"Формирование рефлексивных умений младших школьников в условиях внедрения ФГОС"
Автор: Яковлева Валентина Васильевна Должность: учительначальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ №7 Населённый пункт: Новгородская область г. Боровичи Наименование материала: статья Тема: "Формирование рефлексивных умений младших школьников в условиях внедрения ФГОС" Раздел: начальное образование
Яковлева Валентина Васильевна, учитель начальных классов
МАОУ СОШ№7 г. Боровичи
Формирование рефлексивных умений младших школьников в условиях внедрения ФГОС
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) –
собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап
рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели
дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. В современной педагогике
под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии :
Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире
другого человека и причинах его поступков.
Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее
свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в
способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные,
неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:
1 этап – анализ своего настроения,анализ своих успехов
2 этап – ежедневный самоанализ (ведение рефлексивного дневника)
3 этап – анализ работы одноклассников
4 этап – анализ работы группы как своей, так и других.
Таблица №1. Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности
Этап учебной
деятельности
Цель
Содержание
Варианты вопросов
Этап
организационн
ого момента и
целеполагания
обеспечивает побуждение
учащихся к деятельности
выбор
индивидуальной
цели учащихся
-Прочитайте тему урока и
попробуйте
сформулировать свои
задачи на урок.
-С чего вы начнёте?
Этап
актуализации
ЗУН учащихся
диагностический срез
каждый ученик для
себя определяет
полноту знаний по
теме
Содержательна
я рефлексия
осознать «конфликт»,
получить знание о
границе своего знания
выбрать форму
организации
деятельности
-Как поможет вам работа
в парах?
На
завершающем
этапе
подвести итоги работы,
выявить
удовлетворенность
работой
осознание
учащимися уровня
освоения
- Какие трудности вы
встретили? Как с ними
справиться?
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на
любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую
копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с
зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы,
применяемые другими со своими.
Рефлексивный компонент на уроке:
1. Иногда это короткая беседа в конце урока:
Что у нас получилось хорошо?
Что нам пока не удается?
2. Если перед уроком на доске были записаны цели, вопросы могут быть иными.
Что мы делали для достижения поставленных целей?
Довольны ли мы результатом?
3. Можно попросить учеников закончить (устно или письменно) некоторые из предложений.
1) А вы знаете, что сегодня на уроке я
.
3) Самым интересным сегодня на уроке было
4) Самым сложным для меня сегодня было и др.
4. Лист рефлексии
(Ф. И.)_________________________
№ Вопрос
Ответ
1
Комфортно ли вам было на уроке?
2
Поняли ли вы тему урока?
3
Смогли ли вы выполнить самостоятельно задание№1 ит.д.?
4
Требовалась ли вам помощь: а)учителя;б)учебника;в)соседа по парте?
5
Оцените свою работу по пятибалльной системе
Определить уровень понимания поможет следующий вариант:
3 балла - я все очень хорошо понял, мне было интересно;
2 балла - мне все понятно, но материал не всегда интересен;
1 балл - я не все понял, но мне было интересно;
0 баллов - я ничего не понял и на уроке скучал.
5. Обычно в конце урока подводятся его итоги,
обсуждение того, что узнали, и того, как
работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей,
свою активность, эффективность работы класса:
1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно…
4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился…
10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую…
6. Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-
интересно». Предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «плюс» записывается все,
что понравилось на уроке, информация и формы работы,
которые вызвали положительные
эмоции, или могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «минус»
записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь,
осталось непонятным. В графу «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о
которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к
учителю.
7. В конце урока можно предлоить небольшую анкету, которая позволяет осуществить
самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.
Учащихся можно попросить аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал (активно - пассивно).
2.Своей работой на уроке я (доволен - не доволен).
3.Урок для меня показался (коротким - длинным).
4.За урок я (не устал – устал).
5.Материал урока мне был (понятен - не понятен, полезен – бесполезен).
6.Домашнее задание мне кажется (легким – трудным).
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений,
учащиеся смогут объективно
оценить свою активность, качество работы.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не
самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных
качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и
конкурентоспособности.
Однако, процесс рефлексии должен быть
многогранным, так как оценка должна
проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким
образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя,
позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого
ученика.