"Реализация здоровьесберегающих технологий в учебном процессе".
Автор: Старченко Наталья Николаевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОУ Первомайская СОШ Населённый пункт: Красносулинский район Ростовской области Наименование материала: методическая разработка Тема: "Реализация здоровьесберегающих технологий в учебном процессе". Раздел: среднее образование
в учебном процессе
Забота о здоровье - одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех
земных благ здоровье - ценный дар, данный человеку природой, заменить которой
нельзя ничем. Его нельзя удержать лекарствами, но есть другое средство- движение,
которое сохраняет здоровье, работоспособность, долгую жизнь. Именно в школьном
возрасте закладываются основы здоровья, и от него зависит успешность обучения в
школе.
Я строю учебный процесс с учетом информации по сохранению и укреплению
здоровья, потому что одной из наиболее злободневных проблем образовательного
процесса в начальной школе является быстрая утомляемость. Этому есть свои
причины. Во-первых, на уроках учащиеся выполняют работу, к которой ещё не
привыкли. Им приходится сидеть на одном месте, ограничивать себя в движении,
постоянно контролировать внимание на учебном материале и учителе. Во-вторых, эта
работа требует длительного времени, что идёт вразрез с потребностями детского
организма, прежде всего к быстрой смене деятельности. Поэтому на уроке постоянно
чередую учебную работу и отдых, и наоборот.
В моем классе создана система оздоровительной работы, которая способствует
не только сохранению, но и укреплению здоровья. Работа по формированию здорового
образа ведется, способствуя развитию межвозрастного сотрудничества: учитель - дети-
родители. Совместно с родителями разработана схема организационно-методической
деятельности по сохранению и укреплению здоровья по трём направлениям. На
уроках: физкультминутки; массажные коврики; смена посадочного места; пальчиковая
гимнастика; подушечки на головах. Во внеурочное время: час активных движений;
стенка «Ладошки»; оздоровительно-спортивные мероприятия, волонтёрская группа.
Дома: утренняя гимнастика; витамины; режим дня.
Каждый учебный день начинается с гимнастики, которая длится 3-4 минуты.
В школе учащимся приходится сидеть длительное время за партой в наклонной позе,
а это может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, а если долго сидеть на
стуле, могут затечь мышцы ног. Чтобы эти последствия свести к минимуму,
используется смена посадочного места. В течение учебного дня трижды меняется
посадочное место для каждого ученика. Трижды меняется и зрительное поле ученика,
а это профилактика сохранения зрения (опыт учителя Ставропольского края
В.Г.Рыбченко).
Массаж спины. У каждого ученика на стульях висят самодельные массажные
коврики по типу аппликатора Кузнецова, но сделаны они из подручного материала: из
нашитых цветных пуговиц (1-2кл.), из пробок от пластиковых бутылок (3-4кл). Эти
коврики изготавливают родители вместе со своими детьми.
Методика «посиди и походи» применяется в основном на уроках чтения и
окружающего мира. Ребёнок при чтении может встать или походить по классу с
книжкой в руке. Подушечки на головах способствуют выправлению осанки у детей.
Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению
психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью.
Можно предложить её провести кому-нибудь из детей. Они выполняют это поручение
с большим удовольствием.
В классе имеется игровая стена «Ладошки» для развития кисти рук. Она состоит из
нарисованных на стене детских ладоней, которые начинаются от пола и доходят до
половины стены так, чтобы учащиеся доставали до верхних ладоней, встав на
цыпочки и вытянув руки максимально вверх. Упражнения у стены также позволяют в
какой-то степени корректировать осанку и искривление позвоночника, снимать
утомление в мышцах кисти рук.
К концу третьего урока у младших школьников наблюдаются ярко выраженные
признаки утомления. Тут к нам на помощь приходит волонтёрская группа.
Волонтёрская группа- это учащиеся 6-7 классов. Группа проводит динамические
перемены, где используются игры и упражнения. По мнению большинства
исследователей, упражнения игрового характера оказывают благоприятное влияние на
организм детей, создают положительный настрой и снимают психоэмоциональное
напряжение.
Особую роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры - своеобразные
упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они позволяют корригировать
движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют
точность двигательных реакций. Пальчиковые игры как бы отображают реальность
окружающего мира: предметы, животных, людей, явлений природы. Если они
сопровождаются стихами, то у детей развиваются и речь, и чувство ритма, а ритм
облегчает процесс восприятия деятельности, что особенно необходимо детям с
различными отклонениями в здоровье и развитии.
Современные здоровьесберегающие технологии, новые образовательные программы
для младшего школьного возраста - наш шанс решить проблему сохранения здоровья
детей осознанно, комплексно, постоянно. Поэтому учитель должен строить свой
учебный процесс не только с учётом возраста, пола, специфики развития организма,
физиологических и психологических процессов, но и использовать информацию по
сохранению и укреплению здоровья.