Автор: Голодова Людмила Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. Пестравка Населённый пункт: Село Пестравка, Пестравский район, Самарская область Наименование материала: статья Тема: "Нравственная значимость современного урока" Раздел: начальное образование
НРАВСТВЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА.
Л.В.Голодова
ГБОУ СОШ с.Пестравка м.р. Пестравский Самарская область
Одна из важнейших задач учитель начальной школы- формирование нравственного
воспитания личности ребёнка .
Нравственное воспитание как процесс, направлено на целостное формирование и
развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине,
обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного
воспитания у младшего школьника должно сформироваться чувство патриотизма,
товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям
труда.
Начиная разговор о таких понятиях , как нравственность, нравственное воспитание
учащихся, нравственная значимость урока, обратимся к Толковому словарю Даля; « Нрав
(нравъ)- вообще, одна половина или одно из двух основных свойств духа человека. Ум и
нрав слитно образуют дух ( душу в высшем значении); ко нраву относится как понятия
подчиненные: воля, любовь, милосердие, страсти ,а к уму: разум, рассудок, память.
Согласный союз нрава и ума, сердца и думки, образует стройность, совершенство духа;
раздор этих начал ведёт к упадку. Нравственный- добронравный, добродетельный,
благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с
долгом честного сердцем гражданина». Давайте рассмотрим, кто же в нашем обществе
сегодня развивает ум и нрав ребёнка. Развитие ума занимает приоритетное направление в
образовательной цепочке детский сад- школа- вуз. Введение новых технологий в обучение
тоже повышает интеллект наших детей. А нрав? Для учителя школы по любому учебному
предмету основным источником , формой и средством нравственного развития и
формирования личности является урок. Нравственная обстановка на уроках –это
сильнейшая , среди прочих ,формирующая среда, которая должна рассматриваться как
важнейший инструмент, т.е. средство учителя в достижении целей нравственного развития
и формирования личности.Посмотрим на пространство обычного школьного урока с такой
точки зрения, начинаешь понимать, что урок можно и нужно наполнить нравственным
содержанием независимо от темы и учебного материала, тогда он станет в два раза
весомее. Каким и путями идти? Как учитель, проработавший четверть века в начальной
школе, могу утверждать: учитель должен начинать с себя. Не секрет что не каждый
учитель в школе – человек добронравный согласный( по В.И. Далю)с достоинством
человек. Только добрый, доброжелательный, как сказали бы в старину, добродетельный
учитель изо дня в день, из урока в урок незаметно, не переписывая это в конспекте, учит
детей видеть и замечать людей, уважительно относиться к каждому, несмотря на его
характер и особенности. Правила и нормы, этикета элементарная вежливость, терпимость
к высказываниям других, уважение чужого мнения умение общаться – вот что должен
унести в жизнь школьники от своего педагога. Учитель, допускающий частые конфликты
с учащимся или родителями, профессионально непригоден.
Огромные возможности для нравственного воспитания представляют различные виды
уроков, в частности урок – игра. Помимо знакомства с новым учебным материалом или
его закреплением, игра учит ребёнка: достигай своей цели по правилам игры, а именно:
умей подчиняться установленным нормам, наберись терпения, побеждай, не мешая
другим, иначе выйдешь из игры. Бесспорно, человеку, привыкшему считаться с правилами
любой игры, не надо будет долго объяснять, почему надо уважать и не нарушать законы
как свей, так и любой другой страны. Некоторые учителя начальных классов используют
такой вид урока, как общественный смотр знаний . В моей практике это урок по итоговой
проверке таблицы умножения и деления. На таком уроке ученики берут со стола
карточки , на которых написано по пять примеров на табличное умножение и деление, и
дают ответы .В основном все получают четвёрки и пятёрки. Что несёт такой урок? Он
подтверждает народную пословицу «По труду и честь»; дети осознают результаты своего
труда, им приятно, что их успеху рады взрослые. Происходит понимание того, что радость
и успех в жизни зависят от себя самого. Особо стоит выделить уроки с использованием
регионального компонента. Вот где можно растить « чистого сердцем гражданина».
Неважно, где растет ребёнок, ведь любой уголок России всегда гордится чем-то своим,
неповторимым. Учителю важно осознать, что наравне с полученными знаниями о своем
крае ученик должен испытывать чувство гордости за свою малую родину, её
неповторимость, осознать себя ее частью и как следствие почувствовать желание
сохранить ее уникальность, продолжить традиции предков. Эти же задачи будут
выполнять уроки- экскурсии по родной земле. Школьники очень любят уроки
изобразительного искусства и технологии. Организуя работу по созданию небольших
творческих работ, я нередко предлагаю изготовить открытку или поделку в подарок своим
близким ( или друзьям) к празднику ( или дню рождения).Таким образом, учитель не
только проявляет внимание к близким людям, но и показывает ценность ручной работы,
воспитывает уважение к умелым рукам. На комбинированных уроках школьники работают
парами или группами- учатся работать сообща. Потом им будет легче строить свои
отношения в семье и в рабочем коллективе. Доброжелательность учителя, его умение
поддержать слабого ученика помогут такому ученику поверить в себя, а остальных-
научит в будущей жизни поддерживать, тех кто слабее. В силах учителя подойти к
сильным в учебе ученикам так, чтобы они не стали выскочками,с пренебрежением
относящимися к другим.Каждый ребёнок в любую минуту своей жизни, а тем более в
учебном процессе не только учится чему – либо, но и развивается нравственно,
эстетически, растет духовно. Об этом надо помнить постоянно. Многое здесь зависит от
самого учителя, его личностных качеств, профессиональной зоркости, способности
заставить « заработать» нравственно любой материал.
Аннотация. В статье « Нравственная значимость современного урока», говорится о том
,как воспитывать на уроках нравственность.
Нравственныефункцииобразовательногопроцесса – явлениеобъективноеизакономерное.
Abstract. The article "the Moral significance of modern lesson", it talks about how to bring the
lessons of morality. The moral function of the educational process - the phenomenon is an
objective and logical.
Ключевые слова: нрав, нравственность, уроки, учитель, ученик,
добродушный,добронравный, игра, искусство, технология.
.Keywords: nature, morality, lessons, teacher, student, good-natured,sweet-tempered, game, art,
technology.
Список литературы:
1.
Толковый словарь В.И. Даля
2.
Педагогика и психология