"Музыкальный фольклор как средство формирования у учащихся высокой художественной культуры".
Автор: Петрова Ольга Валерьяновна Должность: учитель музыки Учебное заведение: МБОУ СОШ №9 Населённый пункт: город Новочебоксарск, Чувашская Республика Наименование материала: Статья Тема: "Музыкальный фольклор как средство формирования у учащихся высокой художественной культуры". Раздел: среднее образование
Музыкальный фольклор как средство формирования у учащихся
высокой художественной культуры
Искусство – одна из форм общественного сознания, отражая
действительность, искусство воздействует на людей, воспитывает
человека, формирует его взгляды и чувства. Эффект воспитательной роли
музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия
представляются важнейшими критериями, определяющими
общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных
ценностей. Сегодня, когда в мире музыки одновременно сосуществуют
различные музыкальные стили и направления, актуальной становится
проблема формирования у слушателя музыкального вкуса, способного
различать высокохудожественные образцы музыкального искусства от
низкосортных. Средства массовой информации преподносят, а порой и
насаждают юным слушателям продукцию поп- музыки далеко не высокого
качества. Поэтому необходимо знакомить учащихся с
высокохудожественными образцами музыки различных культур и с
музыкальной культурой своего народа.
Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших
предков – осознается современным обществом как значительный фактор
духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным
жизненным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в
выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития
творческих способностей подрастающего поколения. Зародившись во
времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития,
фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о
далеком историческом прошлом.
Внедрение элементов фольклора в практику музыкально
воспитания, изучение традиций и обычаев своего народа являются
важнейшим звеном в процессе формирования у учащихся высокой
художественной культуры. Знание музыкальной культуры своего народа
позволит осознать специфику музыкального творчества и культуру других
народов. В настоящее время изменилось отношение к народной музыке,
поэтому в различных учебных и воспитательных учреждениях (детских
садах, общеобразовательных и музыкальных школах, музыкальных
училищах и др.) используются элементы фольклора. Это особенно заметно
в сельских школах, где в школах, детских домах творчества чаще стала
звучать родная музыка, создаются детские и взрослые фольклорные
ансамбли. Пение, родное слово, игра на народных инструментах,
национальный костюм, игровые и танцевальные элементы – все это
комплексно используется и на уроках музыки.
Используя фольклор, учитель воспитывает музыкально чувства у
учащихся, учит их мыслить образами, помогает им проявить себя,
исполняя, слушая, размышляя, двигаясь, импровизируя.
На протяжении
всей истории музыкального воспитания вырабатывались методические
принципы, позволяющие включать элементы народного творчества в
содержание музыкальных занятий. В результате можно проследить два
основных направления. Одно – ознакомление с фольклором через обработки
народных песен и наигрышей, а также авторскую музыку, основанную на
фольклорном материале. Другое – непосредственное обращение к
аутентичному фольклору.
В настоящее время в практике музыкально-эстетического воспитания в
школе существует тенденция самостоятельного выбора репертуара с
включением образцов народного творчества, поскольку на этнических
территориях существуют свои национальные традиции.
Музыкально-эстетическое воспитание средствами народного
творчества наиболее полно реализуется в художественно-творческой
деятельности.
Существует несколько рекомендаций по использованию музыкального
фольклора на уроках:
а) В музыке разных народов существует «интонационное общее», что
делает музыку универсальным средством общения и передачи опыта
поколений (данное утверждение базируется на трудах Д. Б. Кабалевского, В.
О. Усачевой, Л. В. Школяр, В. А. Школяр).
б) Произведения детского музыкального фольклора развивают детский
голос в его естественной природной позиции, укрепляют его, подготавливают
к исполнению более сложных произведений (Г. М. Науменко).
в) Применение разнообразных видов художественно-творческой
деятельности (пение, рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах,
вышивание и др.) способствует «освоению» художественной культуры
родного края.
г) Для решения проблемы творческого обучения необходимость
соблюдения двух ее ключевых позиций:
- отношение к школьнику как к самоценной личности, уважение,
принятие любых его индивидуально-творческих проявлений;
- создание на уроке атмосферы игры, соблюдение принципа «для
ребенка, а не над ребенком».
2. Главным критериями для отбора музыкального материала и форм
работы должны быть увлеченность, интерес и легкость усвоения знаний
детьми, что воплощает в жизнь один из принципов гуманистической
педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и
удовольствие» (М. Монтень).
3. Разрешение противоречий между непосредственным и
опосредованным познанием фольклорного произведения – обычно
предлагается учащимся в фиксированном виде (нотная запись, звуко - и
видеозапись, кино). Противоречие обостряется еще и тем, что обучение в
школе осуществляется на основе традиций письменной культуры, тогда как в
данном случаи необходимы навыки освоения традиций устной культуры.
Способы разрешения этих и других противоречий находятся в максимальном
приближение к фольклору, в изучении его традиций, в обращении к
аутентичным образцам.
4. Синкретичность фольклора, как вида искусства, представлена в
единстве основных видов музыкальной деятельности. Это активные формы:
пение, речевые упражнения, игра на музыкальных инструментах,
инсценировки, движение. В вокальных произведениях определенное
внимание уделялось слову, умению адекватно прочитывать текст и подбору
соответствующих его художественному смыслу движений.
5. Исходя из принципа школьной программы «Музыка» Кабалевского и
необходимо ставить задачу обучения школьников особой, народной манере
пения. По своей природе музыкальная ткань, содержание, характер, звуковая
сфера уже несут в себе информацию о стиле исполнения, отступление от
которого может исказить смысл произведения.
6. Учитывая ярко выраженный интерес детей к музыкальным
инструментам, необходимо сделать акцент на работе с ними, на их
изготовлении. Рекомендации дают возможность педагогу включить процесс
всех детей, благодаря им педагог сможет разучить концертный номер за две
десятиминутные репетиции.
7. Необходимым сочетанием эффективного музыкально-эстетического
воспитания средствами традиций народного творчества является две формы
обучения.
С одной стороны, урок – основная форма обучения, где происходит
передача новому поколению накопленного человечеством опыта в форме
материальной и духовной культуры.
С другой стороны, внеклассная работа, которая, будучи
дополнительной формой обучения, является действенной частью работы,
направленной на формирование всесторонне развитой личности.
В связи с этим в методических рекомендациях отразился отбор
упражнений, игр, способствующих воспитанию музыкально-эстетической
культуры школьников средствами традиций народного творчества, а именно:
1) музыкальный репертуар;
2) речевые упражнения;
3) ритмико-двигательные элементы;
4) игровые приемы:
5)музыкальные моменты на других уроках;
6) варианты домашних заданий;
7) формы работы с родителями.
Прежде всего на уроках музыки следует провести психологическую
подготовку детей. У многих детей под воздействием современной музыки,
которую они ежедневно слушают, определенным образом складываются и
формируются музыкальное мышление и слух, традиционными и
обыденными становятся ритмы и мотивы массовой песенной культуры.
Поэтому необходим процесс психологической подготовки, с помощью
которого необходимо перестроить стереотип музыкального мышления, для
чего на уроках музыки следует проводить беседы лекции с доходчивыми и
понятными для детей рассказами о русских народных песнях, о неразрывной
связи с бытом, трудом, жизнью крестьян; рассказать о праздниках и обрядах,
на которых они звучали. Можно прочитать рассказы русских писателей, где
говорится о народных песнях, например известный рассказ Тургенева
«Певцы», а также статьи о народной музыке из специальной литературы.
Особенно большую помощь педагогу могут оказать пластинки и
магнитофонные записи с подлинными образцами народных песен в
исполнении как отдельных выдающихся певцов, так и хоровых фольклорных
коллективов. Именно такое ознакомление детей с живым песенным
фольклором и такая форма образовательной работы повышает уровень их
знаний, расширяет общий и музыкальный кругозор, психологически
подготавливает к осознанию важности в жизни людей народной музыки,
пробуждает интерес к ней.
Сейчас в России создается большое количество фольклорных хоровых
коллективов. Они возникают в городах и селах, в местах с сохранившимися
местными песенными традициями и там, где уже произошло влияние
нескольких традиций и трудно выделить какую-то одну. У них разные
возможности и разные цели. Идет поиск преодоления разрыва между
традиционным песенным искусством и современным исполнительством или
отсутствием такого.