Автор: Лукянчук Наталья Анатольевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ СОШ № 30 Населённый пункт: г.Пятигорск Наименование материала: Экологический проект Тема: Проект по экологии "Река Подкумок" Раздел: начальное образование
Проект осуществляется при поддержке администрации школы.
Исполнитель проекта – учащиеся 2Г ,3В, 3Г , 9Б.
Стратегический партнёр – школьная библиотека, детская библиотека,
родители.
Объект исследования – река Подкумок
Сроки реализации – 3 месяца
Основные цели проекта:
-Воспитать бережное отношение к окружающей природе, понимание необходимости
охраны природных объектов, содействие улучшению экологической обстановки вблизи
реки Подкумок
-Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание представлений о реке
Подкумок как ближайшей к школе реке, о его размерах и протяженности, степени
загрязненности, значение реки для края и города
-формировать экологическую культуру учащихся на основе духовно-нравственного
развития личности
-Воспитывать уважение к истории и традициям предков, формировать правильную
самооценку, взаимодействие и солидарность в коллективе.
Развивать связную речь при защите проекта.
Задачи проекта:
Сформировать у подрастающего поколения активную жизненную позицию
Сформировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды
Развивать у детей умение выделять главное, существенное в изучаемом материале,
сравнивать и обобщать факты.
Создать условия для развития речи и самостоятельной исследовательской деятельности.
Ожидаемый результат:
Повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды
Повышение экологической культуры учащихся
Использование реки на уроках биологии, географии, физики, изо, технологии.
Создание благоприятных условий для укрепления и сохранения здоровья.
Типология проекта
По доминирующей в проекте деятельности - частично-поисковый
По предметно содержательной области - межпредметный
По характеру координации проекта - непосредственный
По харатеру контактов - внутришкольный
По колличеству участников - групповой
По продолжительности – средний
Актуальность проекта
Экологический подход в образовании формирует мотивацию изучения естественных наук,
пробуждает у школьников чувство любознательности. Знание экологических законов,
правил, теорий , понятий, научных фактов позволяет сформировать духовно-нравственную
личность, способную решать проблемы в любых социоприродных ситуациях.
Обеспечивает школьникам высокий уровень самостоятельности - учащиеся выступают в
роли разработчиков и исполнителей проекта.
Главная идея проекта
Развивать понимание роли личной ответственности подрастающего поколения за чистоту
окружающей среды
Пошаговые мероприятия:
1.Выбор темы
Часто мы выходим на прогулку, и дети задают вопросы
- Какая река протекает вблизи школы?
-Где она берет начало?
-Где ее устье?
-Как далеко она течет?
Чтобы дать возможность детям ответить на вопросы. Решено было выполнить
коллективный проект по теме «Река Подкумок»
2.Разработка проекта:
После выбора темы деятельности уч-ся делятся на группы:
1 Научная
2. Исследователи.
3.Фотокорреспонденты
4.Творческая
5.Экологи
Определяются задачи, планируют работу. Все группы работают параллельно.
Группа фотокорреспондентов
Цель: сбор материала на местах экскурсий, провести фотосъемку, подготовить фотоотчет.
Этап реализации:
1.Провести фотосъему на экскурсии к устью реки, исследовать освещенность,
зашумленность, загрязненность .
2.Провести фотосъемку на экскурсии к первой электростанции в Российской империи
(Белый уголь около Ессентуков)
3.Провести фотосъемку при сборе мусора у реки Подкумок.
Группа исследователей
Цель: провести исследования и зафиксировать результаты исследований.
Этапы реализации :
1.Провести опыты по измерению температуры воздуха и воды, освещенности,
зашумленности
2.Провести опыты на наличие взвешенных частиц в составе речной воды.
3.Зафиксировать результаты в таблицы
4.Подготовить отчет.
Научная группа
Цель: собрать информацию о географическом положении, навести исторические справки
о реке.
Этапы реализации:
1.Подготовить сообщение на тему «Географическое положение реки Подкумок»
2.Подготовить доклад о населенных пунктах, находящихся вдоль реки Подкумок
3.Подготовить доклад на тему: «Интересные факты из жизни реки»
Творческая группа
Цель: донести до детей красоту и необходимость защиты реки
Этапы реализации :
1.Подобрать пословицы и загадки, стихи о реке
2.Нарисовать пейзажи
3.Организовать выставку работ.
Группа экологов
Цель : собрать информацию об экологической обстановке реки в районе школы
Этапы реализации:
1.Сбор фотоматериала о загрязнении реки
2.Выпуск экологических листовок в защиту реки Подкумок и приобщение
фотоматериалов.
3.Представить авторские экологические сказки и рассказы о реке.
4.Этап. Реализация проекта
Этап самостоятельной работы учащихся под руководством учителей
5.Этап. Презентация проекта
Этап завершения работы над проектом, анализ проделанного, самооценка и оценка со
стороны, публичная демонстрация результатов – продукта проектной деятельности
каждой группы.
Презентация итогов проекта «Река Подкумок» осуществляется в классе с приглашением
учащихся других классов и педагогов школы.
Ход мероприятия
Столы расставлены в классе по количеству рабочих групп.
Роль ведущих выполняют дети из творческой группы.
Ведущий. Мы живем в районе, где протекает шумная река Подкумок. Чтобы ответить на
вопросы о реке, интересующие детей, побольше узнать о реке, мы разделились на группы.
У каждой группы было свое задание. Сейчас предоставим им слово:
1.
Научная группа .
- Ребята ходили в библиотеку, пользовались справочной литературой. Сейчас они
расскажут о результатах своей работы.
2.
Фотокорреспонденты
- Во время экскурсий мы проводили фотосъемку реки вблизи школы, устья
Подкумка около с.Краснокумское Георгиевского района, электростанции на
Подкумке около Ессентуков, на Белом угле.
3.Группа исследователей
- Мы проводили исследования на реке, фиксировали результаты в таблицу и сейчас вас
ознакомим с выводами.
3.Творческая группа
- Наша задача - найти загадки и стихи о реке. Сейчас мы прочитаем сказку, которую
придумали дети о Подкумке. Покажем выставку детских работ.
4.Экологи
- Изучив экологическую обстановку реки в нашем микрорайоне, мы бьем тревогу и хотим
поделиться своими опасениями с населением нашего района.
- Мы решили призвать людей на защиту реки и выпустили листовку.
Ведущий. А сейчас в заключение нашего проекта предлагаем вам создать коллаж на тему
«Река Подкумок» (на столах лежат бумажные цветы, деревья, бабочки, кустарники,
солнышко, облака, лягушки, рыбки, кораблики и тд.) Давайте покажем какой мы хотели бы
видеть наше реку .
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЛИСТОВКА
Дорогие друзья!
К вам обращаются ученики МБОУ СОШ № 30.
Удивительна и неповторима природа родной земли.
Восхищение ею, сострадание к ней,
сохранение ее – благородная цель
каждого человека. Любовь к природе, а
значит, к Родине начинается с самого простого –
чистоты и уюта своего двора, улицы,
с сохранения родников и ручейков, которые дают
начало нашим рекам.
Пусть наша река Подкумок ,будет чистой и уютной.
Для сохранения своей реки мы предлагаем:
__________________________________________
_____________________________________________
__ ____________________________________________
_ ____________________________________________
_____________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
_____________________________________________