Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мужевская средняя общеобразовательная школа
имени Н.В.Архангельского»
(МБОУ «Мужевская СОШ им.Н.В.Архангельского»)
Коррекционные приемы обучения младших школьников
математике.
Мужи
Очень часто дети с нарушениями развития отличаются пониженной математической
подготовкой. Они усваивают программный материал не полностью; плохо запоминают и
слабо удерживают в памяти то, что преподносится им на уроке; их знания недостаточно
четки. Этим детям требуется дополнительная помощь учителя, специфические приемы
обучения.
Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении
математики, строится в соответствии со следующими основными положениями:
Восполнение пробелов дошкольного математического развития детей путем
обогащения чувственного опыта, организации предметно-практической
деятельности.
Пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих
учащихся к восприятию новых трудных тем.
Дифференцированный подход к детям – учет сформированности знаний, умений и
навыков.
Формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления.
Развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной
деятельности; развитие зрительного и слухового восприятия, формирование
мыслительных операций.
Активизация речи детей в единстве с их мышлением.
Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к
предмету.
Формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля.
Центральное место в программе по математике для начальной школы занимает
изучение нумерации чисел и арифметических действий с числами. Успешность изучения
математики в 1 и последующих классах зависит от качества усвоения детьми состава
чисел первого десятка. Это та основа, без которой невозможны дальнейшие действия с
многозначными числами.
Многие первоклассники, приступая к обучению, не успели приобрести достаточный
наглядно-практический опыт, необходимый для успешного формирования понятия числа.
Дети не всегда могут соотнести числительное с определенным количеством реальных
предметов. Поэтому в работе с такими учащимися, прежде всего, нужно расширить их
опыт действий с предметными множествами, уточнив при этом основные математические
понятия. На каждом уроке они должны как можно больше считать, причем не просто
заучивать на память числовой ряд, а учиться сначала пересчитывать реальные предметы, а
также специальный счетный материал: палочки, кубики, игрушки, картинки и др. В ходе
таких упражнений следует отрабатывать у каждого ученика умение соотносить при счете
называемое числительное с теми конкретными предметами, которые он пересчитывает. В
этот период учащиеся сначала по показу учителя, а затем только по его словесной
инструкции составляют множества из отдельных предметов, располагают их в
определенной последовательности, объединяют и разъединяют группы предметов, учатся
сравнивать и уравнивать их разными способами, увеличивать или уменьшать. Например:
Положите все полоски бумаги одну под одной по порядку, начиная с самой длинной
(короткой).
Разложите в ряд все елочки, начиная с самой низкой (высокой). Посчитайте сколько
всего елочек.
Найдите три одинаковых по размеру круга и назовите их цвет.
Выберите все квадраты красного цвета и расположите их по размеру, начиная с
самого большого.
Отсчитайте 2 любых треугольника (круга, квадрата) и сравните их. Чем они
отличаются? (цветом, размером или др.). Чем похожи?
Положите перед собой несколько геометрических фигур. Посчитайте их. Выберите
все фигуры зеленого цвета. Назовите. Сосчитайте, сколько фигур зеленого цвета.
В процессе такой работы у детей формируются основные математические понятия
равенства и неравенства количества предметов («больше на…», «меньше на…», «столько
же»), а также понятия числа, арифметических действий сложения и вычитания.
- Положите столько счетных палочек, сколько матрешек на наборном полотне. Сколько
палочек вы положили? Почему столько? Объясните.
- В коробке лежат карандаши. Добавьте еще несколько карандашей. Как вы думаете,
карандашей стало больше или меньше? А если мы вынем часть карандашей из коробки, то
как изменится их количество?
- Отсчитайте 5 кругов. Положите под ними столько же треугольников. Теперь сделайте
так, чтобы треугольников стало меньше (больше), чем кругов. Как это можно сделать?
Расскажите.
- Выложите в один ряд 4 синих квадрата, а под ними 3 красных. Каких квадратов больше?
Каких меньше? Сделайте так, чтобы синих и красных квадратов стало поровну.
Наблюдая за изменением исходного количества, дети приходят к выводу о том, что оно
увеличивается, когда предметы приносят, добавляют, и уменьшается, когда их уносят,
убирают, вынимают, отдают и т.п. При этом они усваивают взаимосвязь арифметических
действий сложения и вычитания: когда часть предметов перекладывают из одной группы в
другую, то в первой количество предметов уменьшается, но одновременно увеличивается
количество предметов в другой группе. Дети практически усваивают терминологию: всего,
вместе, стало, осталось, увеличилось, уменьшилось, одинаково и т.п. В целях закрепления,
а также для развития мелкой моторики для слабоуспевающих учеников нужно увеличивать
объем графических работ в тетрадях: обводку шаблонов, раскрашивание, штриховку,
рисование по клеточкам и т.п. Например:
Обведите несколько клеточек простым карандашом. Закрасьте 2 клеточки.
Расскажите, что вы сделали? Сколько клеточек вы обвели? Сколько клеточек
закрасили?
Нарисуйте слева 4 яблока, а справа столько же груш. Расскажите, что вы
нарисовали. Сколько яблок? Сколько груш? Почему груш вы нарисовали 4?
Сколько всего фруктов вы нарисовали?
Нарисуйте по клеточкам 5 домиков. На тех домиках раскрасьте крышу красным
карандашом. Сколько крыш осталось незакрашенными?
Подготовкой изучения арифметических действий и задач разных вида являются
упражнения на различение и выделение предметов и групп предметов. Например:
Покажите все круги, кроме желтого.
Покажите все фигуры. Покажите круг. Покажите все фигуры без круга.
Покажите морковки. Покажите огурцы. Покажите все овощи вместе.
Нарисуйте 5 кругов. Закрасьте 3 круга зеленым карандашом. Покажите остальные
круги. Сосчитайте их.
Положите перед собой все белые палочки, которые остались.
Все эти упражнения помогают лучшему усвоению знаний по математике, развивают
ориентировку в свойствах предметов, расширяют пространственные представления.
Кроме того, они способствуют снятию умственного переутомления, которое часто
наступает на уроке у детей с ослабленным здоровьем.
Особое внимание нужно уделить отработке у детей умения сравнивать две группы
предметов по количеству без пересчитывания, способом взаимо-однозначного
соотнесения. Для этого они располагают сравниваемые предметы один под другим,
выделяют пары, находят «лишние» и «недостающие» предметы. Затем дети учатся
сравнивать группы предметов, расположенные двумя отдельными «кучками». Чтобы
учащиеся осознали взаимообратность количественных отношений, следует задавать им
такие вопросы: Каких предметов больше?» «Каких предметов меньше?» Например:
Здесь 5 флажков, а звездочек на 2 меньше.
Звездочек 5, а флажков на 2 больше.
Флажков 5, их на 2 больше, чем звездочек.
Звездочек 3, их на 2 меньше, чем флажков.
Подобные упражнения готовят детей к пониманию арифметических задач разного вида, в
том числе и косвенных. Дети, которые испытывают трудности в обучении, такая
подготовка должна быть при изучении всех разделов курса начальной математики.
Особенности детей с ЗПР требует преподнесения материала небольшими дозами, с
более постепенным, чем обычно, усложнением, более дробно. Например, пред изучением
темы «Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц» следует сначала уточнить
понятия «столько же», «одинаково», «поровну». Например:
Выложите на парте столько кругов, сколько их на доске;
Отсчитайте столько треугольников, сколько елочек нарисовано в учебнике;
Нарисуйте столько грибов, сколько палочек я показываю;
Вырежьте из бумаги 2 красные полоски и такое же количество синих, расскажите,
что вы делаете.
Только после того как дети прочно усвоят понятие «столько же», можно переходить к
изучению отношений «больше (меньше) на столько-то единиц». Задания целесообразно
предлагать с постепенным усложнением: сначала использовать однородные предметы,
затем однородные предметы, но разного цвета, величины; потом разнородные предметы и,
наконец, отвлеченные числа. Задания на увеличение и уменьшение следует вводить
начиная со случаев разницы в одну единицу с постепенным возрастанием диапазона
чисел.
Главной задачей обучения математике в начальной школе является выработка
полноценных вычислительных навыков. Результаты табличного сложения (вычитания) и
умножения (деления) дети должны знать наизусть.
При изучении нумерации чисел первого десятка важно добиться, чтобы все ученики
научились уверенно вести счет не только в прямом, но и в обратном порядке, а также
начиная с любого числа числового ряда и заканчивая на заданном числе. Для этого они
должны понять общий принцип построения натурального ряда. В помощь детям, которые
плохо запоминают последовательность чисел, можно предложить индивидуальную
карточку с записанным на ней числовым рядом или обычную ученическую линейку. С
помощью такой зрительной и тактильной опоры слабоуспевающим учащимся будет легче
выполнять разнообразные задания: показывать предыдущее и последующее число,
находить соседей числа, сравнивать, запоминать состав чисел первого десятка.
При изучении состава чисел первого десятка некоторым учащимся необходимо
увеличить количество тренировочных упражнений. Например:
Разложи 5 грибов в две корзины. Сколько грибов в одной корзине? Сколько в
другой? Как по-другому можно разложить эти грибы? Значит, как можно получить
число 5?
Дай 5 морковок двум кроликам. Расскажи, как можно это сделать?
Расставь 7 солдатиков в два ряда.
Положи 8 книг на две полки.
Обведите столбик из 8 клеточек. Закрасьте их синим и красным карандашом, кто
как хочет. Расскажите, сколько клеточек вы закрасили синим карандашом? Сколько
красным? Сколько клеточек всего вы закрасили? Значит, как можно получить число
8?