Автор: Шуктомова Анастасия Николаевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МУ ДО ЦППМиСП Населённый пункт: Республика Коми, г.Сыктывкар Наименование материала: конспект Тема: "Опасное предложение" Раздел: начальное образование
Автор- Шуктомова А.Н.
Цель: воспитывать ответственное отношение к собственному поведению, здоровью.
Материалы:
фигурки из мультфильма «Фиксики» (ДимДимыч, Нолик, Симка); листы со
стихотворениями, карточки с формулами поведения в спорной ситуации ( 8-9 штук).
Вводная часть (показать фигурку Дим-Димыча).
Кто это? Восьмилетний ДимДимыч, как и большинство мальчишек его возраста, очень
любопытен- ему крайне интересно, как устроен тот или иной технический прибор и за счет чего он
работает. Фантазия ДимДимыча не знает границ, иногда главный герой забывает об осторожности
и тогда его лучшими помощниками становятся фиксики Симка и Нолик.
А часто ли в этом мультике видите родителей ДимДимыча? Редко. Они, как и большинство
родителей, очень занятые и не всегда могут
быть рядом с ДимДимычем. По-этому фиксики
его везде выручают и подсказывают как поступить.
И сейчас они к нам пришли, чтобы чему-то научить (показать фигурки Симки и Нолика).
Смотрите, они нам что-то принесли! (Достать карточки со стихотворениями).
1.
Шел по берегу петух,
Поскользнулся - в речку бух!
Будет знать петух, что впредь
Надо под ноги смотреть.
Симка (говорить от карточки Симки) спрашивает: «Почему петух оказался в такой
ситуации?» Ученики. Петух не смотрел под ноги.
2.
Егорушка-Егор Полез через забор,
За гвоздь зацепился,
Висит, голосит:
- Снимите с забора Бедного Егора.
Симка (говорить от карточки Симки) спрашивает: «Почему Егор оказался в такой
ситуации?» Ученики. Егор не подумал о том, как будет слезать с забора.
З.
Мы в поход вчера ходили,
Там из лужи напились.
В животе у нашей Лили Три лягушки завелись.
Симка (говорить от карточки Симки) спрашивает: «Почему Лиля оказалась в такой
ситуации? Возможно она за компанию стала пить?
Т.е. кто-то предложил попить водицы из лужи, а кто-то согласился, так?
И тут мы приходим к такому слову как ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Что это слово значит? Когда
кто-то кому- то предлагает что-то сделать.
Приведите пример предложений (упражнение «Гармошка»),
Упражнение «Гармошка»:
Детям дается лист бумаги. Каждый учащийся по очереди пишет по одному предложению
чего-либо, затем загибает лист так, чтобы не было видно его записей и передает
следующему. Когда все учащиеся напишут предложения, педагог их зачитывает и
заполняет два столбца на доске: 1. безопасные предложения, 2.опасные предложения (они
могут быть и от самых близких друзей). Вернемся к шуточному примеру с Лилей. Эта
девочка Лиля не подумала, что может случиться потом и выпила водичку. В ее случае
появились лягушки в животе, а ВТО братец Иванушка из сказки превратился в козленочка.
Вот и получается: если сначала подумать, а потом действовать, то многих
неприятностей
40
жно избежать.
Обсуждение стихотворения № 2: как должен был действовать Егор в своей ситуации?
Варианты детей. Совместно с учащимися составляется формула поведения в ситуации
выбора:
1.
Остановись!
2.
Подумай! (Найди положительные и отрицательные стороны.)
3.
Выбери.
4.
Похвали себя
А Вы знаете, что у каждого из нас есть свои фиксики, которые помогают-подсказывают
нам в сложных ситуациях что и как лучше это сделать, так же как и ДимДимычу. Это ведь
наши мысли. И главное их услышать!
Давайте разберем ситуации, пользуясь данной формулой и прислушиваясь к своим
фиксикам.
Групповая работа в четверке.
Каждой подгруппе раздают карточки с формулой. Детям предлагается обсудить
следующие ситуации:
1.
К тебе подошел незнакомец и предложил прокатиться на машине.
2.
Твой одноклассник предложил попробовать покурить
3.
Твой лучший друг предложил попробовать пиво
4.
На улице незнакомый человек предлагает витамины.
После групповой работы - совместное обсуждение; проговаривание вариантов уверенного,
агрессивного отказа.
Работа в паре: (игра «Отказ»)
Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения,
аргументационного отказа в ситуации выбора.
В течение пяти минут придумать как можно аргументов для отказа в этой ситуации. После этого
каждая подгруппа «проигрывает» свой отказ. Один играет роль - «уговаривающего»,
другой - «отказывающегося». Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации
уверенный стиль отказа.
Ситуации:
1.
Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи у тебя дома.
2.
Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать сигарету «за
компанию».
3.
Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому
тебе человеку.
Упражнение «Письмо своему Фиксику»
Каждому учащемуся предлагается придумать имя своему Фиксику, который живет у них
в голове, и написать ему письмо. По итогам работы зачитываются 1-2 письма по желанию.
Примерный образец: «Дорогой Фиксик (Имя). Я рад, что ты всегда со мной и в любую
минуту можешь мне помочь! Сегодня я понял(-а), что мне очень нужна твоя помощь, когда
надо... (остановиться- подумать - выбрать - похвалить себя). Пожалуйста, подсказывай мне
на этом шаге. Большое тебе спасибо
Твой друг(имя ребенка)» .