Автор: Трифонова Любовь Николаевна Должность: учитель музыки Учебное заведение: ГОУ РК "Специальная (коррекционная) школа №42" г.Воркута Населённый пункт: Коми РК г. Воркута Наименование материала: Конспект урока музыки Тема: "Музыка и сказка" Раздел: начальное образование
УХОМЛИНСКИЙ
В наш стремительный век инноваций современное образование выдвигает в
качестве
приоритетной
проблему
творчества,
развития
творческого
мышления,
способствующего формированию творческого потенциала личности.
Способность к
творчеству становится чертой личности человека, т.е. креативностью.
В данной методической разработке отражены потребности педагога в применении
новых технологий, методик преподавания уроков музыки. Отличительной чертой уроков
музыки является обязательное единство эмоционального и сознательного, каждый
элемент урока должен вызывать активное, заинтересованное отношение детей к музыке.
Данный
урок
музыки
организован
таким
образом,
чтобы
максимально
способствовать
реализации
образовательных,
воспитательных
и
коррекционно-
развивающих задач, вовлекая обучающихся в процессе творчества.
Учебная деятельность, содержание учебного материала, учебного инструментария
носят системно-деятельностный подход, что способствует формированию и развитию
универсальных учебных действий.
Форма урока: урок-сказка.
Тип урока: объединенный (комбинированный) урок - повторение и проверка
пройденного, изучение и закрепление новых знаний.
Применяемые технологии:
технология развития процессов восприятия;
технология развития ассоциативно-образного мышления;
технология развития познавательных интересов;
здоровьесберегающая технология;
технология развития аналитических навыков;
ИКТ.
Тема урока «Музыка и сказка» вводит учащихся в особый детский сказочный мир,
мир творческих мыслей и чувств. Таким образом, через сказочные образы происходит
знакомство с классическим наследием композитора-сказочника Н.А. Римского-Корсакова,
с творчеством русского поэта А.С. Пушкина, на примере его «Сказки о Царе Салтане».
В соответствии с программой по учебному предмету учащиеся углубляют знания о
творчестве композитора Римского-Корсакова, о роли музыки в сказке Пушкина, о
художественных,
поэтических,
музыкальных
образах
и
средствах
музыкальной
выразительности.
Урок построен таким образом, чтобы воздействовать на чувства ребенка, помочь
учащимся проанализировать, осмыслить, обобщить, сравнить несколько видов искусств,
найти в них общее и различное. Ребята приобретают навыки работы в группе, в паре,
учатся классифицировать учебный материал. Чтобы обучающиеся могли с удовольствием
проявлять свои творческие способности и ощущали уверенность в своих силах, свою
значимость в урок включены творческие задания.
Методика проведения урока содействует гармоничному сочетанию нового и
пройденного материалов, что способствует созданию условий для его последовательного
усвоения.
превратить урок искусства в диалог разных видов искусств: музыки, поэзии,
и живописи.
воспитательные:
обогащение внутреннего мира обучающихся, соединив воедино несколько видов
искусства: музыку, литературу, живопись;
воспитание интереса к творчеству русского композитора Н.А. Римского-Корсакова,
поэта А.С. Пушкина, художника М. Врубеля;
пробуждать добрые чувства, чувство прекрасного чувства патриотизма, культуры
поведения, уважения к народным традициям;
создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе.
образовательные:
расширение кругозора детей новыми знаниями о творчестве русского композитора
Н.А. Римского-Корсакова, поэта А.С. Пушкина, художника М. Врубеля;
активизация
мотивации
к
изучению
культурных
традиций
народа
через
приобщение к музыке, литературе, живописи;
формирование правильной самооценки, уважительного отношения друг к другу,
к самому себе.
коррекционно-развивающие:
развитие образных представлений на основе музыки Римского-Корсакова «Три
чуда», сказки А.С. Пушкина, живописи М. Врубеля.
развитие
уровня самооценки учащихся,
смекалки, логического мышления,
эмоционально-волевой сферы;
развитие музыкальной памяти, словарного запаса, навыка анализа музыкальных
произведений, коммуникативных умений;
развитие образного и ассоциативного мышления, творческих навыков: фантазии,
воображения в различных видах музыкальной деятельности;
формирование художественно-эстетического вкуса, духовности, креативности.
Результативность данной методической разработки заключается в :
обогащении внутреннего мира обучающихся через знакомство с различными
видами искусства: музыкой, литературой, живописью;
формировании правильной самооценки, уважительного отношения друг к другу,
к самому себе;
формировании художественно-эстетического вкуса, духовности, креативности.
фрагмент песни
«Приходи сказка» музыка В. Дашкевича;
фрагмент из балета «Щелкунчик», «Танец Феи Драже», музыка П.И. Чайковского;
фрагмент из сюиты «Три чуда», «Полет шмеля», музыка Н.А. Римского-Корсакова;
видеоряд: «Белка», из сюиты «Три чуда», музыка Н.А. Римского-Корсакова;
видеоряд: «33 богатыря», из сюиты «Три чуда», музыка Н.А. Римского-Корсакова;
видеоряд: «Царевна-Лебедь», из сюиты «Три чуда», музыка Н.А. Римского-
Корсакова;
песня: «Здравствуй, Родина моя», музыка Ю. Чичкова;
«Во саду ли в огороде», русская народная песня.
мультимедиа проектор, компьютер, презентация;
дидактический материал,
представленный в виде иллюстрированного
приложения в среде Power Point XP (слайды на тему «Сказка», картина художника М.
Врубеля «Царевна-Лебедь»);
портреты Н.А. Римского-Корсакова, А.С. Пушкина;
карточка с буквами для определения темы урока;
карточки-таблицы с иллюстрациями, для заполнения музыкальных образов
героев музыкальной сюиты «Три чуда»;
афиша, иллюстрации, клей;
шумовые музыкальные инструменты: трещотки, ложки деревянные, бубны;
платочки, балалайки;
поощрительные карточки «Радуга звуков», вручаются в ходе урока;
карточки с оценками;
цветик - семицветик для самооценки музыкальной деятельности, магниты.
Показ презентации
Слайд 1
1. Организационный момент.
Под фрагмент песни «Приходи сказка» музыка В. Дашкевича, в класс входят учащиеся.
У.:
Ребята, обратите внимания как много у нас на уроке гостей, пожалуйста,
приветствуйте наших учителей.
Учащиеся: Я, ты, он, она, вместе школьная семья.
В школе знаний мы друзья, здравствуйте, учителя!
У.: И мы вас приветствуем, ребята! Давайте перенесёмся в страну весёлых мультяшек и
получим заряд здоровья и положительных эмоций!
Слайд 2
Музыкальная разминка
2. Актуализация знаний.
У.: Молодцы ребята, вижу, появились улыбки на ваших лицах, мне нужно, чтобы вы были
активны на уроке и в хорошем настроении, сегодня я приготовила для вас призы и назвала
их «Радуга звуков». Если вы даете полный правильный ответ, «Радуга звуков» переходит
к вам. В конце урока мы посмотрим, кто из вас знаток музыки, кто был активным на
уроке. Итак, настраиваемся слушать музыку.
Слайд 3
Звучит фрагмент из балета «Щелкунчик», музыка П.И. Чайковского
У.:
Легкими шагами, завораживая нас своей красотой, своим волшебством, своей
фантазией к нам явилась...
Предполагаемые ответы у.: Сказка.
У.: Почему вы ответили сказка? Какую музыку вы услышали? Как она называется?
Предполагаемые ответы у.: Мы услышали волшебную, сказочную музыку.
Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
У.: Молодцы (призы). Сказки любят все, и взрослые, и дети! А вы читаете сказки? Хочу в
этом убедиться. Определите, пожалуйста, из какой сказки данный фрагмент?
Он над ней жужжит, кружится, (аудиозвучание голоса учителя)
Прямо на нос к ней садится.
Нос ужалил богатырь,
На носу вскочил волдырь.
У.: Кто готов ответить? Из какой сказки фрагмент? О чем рассказывает автор сказки?
Предполагаемые ответы у.: «Сказка о царе Салтане». Царевич превратился в шмеля…
У.: Назовите, пожалуйста, автора сказки.
Предполагаемые ответы у.: А.С. Пушкин.
У.: А.С. Пушкин (портрет на доске). С помощью чего создает свой образ поэт?
Предполагаемые ответы у.: С помощью слова и пера.
У.:
Сейчас вы прослушаете фрагмент знакомого вам музыкального произведения,
вспомните его название, обратите внимание, какие инструменты главные, солирующие.
Слайд 4
Слушание: «Полет шмеля», музыка Н.А. Римского-Корсакова.
Итак, кто вспомнил название пьесы?
Предполагаемые ответы у.: Пьеса называется «Полет шмеля», композитора Римского –
Корсакова.
У.: Что изображает музыка? Что вы представили, прослушав эту музыку?
Предполагаемые ответы у.: Музыка изображает полет, движение.
У.: Какой музыкальный инструмент главный, слышится сильнее других?
Предполагаемые ответы у .: Главный инструмент балалайка.
У.: Какой оркестр исполнил музыку?
Предполагаемые ответы у.: Музыку исполнил оркестр русских народных инструментов.
Слайд 4
У.: Проверяйте правильность своих ответов. Молодцы, ребята! Какая профессия у
музыканта, который руководит оркестром?
Предполагаемые ответы у.: Профессия дирижер!
У.: Обратите внимание на костюмы музыкантов, они красные, голубые и белые! Вам что
нибудь это напоминает?
Предполагаемые ответы у.: Флаг России.
У.: Молодцы ребята! Оркестр русских народных инструментов музыкальный символ
нашей страны, музыканты выезжает на гастроли с концертами в разные уголки мира и
языком музыки рассказывают о нашей России.
3. Постановка темы и проблемы урока.
У.: Обратите внимание на доску, что вы видите?
Предполагаемые ответы у .: Мы видим буквы.
У.: Сложите заглавные буквы и прочитайте, какие слова получились?
МУЗЫКА И СКАЗКА!
Замечательно! Вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке?
Предполагаемые ответы у .: О музыке и сказке.
Тема урока: «МУЗЫКА И СКАЗКА» (на доске)
У.: Ребята, как вы думаете, есть ли связь между музыкой и сказкой?
Предполагаемые ответы у.: Музыка делает сказку красивой, волшебной…сказочной.
У.: Да музыка живет с нами везде в пении птиц, в шуме дождя, и в журчании весеннего
ручейка… Все эти удивительные звуки мы должны уметь слышать и слушать, удивляться
и радоваться им. Как вы думаете, где все эти звуки оживают, становятся волшебными?
Предполагаемые ответы у.: В сказках.
4. Составление проекта решения проблемы.
Творчество, какого композитора-сказочника мы изучаем?
Предполагаемые ответы у.: Творчество Н.А. Римского - Корсакова.
У.: Когда Римский-Корсаков прочел сказки Пушкина, он воскликнул: «Что за прелесть
эти сказки». Композитору тут же захотелось оживить звуками, изобразить музыкой
образы сказочных героев «Сказки о царе Салтане. Свою музыку Николай Андреевич
назвал: «Три чуда».
У.: Интересно, какими же чудесами полна музыка, какими средствами музыкальной речи
рассказывает композитор, хотите узнать? Будем вместе в этом разбираться.
А чтобы это узнать, мы будем слушать музыку, стихи, анализировать, сравнивать,
находить одинаковое и разное в музыке, стихах и картине, учиться высказывать свое
мнение, не перебивая друг друга и выполнять другие интересные задания.
У.: Ваш товарищ прочтет строки из сказки , послушайте, как словом изображает свое чудо
поэт.
Ученик: Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка там живет ручная,
Да затейница, какая!
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет.
У.: Как словом изобразил белочку А.С. Пушкин?
Предполагаемые ответы у.: Веселая, проворная, затейница, певунья.
У.: Посмотрите и прослушайте как Римский–Корсаков, передает музыкальный образ
белочки? Обратите внимание на характер и темп музыки.
Слайд 5
Видеофрагмент «Белка» музыка Н.А. Римского-Корсакова
У.: Каким характером наделил белочку композитор?
Предполагаемые ответы у.: Характер веселый, легкий, подвижный…
У.: Какой темп музыки?
Предполагаемые ответы у.: Темп средний.
У.: Как вы думаете? Почему белку можно назвать чудом?
Предполагаемые ответы у.: Грызет орешки золотые, танцует весело.
У.: А еще ребята, композитор колокольчиками передает сказочность, волшебство этой
музыки , как будто сверкают изумруды.
У.: Под какую песенку танцевала Белочка?
Предполагаемые ответы у.: под русскую народную песню: «Во саду ли в огороде».
У.: И наряд надела народный! Это говорит о том, что сказки и песни писались для народа
и о народе.
У.: Ребята, а в музыке и стихах образы белочки похожи или нет?
Предполагаемые ответы у.: да, они совпадают. И в музыке, и в стихах белочка,
затейница, плясунья, грызет золотые орешки.
У.: Русский народ любил петь, танцевать. Давайте и мы с вами исполним эту русскую
песенку. Передайте игривый, шуточный характер, следите за дикцией, хорошо пропевая
каждое слово песни.
Исполнение песни: «Во саду ли в огороде», р.н.м. (стоя)
(работа над вокально-хоровыми навыками)
У.: Предлагаю нам всем исполнить творческую пляску, под аккомпанемент народных
инструментов. Все ребята выходите, поиграйте, попляшите.
Слайд 6
Творческая пляска. Детский оркестр.
(платочки, балалайки, трещотки, бубны, ложки, колотушки) (дети садятся)
У.: Понравилось вам, ребята? И мне понравилось, молодцы.
И вновь все внимание на экран.
О чем же мы узнаем в следующем
фрагменте?
Пожалуйста, смотрите и слушайте внимательно, как музыка Римского-Корсакова передает
следующее чудо. Если услышите звучание знакомых инструментов, изобразите, как на
них играют.
Слайд 7
Видеофрагмент «Три Богатыря», музыка Н.А. Римского-Корсакова
У.: Что за сигнал мы услышали в начале?
Предполагаемые ответы у.: Фанфары! Какой инструмент вы изображали? Труба.
У.: Кто определил, какой музыкальный жанр звучал?
Предполагаемые ответы у.: Марш.
У.: Какими вы увидели и услышали богатырей? Как композитор изобразил богатырей?
Предполагаемые ответы у.: Музыка рассказала о мужестве и силе богатырей, слышится
шум моря.
У.: Слышится поступь шага витязей-богатырей, идут сильные, храбрые, великаны.
У.: Молодцы, именно такой образ богатырей и задумал поэт.
У.: Море вздуется бурливо, закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой, разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря!
У.: Ребята, какое чудо вы увидели и услышали?
Предполагаемые ответы у . : Второе чудо - 33 богатыря.
У.: Богатыри – это защитники нашей Родины, давайте подарим им песню о нашей
Родине. Пойте дружно, весело, слушайте музыку.
Песня: «Здравствуй, Родина моя», музыка Ю. Чичкова
(1куплет исполняют мальчики, 2 куплет – девочки, 3 куплет – все)
У.: Вы старались, молодцы, исполнили выразительно, как настоящие артисты.
Слайд 8
У.: Посмотрите на картину, это сказочный образ девушки-птицы, художник М. Врубель.
Вы уже сказали, что писатель создает образ с помощью слова, композитор - с помощью
музыкальной речи, а с помощью чего создает свой образ художник? (кисти и красок).
Посмотрите, как художник изобразил сказочный образ. Волшебная – девушка – птица,
плывущая к далекому берегу. Девушка оборачивается, её нежное лицо печально, глаза
светятся грустью. Лучи солнышка играют на нежном оперении.
1. Как вы думаете, какое настроение передает художник?
Предполагаемый ответ у.: печаль, грусть.
2. Фон, на котором изображена царевна?
Предполагаемый ответ у. : краски темные, мрачные.
3. Портрет царевны (глаза, лицо, одежда)?
Предполагаемый ответ у.: глаза печальные, грустные, лицо
красивое, молодое, перышки переливаются!
4. Что понравилось в картине?
Предполагаемый ответ у.: царевна красивая, молодая и др.
У.: Говорят, царевна есть, что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает…
Вот так с помощью слов Пушкин описал красоту и сказочность Царевны-Лебеди.
Давайте послушаем и посмотрим, как с помощью музыки композитор передает образ
Царевны-Лебеди.
Слайд 9
Видеофрагмент « Царевна-Лебедь» , музыка Н.А. Римского Корсакова
(выключение видеопроцессора)
У.: Какой образ царевны возник у вас?
Предполагаемые ответы у.: Печальная, грустная и в то же время в музыке слышится
радость…
У.: Какие разные образы возникли у вас. Спасибо, ребята!
У.: Что же еще передает музыкой Н.А. Римский-Корсаков? Композитор рисует образ
птицы, плывущей по волнам, вольно, широко, звуки музыки напоминают всплески воды,
которую стряхивает с себя лебедь. Слышится таинственное превращение лебедя в
царевну.
Что общего между картиной, стихами и музыкой?
Предполагаемые ответы у.: Везде изображена царевна лебедь.
У.: А чем они отличаются?
У.: На картине у художника она грустная, печальная, красивая, у Пушкина в стихах она
сказочно красивая, волшебная, вспомните, как он сказал о ней: «Что не можно глаз
отвесть…»
А в музыке, она какая? Как музыка передает её состояние? Какое оно, встревоженное, и в
то же время слышится радость. Представьте, что Лебедь превратится в царевну и
встретится с царевичем, а это волнительное чувство.
У.: Для того чтобы люди не переставали любить музыку, учились слушать её, мы с вами
составим афишу-приглашение на концерт, где будет звучать сказочная музыка «Три
чуда». Афиша – это красочно оформленная реклама.
Составление афиши (работа в группе)
Остальные ребята заполняют таблицу, работают в парах.
Заполнение таблицы (работа в парах)
(Дифференциация заданий по степени сложности). Не забывайте оценить себя.
Оценка выполненных заданий
5. Подведение итога урока.
У.: Итак, ребята, вспомните, о чем мы сегодня говорили, как наш урок называется? Какие
два главных слова вы запомнили?
Предполагаемые ответы у.: Сказка и музыка.
У.: О чем мы сегодня узнали?
Предполагаемые ответы у.: О трех чудах, вспомнили стихи Пушкина, прослушали
музыку Н.А. Римского-Корсакова.
У.: Чему научились?
Предполагаемые ответы учащихся с помощью учителя: Научились рассказывать о
музыке, анализировать, высказывать свое мнение, сравнивать стихи, музыку, картину, т.е.
разные произведения искусства, находить в них одинаковое и разное, а главное мы учимся
слушать и слышать музыку. И опять мы услышали, что музыка основана на трех
музыкальных жанрах - песня, (лебедь) танец (белочка) и марш (33 богатыря).
6. Рефлексия.
У.: Ребята, я вас попрошу оценить свою деятельность на уроке, подсчитайте свои радуги
звуков и поставьте себе оценку за работу на уроке, карточки с оценками находятся у
каждого на парте.
Если работали в полную силу, поднимите - 5.
Если ошиблись один, два раза – 4.
Если были не совсем активны и допускали ошибки -3.
У.: Какие молодцы! Вы показали хорошие знания! И оценили себя справедливо.
Ребята, подскажите мне, что это за цветок?
Предполагаемые ответы у.: Цветик - семицветик.
У.: Да, это наш помощник на уроках, о чем он нам рассказывает?
Предполагаемые ответы у.: о музыкальной речи - о мелодии, о темпе, о ритме…
У.: Сегодня он вам поможет определить: если урок вам понравился, возьмите магнитик и
прикрепите красный лепесток к сердцевине цветка на доске.
Если кому-то было трудно, то зеленый. А если урок не понравился, то синий.
(дети прикрепляют лепестки на доске)
Спасибо за урок, молодцы, вижу, урок удался, цветик получился ярким.
У.: Дома попробуйте себя в роли художников: изобразите красками то, что изобразил
Н.А. Римский-Корсаков в музыке. Нарисуйте героя музыкальной сказки: «Три чуда»,
понравившегося вам больше всего…
А вам, ребята другое задание, попробуйте изобразить образы по заданному образцу.
(Дифференциация заданий по степени сложности).
Сегодня мы с вами побывали в сказке, а в сказке всегда побеждает добро и как знак
доброты, сегодня всем ставлю «5» за работу на уроке. Спасибо за работу на уроке.
Я хочу, чтобы сказка жила рядом с вами, а музыка воодушевляла на добрые дела.
До новых встреч с музыкой!
Выход из класса, под фрагмент песни: «Приходи сказка» музыка В. Дашкевича.