Автор: Галкина Ольга Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ №5 Населённый пункт: город Березники, Пермский край Наименование материала: Статья Тема: "Урок свободного полёта" Раздел: начальное образование
Галкина Ольга Анатольевна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 5, г.Березники
"Урок "свободного полёта"
Несколько лет назад я увидела видео - урок в финской школе. Очень
многое меня заинтересовало - и парты расставлены не рядами, а в виде кругов,
точнее - "разрезанных тортиков" (т.к. сектора - "кусочки" могут раздвигаться),
и часть работы дети делают там, где удобно - на полу, на других столах, на окне,
и общаются они друг с другом постоянно, и, как-то, естественно... Но
особенно меня удивило не это, а то, что в первые минуты урока я не заметила
учителя! Дети зашли в класс, спокойно расселись, начали самостоятельно что-
то делать, пробовать, потом у некоторых появились вопросы - вот здесь и
"вошёл в урок" учитель - дети либо подходили для разъяснений, либо
приглашали его к своему столу. Учитель появился на уроке незаметно, словно
ожидая своего
вопроса. Он не доминировал в классе, главным было то, что
делали дети! Сейчас я понимаю, что это и стало для меня эталоном,
образцом
урока по-новому .
И по новому ФГОС. В основе стандартов - системно-деятельностный
подход, формула которого: практическая задача → невозможность решения
(проблема) →получение нового знания→открытие (решение). Именно так
происходит формирование УУД - обобщенных способов действий-личностных,
регулятивных, познавательных, коммуникативных, обеспечивающих решение
жизненных задач. Всё это я увидела в том уроке - и самостоятельный выбор
работы (задания), и попытка решения, как индивидуальная, так и в
сотрудничестве с другими, и обращение к более опытному, и коррекция своей
работы... Это и есть
активное присвоение ребёнком нового знания, это и
есть умение учить себя
! Но как достичь этого "СВОБОДНОГО ПОЛЁТА"
учеников? Я начала читать о финской системе обучения [], знакомиться с
материалами из опыта работы российских педагогов - новаторов [ ]. Мне
далеко ещё до такой лёгкости, и, кажущейся на первый взгляд, простоты
проведения урока - сценарии иногда обдумываются и переписываются много
раз, долго и с трудом подбираются задания. (В такие минуты я подбадриваю
себя словами Л.Толстого "Чем труднее учителю, тем легче ученику"[ ]).
Да, сегодня многие приёмы развития УУД в рамках учебных предметов и
во внеурочной деятельности, вошли в мою педагогическую практику. И всё же,
не это считаю своим успехом, а
принятие (осознание) мудрой мысли -
" невозможно поделиться тем, чего не имеешь"
.
Чтобы научить детей
учиться, нужно самой совершенствовать данное умение!
Это стало моим
педагогическим принципом, и сегодня я поделюсь с вами своими "открытиями",
а сделаю это через раскрытие смысла мудрого высказывания.
Открытие первое -
"особая среда".
Для формирования
коммуникативных УУД необходима "особая среда" - зона безопасного и
свободного обмена мнениями. Психологи считают продуктивным стилем
педагогического общения стиль на основе дружеского расположения. Я
согласна - взаимоотношения между педагогом и учащимися – это не отношения
1
начальника и подчиненного, а взаимоотношения между равными личностями,
направленные на развитие и ученика, и педагога. Дружеское расположение –
важнейший регулятор общения вообще, а педагогического общения особенно.
Поэтому нам просто необходимо учиться правильно общаться.
С самого
начала совместно с детьми устанавливаем правила, например:
Никогда не осмеивай чужое мнение (разных мнений может быть много) .
Возражая, аргументируй (доказывай), а критикуя предлагай.
Когда одновременно говорят два человека, им трудно услышать друг друга.
Все люди (и маленькие и большие) имеют право на ошибку.
Эти (и другие), правила действуют как на уроке, так и во внеурочном
пространстве.
Открытие второе - "трудно общаться с "НИСКЕМ".
Поясню. Б о льшая
часть работы в современной школе, к сожалению, всё ещё проходит
фронтально. С кем учится коммуницировать ученик, стоя перед классом у доски
и рассказывая, например, правило? С НИСКЕМ. А с "нискем" общаться трудно.
Я убеждена, что от фронтальной работы нужно уходить как можно быстрее.
Гораздо полезнее работа в парах. С тем же правилом, но в парах, мы решаем
несколько задач одновременно, так как учимся:
слушать, слышать и понимать другого,
взаимно контролировать друг друга,
правильно выражать свои мысли,
оказывать поддержку друг другу и пр.
Открытие третье -
"закон синергии действует!" Этот закон из теории
менеджмента организации проявляется "в приросте энергии, превышающем
сумму индивидуальных усилий членов команды", другими словами - "2+2 = 5".
Это явление предопределило переход человечества к организованным формам
деятельности [
теория менеджмента организации
]. Во всём мире в творческой,
деловой, научной сфере человек не работает в одиночку, создаются команды из
5-7 человек.
Организация групповой работы имеет большое значение и на уроке:
на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше
времени, чем при фронтальной работе;
возрастает объём и глубина понимания усваиваемого материала;
возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность
учащихся.
Я стремлюсь, чтоб группы, в которые входят дети были разными. Для
этого использую различные приёмы отбора групп - "Гонка за лидером", "Цвет и
форма", "Подарок для самого слабого" , "Короткая спичка" и многие другие.
Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые
робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Кроме этого возрастает
2
сплочённость класса, формируется умение решать конфликтные ситуации,
ученики учатся оценивать других и более точно оценивают свои возможности.
Начиная работу над регулятивными УУД , я вновь задавала вопросы - "а
сама я умею ставить цели?", "верно ли расставляю приоритеты?", "могу ли
скорректировать деятельность, если понимаю, что ошибаюсь?" Мне кажется,
что многие сидящие в этом зале осознают - "да, часто делаем лишнее, упуская
что-то важное!, да, часто идём "проторённой дорожкой", потому что так легче,
хотя понимаем - пора что-то менять!, да, часто выходим из школы "выжатые,
как лимоны"... Тогда где же наши умения планировать, корректировать, ставить
цели?! А ведь
"не возможно поделиться тем, чего не имеешь"...
И я учусь
планировать (значит уважать своё и чужое время!), я учусь корректировать и
оценивать. И обучая этому ребят, я делаю очередные маленькие открытия.
Открытие четвёртое -
"планы могут быть разные"
: на четверть, на
неделю, групповые и индивидуальные, под проект и под задачу... Например,
начиная работу над новой темой, мы записываем всё, что знаем, и то, что пока
не знаем (интересно, необходимо узнать и пр.). Эти "пунктики незнания" и есть
заготовка плана работы над темой. По этой же схеме идёт работа по постановке
целей и задач урока, подготовке к контрольной работе и т.д.
Открытие пятое - "оценивать трудно, но полезно". Часто я встречаюсь
с проблемой оценивания себя - кто-то из-за скромности, ложного стыда
занижает, кто-то не адекватно завышает свою оценку. А проблема на самом
деле, в отсутствии критериев! ("судьи-то кто?") Если критерии есть, то оценка
становится не только простой, но и полезной - можно понять "где не дотягиваю"
и "что могу ещё сделать". Я, использую различные шкалы, и стараюсь
договориться с детьми, что обозначает самая верхняя и самая нижняя позиция,
промежуточные "деления".
Мы завели "блокноты - копилки", в которых записываем само-оценки
ответов. Делаем это, используя условные обозначения баллы:
Ос+ ответил,
подняв руку сам правильно - 5 баллов
Оу+ ответил по просьбе учителя
правильно 4 балла, ответил, подняв руку сам, но неправильно Ос - 2 балла, Оу -
ответил по просьбе учителя неверно - 1 балл, О - на уроке не отвечал - 0 баллов.
Можно оценивать уровень знаний по одному уроку или по всей теме.
Работа над формированием
познавательных УУД для меня наиболее
понятна. Я давно включаю в каждый урок задания "на логику", ТРИЗовские
задачки, приучаю детей работать со схемой, таблицей, моделью, символами. И
открытие моё в этом направлении трудно назвать моим - просто я осознаю это
сейчас особенно -
"вызывает познавательный интерес только то, что
любопытно " .
Результаты работы уже заметны:
ребята умеют работать в парах и
группах, они инициативны, любознательны, могут определять цели и задачи
работы (или делают это с минимальной помощью), могут анализировать свою
работу, активно учатся контролировать и оценивать команду и себя в ней.
3
А делаю ещё одно открытие - "обучая, я обучаюсь" . Делать ежедневные
открытия, присваивая (принимая) новое - вот цель обучения по ФГОС
Невозможно поделиться тем, чего не имеешь...
И день за днём, выстраивая
урок для детей, я постепенно создаю условия для своего "свободного полёта".
4