотрудничество.
Таким образом, актуальность использования в начальной школе технологии сотрудничества определяется тем, что
проблема совместной деятельности учащихся на уроках в практике начального обучения пока недооценивается. Вмес те с тем,
современными исследованиями педагогов и психоло гов доказано, что сотрудничество со сверстниками играет не
заменимую
роль в развитии, обучении и воспитании младших школьников.
Исследования последних лет (М. В. Крулехт, Г. И. Вергелес, О. В. Солнцева и др.) свидетельствуют о том, что
интенсивность развития ребёнка в деятельности (в данном случае на уроке русского языка) прямо зависит от степени
освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя
деятельность, тем лучше результат. Важнейшим средством достижения этой цели обучения на уроках чтения в начальной
школе, по нашему мнению, является организация групповых форм учебного сотрудничества на уроке.
Технология сотрудничества учащихся на уроке складывается из следующих элементов:
1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж
учителя.
2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения
(ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
3. Работа по выполнению учебного задания.
4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя,
дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.
7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.
Пример использования элементов данной технологии я представляю в конспекте урока русского языка для 3 класса по теме
«Глагол. Неопределенная форма глагола.» ( приложение ).
Анализ практики работы показал, что
при условии адекватного использования технологии сотрудничества при
организации учебного процесса на уроках в начальной школе, у младших школьников существенно повысились
эффективность формирования компонентов учебной деятельности, успешность решения учебных задач, уровень развития
межличностных взаимоотношений.
Приложение
Тема: Глагол как часть речи . Неопределенная форма глагола.
Цель: – познакомить детей с особенностями глаголов неопределённой формы.
Задачи:
обучающие – : развивать речь детей, их мышление, орфографическую зоркость.
развивающие – уметь слушать, оценивать себя и одноклассников.
Воспитательные- умение работать в группах,
воспитывать наблюдательность, внимание, чувства товарищества и взаимопонимания. Урок был также призван
способствовать развитию у учащихся любви к родине, русскому языку.
Личностные:
содействовать
развитию умений ориентироваться на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
пониманию причин успеха в учебе
способствовать формированию умений оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной
деятельности.
Обучающиеся получат возможность для формирования
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации
учения.
Предметные задачи:
содействовать развитию умений учащихся:
различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»,
находить глаголы в неопределённой форме,
определять грамматические признаки глаголов - форму времени; число, род (в прошедшем времени).
Метапредметные:
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, строить небольшие сообщения в
устной и письменной форме, анализировать изучаемые объекты с выде
лением существенных и несущественных при -
знаков (познавательные);
создать условия для учебного взаимодействия учащихся; развития умений формулировать собственные мнение и
позицию (коммуникативные);
развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность,
принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать
оценку своей работы учителем и товарищами; принимать роль в учебном сотрудничестве (регулятивные).
Оборудование:
учебник, тетрадь на печатной основе, рабочая тетрадь;
карточки с заданиями для работы в группах и парах;
технологические карты урока;
АРМ.
Этап урока
Образовательная
технология
Цель
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
I.
Оргмомент.
II.
Мотивация
к учебной
деятельности.
Гуманная
педагогика
создать
положительный
настрой на урок
Здравствуйте ребята!
Ребята, говорить (здравствуйте)
-это желать здоровья! Давайте еще раз поздороваемся,
улыбнемся, посмотрим в глаза друг другу и пожелаем
здоровья. Здравствуйте, ребята!
Пожалуйста, проверьте, всё ли на ваших партах готово к
уроку русского языка?
Здороваются,
проверяют
готовность к уроку
II. Актуализация
знаний.
Технология
критического
мышления
Проверить
уровень ранее
полученных
знаний о глаголе
У . У вас на столах карта урока, обозначьте на ней свою
фамилию и имя.
На доске записаны слова, подскажите, что их объединяет,
докажите своё мнение?
(Пишет, думал, нести, анализирует, подскажет, будет
оценивать, любить, беречь, рисовал).
Д.перед нами глаголы, т.к. все они обозначают
действие предмета .
У .Предположите, какое задание вам предстоит
выполнить?
Д . нам предстоит распределить глаголы в 3 группы. На
какие?
У .Распределите глаголы по временам.
III.
Постановка
учебной задачи
Технология
сотрудничества
Развивать
способность
формулировать
тему урока,
ставить учебные
цели и задачи
Какие слова не вошли ни в одну из групп? Как вы думаете,
почему они остались лишними?
Д .У этих глаголов нельзя определить время. А можно ли
определить число?
Именно глаголы в такой форме
станут объектом нашего внимания на уроке
. Такая
форма глагола называется
НАЧАЛЬНАЯ или
НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ? Мы подошли к теме
сегодняшнего урока. Вы догадались, как она звучит?
У .Назовите тему нашего урока.
Д.Неопределенная форма глагола.
У.Запишите тему .
Действительно, сегодня мы получаем знания по этой теме,
что же мы должны достичь или усвоить к концу урока?
Д. 1. Определять глаголы в речи;
2. Находить глаголы в неопределённой форме;
Учитель записывает на доске фразы детей. Мы
вернемся к ним в конце урока и посмотрим удалось ли
нам их достичь..
-Для того, чтобы достичь этих целей, нам предстоит
анализировать, рассуждать и Работать с понятием , с
этого и начнем:
У .Как вы думаете, почему неопределенная форма
(начальная). Какие есть предположения?
Д .Неопределенная, потому что нельзя определить число,
время.
Высказывают своё
мнение по теме
урока.
Рассуждают,
делают вывод,
ставят перед собой
учебные задачи.
IV.
Закреплени
е новых знаний и
способов
действий.
Технология
развивающего
обучения в
комплексе с
технологией
сотрудничества
создать условия
для учебного
взаимодействия
учащихся;
развития умений
формулировать
собственные
У .На какой вопрос отвечают данные глаголы? (Любить,
сберечь, нести)
Приступим, запишите в карты данные глаголы, соедините
их стрелочками с вопросами, которые к ним можно
поставить.
Что делать? Любить.
Что сделать? Сберечь.
Самостоятельная
работа,
рассуждать,
анализировать,
доказывать своё
мнение.
мнение и
позицию;
оценивать свою
деятельность,
принимать и
сохранять
учебную задачу
Что делать? Нести.
Откройте учебник на стр. 106 и прочитайте правило, что
нового вы узнали?
Обратите внимание, на что оканчиваются эти глаголы.
Д .На ти, чь, ти.
У .Я не случайно сказала,
что оканчиваются , т.к. это не
окончания. Выделим вместе (
суффикс ти, ть
, а
чь
является частью корня)
Ребята прочитайте упражнение 183. О чем это
стихотворение? Почему книги помогают людям жить?
Запишите упражнение на карты, подчеркните глаголы
неопределенной формы. Чем они являются в
предложении? (Сказуемым). Ребята, обратите внимание на
слово ОТЧИЗНА- это словарное слово, что оно
обозначает? (место где родился) Придумайте синоним к
нему – Родина.
Придумайте в парах словосочетание с этим словом и
прилагательным (запишите). и с глаголом. Запишите
Ф\М
ФИЗМИНУТКА (релаксация, музыка) Дети встают.
V. Корректировка
полученных
знаний
Игровая
технология в
сочетании с
технологией
сотрудничества
содействовать
развитию умений
учащихся
различать глаголы
в настоящем,
прошедшем,
будущем времени,
инфинитивы.
Способствовать
формированию
умений оценки
одноклассников,
корректировки их
ответов.
Поиграем. «Лови ошибку».
Я буду читать вам утверждения, одни из них верны,
другие нет. Ваша задача объяснить права я или нет.
Начинать фразу будем словами:
Я думаю вы правы, потому что
Я думаю вы не правы, потому что
1.В предложении дети играют в хоккей. Глагол стоит в
форме настоящем времени -ДА
2.В предложении .Наступила весна. Глагол стоит в форме
буд.б- НЕТ
3.Любить родину-обязанность граждан России. Глагол
стоит в неопределенной форме. Да.
Учащиеся учатся
доказывать свою
точку зрения,
аргументировать
ее.
VI.Включение в
систему знаний
Технология
саморазвития
содействовать
развитию умений
работать с
информацией,
устанавливать
причинно-
следственные
связи, извлекать
необходимую
информацию
I. Давайте попробуем в парах создать алгоритм
нахождения глаголов в н.ф.
Задания у на столах.
1.Задать вопрос.
2.Посмотреть на что оканчивается.
3.Если вопрос (что делать? что сделать? Оканчивается
на ть, ти,чи -это инфинитив)
Дети зачитывают алгоритм.
II. Предлагаю выполнить самостоятельную работу.
Тест 2 уровня « Хочу 5» Работа на 3 минуты.
1-вопросы повышенной сложности. их 3
2 уровень – менее сложные их 5.
У вас на партах лежат листы, где вы будете выполнять
тестовое задание.
Сами оцените, ответы проверьте на экране .(2 мин.)
Д\З 2 уровней:
1-
у кого в тестах нет ошибок- вам творческое
задание « Работа с деформированным текстом»
2-
2 уровень, у кого были ошибки в тестах задание по
учебнику: правило стр.106 и выполнить упр 184.
Самостоятельная
работа,
рассуждать,
анализировать,
доказывать своё
мнение.
получают
информацию о Д\З
VII.Итог урока.
Рефлексия учебной
деятельности
Аналитическая
технология
содействовать
пониманию
причин успеха в
учебе
Вернемся к тем целям, которые мы ставили в начале
урока.
Кто достиг? Чему научились?
Сформулируйте свои ощущения
-что получилось,
-что не очень,
что было наиболее интересным.
анализируют свою
деятельность на
уроке, делают
выводы, оценивают
себя, отмечают
свою
заинтересованност
ь деятельностью на
уроке.