"Инновационные подходы в обучении пожарной безопасности старших дошкольников"
Автор: Калинина Ирина Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №83" Населённый пункт: г.Хабаровск, Хабаровский край Наименование материала: методическая разработка Тема: "Инновационные подходы в обучении пожарной безопасности старших дошкольников" Раздел: дошкольное образование
Презентация «Инновационный подходы в обучении пожарной
безопасности старших дошкольников»
Выполнила: воспитатель Калинина И.Г.
Слайд 1: Тема моего выступления «Инновационный подходы в обучении пожарной безопасности
старших дошкольников». Свое выступление хочу начать с высказывания Т. Г. Храмцовой
«Безопасности формула есть: надо видеть, предвидеть, учесть.
Но возможно -все избежать, а где надо- на помощь позвать».
Слайд 2: Цель : формирование у детей старшего дошкольного возраста основ пожарной безопасности
и правил поведения в пожароопасной ситуации.
Слайд 3: Задачи:
-Формирование представлений об опасных ситуациях и способах поведения в них
-Приобщение к правилам безопасного поведения
-Обучение правилам безопасного поведения в случае возникновения пожара
-Формирование осторожного отношения к предметам – повышенным источникам пожарной
опасности
-Воспитание желания оказывать взаимопомощь, бережно относится к своей жизни и здоровью
-Воспитывать уважительное отношение к профессии пожарных.
Слайд 4: Основные принципы
-Принцип полноты- содержание реализуется через все образовательные области
-Принцип системности
-Принцип доступности содержания детям
-Принцип возрастной адрессованности
-Принцип взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи
Слайд 5: Актуальность :
Понятие безопасности прочно вошло в жизнь человека и представляет серьезную проблему
современности. Расширение пространства, в котором проявляет свою активность ребенок на разных
возрастных этапах развития, неизбежно приводит к появлению множества опасностей. Основная
задача взрослых- привить детям культуру безопасного поведения. Создание условий для
формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно-
образовательная работа по ознакомлению их с правилами такого поведения особенно актуальны в
связи с введением во ФГОС ДО в качестве одного из целевых ориентиров дошкольного образования
способности ребенка соблюдать данные правила. Таким образом, безопасность жизни ребенка и
охрана его здоровья –одна из актуальных задач дошкольного воспитания.
Одним из направлений является- формирование представлений о пожарной безопасности.
Правила пожарной безопасности нам настолько знакомы, что порой кажется, что все их знают. Но
статистика говорит о том, что количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. На
пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности.
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в
поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают
благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого
обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить возгорание или
сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Известно, что детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило малоэффективны.
Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков осторожного
обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в
экстремальных ситуациях пожара.
Таким образом, основное содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста строятся на
трансляции предупредительных правил, большая часть этих правил отрабатывается в реальной
жизни ребенка, поэтому работа педагога тесно связана с работой по взаимодействию с родителями.
Слайд 6: Принципы. Процесс обучения детей пожарной безопасности в ДОУ будет эффективным
если:
-использовать инновационные подходы в обучении, новые принципы, инструкции, технологии;
-Реализовать педагогические условия (планирование воспитательно-образовательного процесса,
использование интерактивных средств, форм, методов обучения, учет доступности, системности
предусмотренных мероприятий, наглядно- дидактической оснащенности, референтность
пожароопасного поведения участников педагогического процесса);
-осуществлять педагогическую диагностику знаний, умений и навыков детей по основам пожарной
безопасности.
Слайд 7:
Для успешного освоения программы необходимо грамотно организовывать процесс
обучения пожарной безопасности с дошкольниками, учитывать возрастные особенности, избегать
излишнего запугивания детей, следить за интонацией голоса, заканчивать общение вселением
уверенности в том, что если соблюдать правила личной безопасности, то беды непременно можно
избежать. Работа проводиться по следующим направлениям: НОД, совместная деятельность,
самостоятельная деятельность, работа с родителями, социумом.
Слайд 8: Данная работа осуществляется за счет интеграции содержания образовательных областей
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Обучающие и проблемные
ситуации могут стать частью занятий, проекта, экскурсии, наблюдении, а игровая ситуация может
лечь в основу сюжета ролевой режиссерской или театрализованной игры.
Слайд 9 :
ИКТ. Использование информационно- коммуникативных технологий в обучении
дошкольников пожарной безопасности позволяет повысить работу педагога. Показ слайдов,
предметных картинок, наглядных и мультимедийных пособий-позволяет вызывать и поддерживать у
детей устойчивый интерес к обсуждаемой теме. Мультимедийные пособия используются в работе с
детьми средней группы и старше и могут могут транслироваться при помощи мультимедийных
установок –интерактивную доску, телевизор, музыкальный проигрыватель, ноутбук. Просмотр
обучающих фильмов по пожарной безопасности, мультфильмов, онлайн-диафильмов- позволяет
представить динамично развивающие действия, иллюстрирующее события или явления, которые
невозможно продемонстрировать в непосредственных условиях. Приключения, происходящие с
анимированными персонажами, позволяют детям пережить важные жизненные ситуации и получить
ценный опыт поведения в опасных ситуациях.
Показ мультимедийных презентаций, демонстрация фрагментов электронных энциклопедий,
использование интерактивных игр в работе с детьми, делают занятия более яркими, интересными,
повышают познавательный интерес детей.
Слайд 10: В работе по обучению детей пожарной безопасности большое значение имеет организация
предметно-пространственной развивающей среды. В группе создан уголок безопасности, где
находится пожарный щит, стенд по пожарной безопасности, атрибуты к сюж.ролевым играм, макеты
огнетушителей, пожарная машина, настольные игры, макеты улицы с пожарником и т.д.
Слайд 11:
Использование в работе познавательно-исследовательской деятельности позволяет
познакомить детей с огнеопасными предметами. Организовать со старшими дошкольниками опыты с
огнем: Можно провести опыт –«Как быстро загораются предметы из разных материалов, «Опыт-
«Пожары загрязняют воздух», показывает что в результате горения появляется копоть, которая
загрязняет воздух и вредит здоровью. Опыт «Свойства огня»-показывает чем можно затушить огонь.
Таким образом, комментированный показ безопасных действий с предметами и проведение
простейших опытов, является очень действенным способом демонстрации конкретных приемов
обращения с потенциально опасными предметами.
Проводятся экскурсии в детском саду к стенду «Пожарной безопасности», «Пожарным щиткам»,
«Знакам эвакуации», Экскурсия в пожарную часть №3 позволяет максимально приблизить детей к
реальности. Наблюдение за работой пожарных, способствует обогащению личного опыта детей и
формируют уважение к профессионалам , которые спасают жизнь людей.
Слайд 12: Чтение художественной литературы , загадывание загадок, проведение викторин
Являются необходимыми методами в работе по обучению пожарной безопасности детей.
Дети на примере литературных персонажей анализируют их поведение и поступки, решают как бы
сами поступили в данной ситуации.
Слайд 13 : Схемы. Использую в работе со старшими дошкольниками схемы, карточки, алгоритмы,
что позволяет сформировать у детей произвольность действий, способствует развитию навыков
самоконтроля. Упражнять детей в составлении рассказов на заданную ему по схемам. Развивать
логическое мышление, воображение. Например нужно составит алгоритм действий при лесных
пожарах, твои действия при пожаре и т.д.
Слайд 14: Дидактические игры. Так как ведущим видом деятельности в детском саду является игра,
то обучение пожарной безопасности необходимо проводить в игровой форме. В работе мы
используем дидактические игры: «Что лишнее», «Что нужно пожарнику» и т.д.
Слайд 15: Очень важно проводить сюжетно ролевые, театрализованные игры, тренинги, создавать
проблемные ситуации , использовать моделирование пожароопасных ситуаций.
Все это позволяет отработать навыки правильного безопасного поведения в конкретных опасных
ситуациях.
Слайд 16: В ходе проектной деятельности с детьми были изготовлены альбомы по пожарной
безопасности, книжки – самоделки, электронные книги, макеты, буклеты. Родители были вовлечены в
совместную деятельность с детьми.
Слайд 17:
Через продуктивную деятельность художественное творчество (рисование, лепку,
аппликации) происходит закрепление знаний пожарной безопасности, происходит развитие образного
представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или
объектов и передавать их.
Очень важно проводить конкурсы рисунков по теме, что повышает активности детей.
Слайд 18: В группе проводятся спортивные развлечения, подвижные игры , эстафеты.
Слайд 19: В нашем детском саду регулярно проводятся встречи с представителями МЧС, что также
привлекает внимание детей к противопожарной безопасности. Цель таких мероприятий знакомить
детей с работой служб спасения «01» и «112».
Слайд 20: Работа с родителями . Как уже отмечалось, введение и отработка многих правил личной
безопасности невозможно без активного участия в них родителей. Работа с родителями по пожарной
безопасности проводится с использованием следующих форм сотрудничества:
-родительские собрания на тему « Один дома», совместные проекты, тематические досуги, экскурсии
и т.д. Немаловажную роль во взаимодействии с родителями на современном этапе играет наглядный
материал, с обязательным информационным компонентом .Это листовки, памятки, буклеты, уголок
безопасности, памятки и .д. Беседы, консультации по пожарной безопасности.
Слайд 21 : Результативность
В результате проводимой работы у детей сформированы навыки безопасного поведения с огнем;
-Знают правила безопасного поведения с огнем и умеют адекватно себя вести в пожароопасных
ситуациях дома, на природе.
-Обучены правилам безопасного поведения в случае возникновения пожара
-Умеют обращаться с предметами повышенной пожарной опасности, электроприборами
-У дошкольников развивается возможность осознания своего здоровье сберегающего поведения
-Ребенок из пассивного объекта становится активным субъектом собственного здоровья и
безопасности.
Слайд 22: Вывод
Таким, образом можно сделать вывод, что целенаправленная работа педагога, при использовании
интегративного подхода при организации образовательного процесса, воспитании и привитии
навыков культуры поведения безопасного обращения с огнем, является наилучшим способом
снижения количества пожаров и уменьшения их последствий. Использование инновационных
методов в работе приводит к наиболее эффективному решению образовательных задач по
формированию основ безопасности жизнедеятельности. Чем раньше человек изучит основные
принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будет
результат.