"Занятия с обучающимися специальной медицинской группы с заболеванием сколиоз".
Автор: Павловский Константин Викторович Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательного учреждения города Керчи республики Крым "Школа № 10" Населённый пункт: город Керчь Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Занятия с обучающимися специальной медицинской группы с заболеванием сколиоз". Раздел: среднее образование
СКОЛИОЗ
УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Павловский К.В.
г. Керчь
Сколиоз
– заболевание, которое было известно еще врачам древности.
На протяжении многих столетий эта болезнь всесторонне и тщательно
изучалась, выдвигались весьма противоречивые предположения о причинах
ее возникновения. И только в конце прошлого века в связи с созданием
экспериментальных моделей сколиоза и развитием тонких методов
исследования стало возможным изучение этиологии и патогенеза
искривления позвоночника. В итоге старые представления о сколиозе
сменились новыми, его происхождение стали трактовать на основе данных
биомеханических, электрофизиологических, рентгенологических и
морфологических исследований. Однако надо сказать, что и сейчас вопрос о
причинах возникновения искривлений позвоночника остается открытым.
Многообразие этиологических форм искривления позвоночника еще более
осложняет раскрытие подлинной причины сколиоза. В одних случаях сколиоз
выступает в качестве одного из симптомов хорошо известных заболеваний, в
других – является практически единственным признаком, который
определяет тяжесть и течение болезни.
Дети, как правило, рождаются без деформации позвоночника. У
некоторых детей имеются патологические предпосылки (врожденные или
приобретенные) для будущего развития искривления позвоночника. Внешние
условия среды, неправильная поза ребенка в школе или дома, низкие парты
без учета возрастных особенностей и роста позвоночника ребенка,
нерациональный режим – все это ухудшает течение деформации и
способствует более быстрому ее развитию. Недостаточно внимания в школах
оказывается профилактике патологической осанки и физическому
воспитанию учащихся. Особенно велика вероятность различных искривлений
позвоночника в возрасте 13-15 лет – в период усиленного роста костной
системы с определенным отставанием в развитии мускулатуры. Поэтому к
позвоночнику нужно быть очень внимательными в раннем возрасте.
При выполнении лечебной гимнастики проводится общая и
специальная тренировка. Путем общей тренировки весь организм ребенка
постепенно включается в равномерную нагрузку. Обычно более трудные
упражнения чередуются с более легкими. Общая тренировка является лишь
вступлением к специальной тренировке. Общеразвивающие упражнения
включают в себя упражнения общеукрепляющего характера, упражнения на
равновесие, коррекцию движений, вытяжение и расслабление. Упражнения
выполняются с предметами и без.
Специальные упражнения направлены на коррекцию патологической
деформации позвоночника, то есть корригирующие упражнения. Они могут
симметричными, асимметричными и деторсионными.
Симметричные - направлены на сохранение срединного положения
позвоночного столба. Эффект связан с неодинаковым напряжением мышц
при попытке сохранить симметричное положение тела: мышцы на стороне
вогнутости несколько растягиваются, а на стороне выпуклости напрягаются
более интенсивно, происходит выравнивание мышечной тяги, устраняется
асимметрия, ослабляется и поддается обратному развитию мышечная
контрактура на стороне вогнутости сколиотической дуги.
Асимметричные корригирующие упражнения используются с целью
уменьшения сколиотического искривления. При отведении ноги в сторону
выпуклости дуги искривления изменяется положение таза и дуга
уменьшается. При поднятии руки вверх со стороны вогнутости дуга
уплощается.
Деторсионные упражнения направлены на вращение позвонков в
сторону противоположную торсии, вращение производится в сторону
сколиотической дуги. При правостороннем сколиозе торсия происходит по
часовой стрелке, при левостороннем – против часовой стрелки, при
S-
образном – спиралеобразная форма.
В комплекс включаются также дыхательные упражнения.
При сколиозе 1-ой степени применяются общеразвивающие
упражнения, дыхательные упражнения и симметричные упражнения.
При сколиозе 2-ой степени – общеразвивающие, дыхательные и
симметричные, и по показаниям применяются асимметричные и
деторсионные упражнения.
При 3-й и 4-й степени – все виды упражнений.
Противопоказаны упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника
(наклоны, повороты, скручивания), упражнения, приводящие к
перерастяжению позвоночника – висы.
Упражнение №1 . Построение, ходьба с движениями рук, ходьба на
носках.
Упражнение №2. И. п. — основное положение. Поднимание прямых рук
вверх — вдох, опускание — выдох (3—4 раза). Темп медленный.
Упражнение №3 . И. п. — основная стойка, руки на поясе. Сгибание
колена к животу и возвращение в и. п. (3—4 раза каждой ногой).
Упражнение
№4. И. п. — основная стойка, гимнастическая палка в
опущенных руках. Поднимание палки вверх — вдох, опускание — выдох (4
—5 раз).
Упражнение №5. И. п. — основная стойка, палка на лопатках. Наклон
корпуса вперед с прямой спиной и возвращение в и. п. (4—5 раз). При
наклоне корпуса —
выдох, при выпрямлении — вдох.
Упражнение №6. И. п. — основная стойка, палка в опущенных руках.
Приседание с вытягиванием рук вперед и возвращение в и. п. Спина
прямая (4—5 раз).
Упражнение
№7. И. п. — основная стойка, руки перед грудью.
Разведение рук
в стороны ладонями вверх — вдох, возвращение в и. п. —
выдох (3—4 раза).
Группа специальных упражнений, вытягивающих
позвоночник, воздействующих на деформированный отдел
позвоночника, укрепляющих мышцы живота, спины.
Упражнение №8. И. п. — стоя у гимнастической стенки, взявшись
руками за рейку на уровне плеч (рука, соответствующая выпуклой стороне
искривления, на одну перекладину ниже другой руки). Глубокое
приседание и возвращение в и. п.
(3—5 раз).
Упражнение №9. И. п. — лежа на спине, на наклонной плоскости,
взявшись ру ками за рейку гимнастической стенки. Подтягивание согнутых
ног к животу — вы дох, выпрямление — вдох (3—4 раза).
Упражнение №10. И. п. — лежа на животе на наклонной плоскости,
взявшись руками за край (ручки). Попеременное разгибание ног в тазо-
бедренных суставах
(2—4 раза каждой ногой).
Упражнение №11. И. п. — лежа на спине, руки вдоль тела ладонями
вниз, ноги согнуты в коленных суставах. Поднимание таза с опорой на
ладони, плечи, стопы — вдох, возвращение в и. п., выдох (3—5 раз).
Упражнение №12. И. п. — лежа на спине, руки вдоль тела. Движения
ногами, как на велосипеде (10—12 раз).
Упражнение №13. И. п. — лежа на боку; под выпуклую часть грудной
клетки подложен ватный валик, доги разведены. Вытягивание руки вверх с
вогнутой сторо ны искривления позвоночника — вдох, опускание руки —
выдох (3—5 раз).
Упражнение №14. И. п. — лежа на животе, руки с вогнутой стороны
искривле ния вытянуты вверх. Поднять корпус — вдох, возвратиться в и.
п. — выдох (3—4 раза).
Упражнение №15. И.п. — лежа на животе. Отведение ноги в сторону
на стороне выпуклости (при поясничном сколиозе); вытягивание руки вверх
с вогнутой стороны искривления (при грудном сколиозе) и возвращение в
и. п. (4—5 раз).
Упражнение №16. И. п. — лежа на животе; нога (со стороны
выпуклости в по ясничном отделе) отведена в сторону, руки согнуты на
затылке. Развести локти в
стороны, слегка прогнув позвоночник — вдох,
вернуться в и. п. — выдох (3—4 раза).
Упражнение №17. И. п. — лежа на коврике, на животе; руки вытянуты
вперед, опираются на пол. Вытянуться, оттягивая носки ног и вытягивая
руки до предела вперед — вдох, расслабить мышцы — выдох (3—5 раз).
Упражнение №18. И. п. — лежа на боку (выпуклость искривления
позвоночника в поясничном или пояснично-грудном отделе обращена вверх).
Поднимание одной ноги (обеих ног) вверх, возвращение в и. п. (3—4 раза).
Движения совершаются в небольшом объеме.
Упражнение №19. И. п. — стоя на четвереньках у гимнастической
стенки, при держиваясь руками за 2—3-ю рейку. Максимальное отклонение
корпуса назад с выпрямлением рук и последующим возвращением в и. п. (3
—4 раза).
Упражнение №20. И. п. стоя на четвереньках. Вытягивание руки
вперед (с вогнутой стороны искривления в грудном отделе) с одновременным
вытягиванием ноги
назад (с вогнутой стороны искривления поясничного
отдела) и возвращение в и. п. (3—5 раз).
Упражнения на балансирование и дыхание.
Упражнение №21. И. п. — стоя; руки на поясе, на голове мяч (на
ватно-марлевой баранке). Полуприседание с вытягиванием рук в сторону
(4—5 раз).
Упражнение №22. И. п. — стоя; руки разведены в стороны, на голове на
ватно-марлевой баранке медицинбол (весом 1 кг) или волейбольный мяч.
Ходьба на носках.
Упражнение №23. И. п. — стоя в кругу, взявшись за руки.
Вытягивание рук
вверх с одновременным подниманием на носки (4—
5 раз).
Упражнение №24. И. п. — стоя в кругу, взявшись за руки.
Полуприседание с прямой спиной (3—4 раза).
Упражнение №25. И. п. — руки к плечам, ноги на ширине плеч.
Вытягивание рук вверх — вдох, возвращение в и. п. — выдох (3—4 раза).
Список используемых источников
1.
Абальмасова Е.А. Сколиоз: (этиология, патогенез, семейные случаи,
прогнозирование и лечение). – Ташкент: Изд-во мед. лит., 1995. – с. 115
2.
Вайнруб Е.Н., Волощук А.С. Гигиена, обучение и воспитание детей с
нарушением осанки и больных сколиозом. – Киев: Здоровье., 1991. – с. 68-69
3.
Гатовцев П.И. ЛФК и массаж. – М.: Медицина. – 1993. – с. 31
4.
Гриненко М.Ф. Целебная сила движений. – М.: Знание., 1991. – с. 48
5.
Дубровский В.И. Лечебная физкультура. – М.: Гуманитарный
издательский центр., 2004. – с. 58-59
6.
Дубровский В.И. Лечебный массаж. – М.: Изд-во Мартин., 2002. – с. 61-62
7.
Курпан Ю.И., Таламбум Е.А. Физкультура, формирующая осанку. – М.:
Физкультура и спорт., 1991. – с. 121-123
8.
Попов С.Н. Физическая реабилитация. – Ростов на Дону. – Феникс., 1999.
– с. 219
9.
Шкляренко А.П. Оценка эффективности физических упражнений при
сколиотической болезни./ Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК/.,
2003., №5. – с. 115
10. Шкляренко А.П. ЛФК в комплексном санаторном лечении
сколиотической болезни у детей и подростков./ Вопросы курортологии,
физиотерапии и ЛФК/., 2002., №1. – с. 91