Урок литературы в 5 классе "Судьба Герасима в рассказе И.С. Тургенева "Муму"
Автор: Андреева Вера Вячеславовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ Касплянская СШ Смоленского района Смоленской области Населённый пункт: село Каспля Наименование материала: конспект Тема: Урок литературы в 5 классе "Судьба Герасима в рассказе И.С. Тургенева "Муму" Раздел: среднее образование
1
Технологическая карта урока литературы в условиях реализации ФГОС
«
Судьба Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму» (5 класс)
Тип
урока
:
анализ
художественного
произведения
в
условиях
реализации
ФГОС
Форма
урока
:
педагогическая
мастерская
.
Методы
:
проблемно-поисковый , метод самостоятельной работы с текстом, диалогический
Цели урока:
Предметные УУД:
Ι.
Образовательные : формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение
выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о жизни и судьбе
героя
произведения на основе сопоставления событий сюжета; обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения
героев произведения; развивать умение обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.
Личностные УУД : формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания; развитие
самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
2
познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель
чтения; излагать содержание прочитанного, овладеть навыками анализа и интерпретации.
коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, находить общее
решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос, синквейн
Оборудование
:
ПК
с
CD-
музыкальным
сопровождением
.
Структура
урока
:
1)
Организационный
этап
.
2)
Актуализация
знаний
-
индуктор
3)
Постановка
учебной
задачи
.
4)
Создание творческого продукта.
5)
Социализация. (Афиширование результатов, чтение примеров вслух).
.
6)
Физ
.
минутка
.
7)
Промежуточная рефлексия.
8)
Обновление созданного (психологический комментарий).
9)
Итоговая социализация. Игра «Мы психологи ».
10)
Итоговая
рефлексия
.
Информация
о
домашнем
задании
(
комментирование
),
выставление
оценок
за
урок
.
3
Ход
урока
Этап
урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Принципы
системно
-
деятельностного
подхода
,
формируемые
УУД
.
1.
Организационный
момент
,
мотивация
к
учебной
деятельности
(1
минута
).
Приветственное
слово
учителя
(
на
фоне
музыкального
фрагмента
Г
.
Свиридова
«
Зимняя
дорога
» - «
Метель
»):
-
Добрый
день
,
ребята
.
Давайте
построим
замкнутую
линию
дружбы
,
такое
сцепление
рук
,
чтобы
каждый
вошёл
в
общую
цепочку
.
Вот
теперь
,
когда
у
нас
получилось
такое
единство
дружбы
,
наверное
,
мы
сможем
работать
дружно
,
сообща
,
активно
и
плодотворно
.
Приветствие
учащихся
.
Принцип
психологической
комфортности
.
УУД
:
личностные
,
коммуникативные
.
Цель
–
создание
доброжелательной
атмосферы
,
мотивация
на
учёбу
,
создание
ситуации
успеха
.
2.
Актуализация
знаний
(Индуктор)
-
Ребята
,
сегодня
мы
продолжим
работу
по
анализу
рассказа
И
.
С
.
Тургенева
«
Муму
».
- Мы часто слышим слова
«Человек тяжёлой судьбы»…
Ответьте на вопрос: какого
человека мы так называем? Какие
причины в жизни человека могут
свидетельствовать о такой доле?
(Вероятные ответы: человек
несчастен/неудачлив по жизни; у
него встречается много
Ответы
на
проблемный
вопрос
Принцип
деятельности
.
УУД
:
регулятивные
(
проблемная
подача
учебного
материала
).
4
Целеполагание
3. Постановка
учебной задачи.
(1минута)
препятствий на пути; он болен…)
Вы
,
конечно
,
понимаете
,
что
этот
вопрос
я
задала
не
случайно
.
Позади прочтение рассказа
И.С.Тургенева. Вы знаете всё, что
произошло с главным героем -
Герасимом. Наша задача – понять,
какой была жизнь героя.
-Как вы думаете, что необходимо
делать нам на уроке , чтобы
ответить на этот вопрос? (ОПРОС
обучающихся )
Вероятные ответы – нужно
проанализировать все события
жизни Герасима, найти в тексте
фрагменты, которые отражают
внутреннее состояние героя.
Хочу оговорить, сегодня мы
должны стать психологами, то
есть стать внимательными к
тексту, способными почувствовать
ту ситуацию, которая сложилась в
определённом эпизоде рассказа, и
прокомментировать её.
Формулировка целей
урока
Принцип
целостности
.
УУД
:
познавательные
,
регулятивные
(
самостоятельное
формулирование
цели
и
задач
,
планирование
,
прогнозирование
)
ЦЕЛЬ
:
создать
проблемную
ситуацию
,
спрогнозировать
предстоящую
деятельность
.
5
4 этап. Создание
творческого продукта
5 этап.
Социализация.
(Афиширование
результатов,
чтение примеров
вслух).
6.
Физ
.
минутка
Переходим к выполнению
задания в парах: исходя из
определённого фрагмента текста,
перечислите все беды и несчастья
Герасима на бумаге (10 минут на
выполнение письменного
задания);
проверим , кому из вас удастся
найти больше таких моментов в
жизни Герасима, когда ему
становилось трудно…
( Форма работы – заполнение таблицы
примеров в 2 столбца: примеры из
рассказа , где Герасиму приходилось
нелегко, записывается в 1 колонку,
другую пока не используем )
Приложение 1.
(Прослушивание работ, выполненных
учениками в паре, попутный
комментарий учителя ( возможно,
оценка в устных номинациях «Самое
внимательное чтение» и т.д.)
Выполним дыхательную
гимнастику с подключением
опорно-двигательного аппарата.
Работа
в
парах
,
с
текстом
.
Поиск
информации
.
Заполнение
таблицы
.
Чтение
выписанных
фрагментов
.
Выполнение
комплекса
упражнений
.
Принцип
деятельности
.
УУД
:
коммуникативные
,
познавательные
,
регулятивные
(
развитие
внимания
учащихся
,
монологической
речи
;
создание
благоприятной
атмосферы
заинтересованности
;
работа
над
формированием
логических
умений
:
анализ
,
сравнение
,
обобщение
,
построение
цепочек
рассуждений
).
Коммуникативные УУД:
постановка вопросов,
восприятие чужого текста;
формулирование собственных
мыслей, высказывание и
обоснование собственной
точки зрения; владение
монологической речью,
приёмами устного анализа.
6
7 этап.
Промежуточная
рефлексия.
8
этап. Обновление
созданного
(психологический
комментарий)
Как происходящее с Герасимом
характеризует его ?
Составим кластер.
( Приложение 2)
Теперь, когда мы видим, какие
страдания причинили
глухонемому Герасиму боль,
попробуем порассуждать, Герасим
– несчастная душа, терпеливо
выносящая все удары судьбы , или
добрая душа, которая не гнётся
под напором зла…?
(Опрос устный – рассуждение –
напр., «Герасим – несчастный
человек…» или «
Герасим – добрая душа…»).
Попробуем объяснить (дать
комментарий) каждой записанной
ситуации с Герасимом. Текст
делится по сюжету
(1. Герасим в доме барыни до
отъезда Татьяны.
2.
Герасим приютил Муму)
и составляется комментарий
психологического состояния Герасима
в определенной сюжетной части.
( Приложение 1)
Участие
в
составлении
кластера
,
по
строение
устного высказывания с
опорой на текст,
формулирование
собственной точки зрения
по проблеме.
Работа
с
текстом
,
заполнение
таблицы
,
создание
письменного
ответа
-
первичного
анализа
психологического
состояния
героя
.
Коммуникативные УУД:
Формирование умения осознанно
использовать речевые средства в
соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей;
Познавательные
УУД
:
Владение
навыками
анализа
и
интерпретации
текста
.
7
9
этап
итоговая
социализация
Игра «Мы
психологи».
10.Домашнее задание.
Работа делит класс на 2 группы,
ЭКСПЕРТЫ и
ВЫСТУПАЮЩИЕ. Прослушаем
все комментарии , отражающие
его душевное состояние в
выписанных фрагментах.
Варианты обращения к классу : «Как
вы прокомментировали первую
ситуацию в жизни Герасима?…»
(оценка в номинациях «Самый
удачный комментарий психолога»,
« Самый незаурядный комментарий»)
Домашнее задание - попробуем
написать маленькое эссе/
сочинение – миниатюру по
заданному началу
:
«Я считаю
Герасима человеком
тяжёлой судьбы, потому
что…» или «Герасим –
человек тяжёлой судьбы,
но…».
Каждый ученик выберет тот
вопрос, который ближе его
пониманию. (Кроме того,
выбранный вид сочинения
поможет учителю
Устное
выступление
,
оценка
выступающего
.
Анализ
и
сравнение
собственных
результатов
с
комментариями
своих
товарищей
.
Выбор темы эссе.
Осмысление
собственной точки
зрения
Коммуникативные УУД:
постановка вопросов, восприятие
чужого текста; формулирование
собственных мыслей, высказывание
и обоснование собственной точки
зрения; владение монологической
речью, приёмами устного анализа
Коммуникативные УУД:
Формирование умения осознанно
использовать речевые средства в
соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей
8
11. Последний этап:
рефлексия.
проанализировать способ
мышления ученика.)
Вариант финала урока –сочинение
синквейна:
Судьба(Герасима)
Нелёгкая, беспросветная.
Лишает, не радует, преподносит.
Обрекает на жизнь без любви.
Крепостное право.
Сочинение
синквейна
Регулятивные УУД:
формирование умения
осуществлять познавательную и
личностную рефлексию