Автор: Турайханова Гульчира Фагиловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 46 Населённый пункт: ГОРОД СУРГУТ Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: "МОЯ СЕМЬЯ" Раздел: начальное образование
Сценарий классного праздника «Моя семья»
Выполнила:
Турайханова Гульчира Фагиловна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с УИОП №46
Сценарий классного праздника «Моя семья» позволяет определить
конкретную образовательную ситуацию, для решения которой строится
взаимодействие с родителями обучающихся.
Родители и педагоги - две мощнейших силы в процессе становления
личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У
обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика. Но
цель их совместной образовательной деятельности - общая.
Пояснительная записка.
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет
собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом,
государством. Родители обучающихся становятся субъектами
образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его
проектирования и реализации. Согласно требованиям ФГОС НОО (пункт 22):
«В целях обеспечения реализации основной образовательной программы
начального общего образования в образовательном учреждении для
участников образовательного процесса должны создаваться условия,
обеспечивающие возможность: участия обучающихся, их родителей
(законных представителей), педагогических работников и общественности в
разработке основной образовательной программы начального общего
образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной
среды, а также в формировании и реализации индивидуальных
образовательных маршрутов обучающихся.»
Основной целью
системы работы образовательного учреждения с
родителями (законными представителями) -
установление партнерских
отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы
взаимоподдержки и общности интересов.
Основные направления организации совместной работы школы и родителей
можно выделить следующие:
1) психолого-педагогическое просвещение родителей (лекции, семинары,
индивидуальные консультации, практикумы);
2) участие родителей в учебно-воспитательном процессе (родительские
собрания, совместные творческие дела);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские
комитеты)
Сегодня участие родителей в жизни школы становится более значимым и
более активным. Собирая ребенка в 1 класс родители, прежде всего, думают
о том, насколько комфортно будет ему в школе. Многие родители и не
подозревают о том, что они будут принимать самое активное участие в
создании условий для нормальной жизни ребенка в школе. Следовательно,
задача учителя – создать условия для участия родителей в создании условий
для счастливой жизни ребенка, для развития его индивидуальности, т.е.,
чтобы родители становились активными участниками образовательного
процесса - в этом и смысл педагогического взаимодействия семьи и школы.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс одно из
важнейших и сложных задач для учителя.
Самую большую активность в школьной жизни своего ребенка родители
проявляют именно в 1 классе. В самые первые дни пребывания ребенка в
школе родители (особенно молодые родители) ожидают от учителя особого
внимания к их ребенку. Это и понятно, ведь для них он самый лучший!
Именно в этот момент учителю важно и нужно сделать первый шаг к
диалоговому сотрудничеству с родителями. Форм и методов взаимодействия
учителя и родителей конечно много. Но учителю надо помнить, что именно
от его коммуникабельности, компетентности зависит в будущем степень
доверия родителей учителю. А доверие – это одно из важнейших условий
партнерства.
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас - это близкие и родные
люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем
добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе
и уважению.
Праздник «Моя семья» проводится не только для того, чтобы
познакомиться со всеми семьями. Цель его показать, что наш классный
коллектив теперь новая одна большая семья! В ней живут дети и их родители
вместе со своим учителем. Этот праздник проводится после первой четверти
в 1 классе. Это большая совместная работа педагога, родителей и детей.
Продолжительность праздника не более 1 часа.
Цель праздника:
Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
Задачи:
Познакомить учащихся класса друг с другом, дать возможность учащимся
представить себя и свою семью, увидеть других учащихся.
Формирование уважительного отношения детей к своим родителям и
родителей к своим детям;
Формирование культурных традиций в общении взрослых и детей.
Воспитывать у учащихся желание общаться, дружить друг с другом,
поддерживать и помогать друг другу.
Развитие творческих способностей учащихся;
При подготовке данного мероприятия использовались
следующие воспитательные технологии:
- технологии КТД (И.П.Иванова);
- технология организации и проведение группового воспитательного дела (по
Н.Е.Щурковой);
- педагогика сотрудничества;
- технология личностно-ориентированного подхода.
Методы и приемы:
- методы словесной передачи информации и слухового восприятия (приемы:
беседа, рассказ);
- метод наглядной передачи и зрительного восприятия информации (прием
демонстрации наглядности: таблицы, плакаты);
- методы стимулирования и мотивации (прием: создание ситуации успеха,
выполнение творческого задания, создание ситуации взаимопомощи)
- метод самодиагностики (Авторы: З.В. Резапкина, Г.В. Резапкина)
Предварительная подготовительная работа:
Учащиеся совместно с родителями готовят домашнее задание-презентация
«Моя семья».
Вместе с педагогом оформляют выставку, на которой помещают свои рисунки
«Моя семья» и подписывают их своими именами.
Готовятся призы.
Подготовка пригласительных билетов для семей учащихся
Подготовка праздничной программы;
Каждая семья представляет рецепт любимого семейного блюда и называют
любимое семейное занятие.
Оформление класса:
• Над доской плакат с названием праздника: “Моя семья – моё богатство”
• Песня: “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”
• Плакаты с пословицами «В гостях хорошо, а дома лучше», «Когда семья
вместе, так и душа на месте», «Не нужен клад, коли в семье лад», «Один в
поле не воин».
Оборудование: музыкальный центр, интерактивная доска, диски, воздушные
шары;
Этапы:
1. Подготовительная работа к празднику.
2. Оформление классного кабинета
3. Слово учителя.
4. Выступление каждой семьи со своей презентацией
5. Подведение итогов.
6. Рефлексия.
.
Ход праздника
Выходят на сцену дети.
- Здравствуйте мамы, тёти и бабушки!
Здравствуйте папы, дяди и дедушки!
Здравствуйте наши сестрёнки, братишки!
- Праздник, праздник, праздник золотой,
Праздник празднуем мы одной семьёй.
Очень красивые в зале все сидят,
Мы вас любим сегодня всех подряд.
- Поздравляем с ярким солнцем,
С песней птиц и с ручьём.
Поздравляем с самым лучшим
Самым классным нашим днём!
(Звучит вступление к песне “Маленькая страна”. Остальные дети
выходят на сцену и начинают петь песню .)
Есть за горами, за лесами
Маленькая страна.
Там мама, папа, дед и баба,
Братик или сестра.
Там мне всегда тепло и ясно,
Любят все там меня.
Там солнца лучик поселился
И излучает свет.
Припев: Маленькая страна – это моя семья,
Там, где родился я и вырос,
Где любят все меня.
Дети рассаживаются.
Моя семья - мое богатство
Учитель:
-Добрый день, дорогие званые и желанные гости! Сегодня наша встреча
посвящена всем вам: и пожилым, и молодым, и совсем маленьким, и совсем
взрослым. Я приветствую всех, кто пришёл на наш совместный праздник
“Моя семья – моё богатство”. У вас, несомненно, много неотложных дел,
забот. Но все заботы и дела оставьте за дверьми этого зала и вместе со
своими детьми постарайтесь сегодня отдохнуть.
До начала XX века семья состояла не из одного поколения (не случайно же и
слово такое образовалось: “семь” - “я”).
В ней были дедушки, бабушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили
дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле
трудились, старшие братья, сестры защищали младших. Жили весело,
старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.
Что такое семья?
-Я спросила ребят: «Что такое семья?» Послушайте, что они написали :
Семья – это крепость,
Семья-это мир.
Семья - это спасательный круг.
Семья - это радость, душевный покой.
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас.
Семья – это те люди, которых мы любим.
Семья-это те люди с кого берём пример.
Семья - это забота, добро.
Семья - это любовь, уважение.
Семья-это сила.
Семья – это дружба.
На интерактивной доске появляются все эти записи, а дети рассказывают,
объясняют, почему они так считают.
Групповая работа. Собери пословицу.
Вот и поработайте дружно. Рассыпались пословицы, ребята, вместе с мамами
и папами соберите эти пословицы и расскажите, о чем они говорят.
(Работают в группах)
Появляются следующие пословицы:
“За семейным столом еда вкуснее”
“На что и клад, коли в семье лад”.
“Вся семья вместе, так и душа на месте”.
“Вместе тошно, а врозь скучно”.
“Любовь да совет - так и горя нет”.
“Семья – печка: как холодно, все к ней собираются”.
“ Семь я – семья”
“Семья – награда, что дороже клада”
Показ презентаций «Моя семья»
Учитель:
-Поработали вы славно, пора и отдохнуть. Вы любите ходить в гости? Я тоже
очень люблю. Давайте пойдем в гости к Роме, он нас давно ждет.
Учитель:
- Приглашаем семью…(выходят семьи, показывают свою презентацию,
знакомят всех со своей семьей)
Очень важно, чтобы родителей представил сам ребенок, рассказал о
профессии своих родителей.
Родители готовят поделки, фотоколлаж на выставку «Любимое семейное
занятие». И во время выступления показывают всем.
Рефлексия
Учитель:
-Сходили мы в гости к вам и познакомились с вашей семьей. Мне очень
понравилось, а вам ребята? А что было особенно интересно узнать друг о
друге?
- Как вы думаете, ребята, наш класс можем назвать СЕМЬЕЙ? (учитель
возвращает ребят на те записи, которые прозвучали в начале праздника)
Семья – это крепость,
Семья-это мир.
Семья - это спасательный круг.
Семья - это радость, душевный покой.
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас.
Семья – это те люди, которых мы любим.
Семья-это те люди с кого берём пример.
Семья - это забота, добро.
Семья - это любовь, уважение.
Семья-это сила.
Семья – это дружба.
Учитель:
-Значит, чтобы назваться семьей мы должны…(ответы уч-ся)
-Слово нашим мамам и папам!
Мы теперь одна большая семья! Вручение подарков.
В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!
. Самодиагностика педагога по рефлексии полученного опыта
организации взаимодействия с родителями в рамках классного праздника
«Моя семья»
1) приоритетные ценности (отношение учителя к ученику как к личности)
На празднике ученик был окружен вниманием, как со стороны учителя так и
со стороны родителей. Звучали такие слова : «…как будто мое день
рождения», «давно мы не собирались всей семьей», «это лучший праздник в
моей жизни».
2) психоэмоциональное состояние (эмоциональное состояние и его
динамика в ответ на различные ситуации);
Доброжелательный эмоциональный фон поддерживался учителем все время
праздника. Настроение учителя передавалось и поддерживалось всеми
участниками праздника.
3) самооценку (степень принятия себя и других, что проявляется в виде
оценок установок и реакции на ситуации, нарушающие привычный ход
событий);
Праздник готовился по конкретному плану, каждый этап праздника был
заранее продуман, расписан. Но я понимала, что могут возникнуть любые
ситуации. Обыграть непредвиденные ситуации мне помог мой опыт,
самообладание и поддержка родителей.
4) стиль ведения праздника (особенности поведения учителя, его реакций и
состояний в процессе взаимодействия с родителями и учениками);
Общение с детьми для меня всегда большая радость. А когда видишь их
горящие глаза, улыбку на лице, то понимаешь, насколько важен и нужен
такой праздник именно в 1 классе, когда только формируется классный
коллектив.
Поговорим о самых близких и родных…