Образовательная программа детского объединения "Литературное краеведение"
Автор: Адыева Валерия Викторовна Должность: учитель русского языка и литературы, заместитель директора по вр Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2 с. Мишкино РБ Населённый пункт: с. Мишкино Республика Башкортостан Наименование материала: методическая разработка Тема: Образовательная программа детского объединения "Литературное краеведение" Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
село Мишкино Республика Башкортостан
Образовательная программа детского объединения
«Литературное краеведение»
Ф.И.О., должность автора :
Адыева Валерия Викторовна,
учитель русского языка и литературы
заместитель директора по ВР МБОУ СОШ № 2
с. Мишкино РБ
с. Мишкино, ул. Мира, д.66
Мишкино-2015
Программа «Литературное краеведение»
Тип программы: авторская
Направленность программы: краеведческая и литературная
Характер программы: образовательная, развивающая, воспитывающая
Режим занятий: 2 часа в неделю
Возраст: 12-16 лет
Срок реализации программы: 1 год
«Литературное краеведение помогает в привычном обыденном окружении
обнаружить высокую культурную тенденцию... Культура начинается с памяти.
Человек, чувствующий слои прошлых времен, которые его окружают, повседневно
не может вести себя как дикарь. Литературное краеведение оживляет опыт прошлых
поколений в непосредственной, конкретной, наглядной форме».
Маранцман В.Г.
Пояснительная записка.
Программа кружка «Литературное краеведение» краеведческой и литературной
направленности разработана на основе:
- Устава школы, образовательной программы основного общего образования
и
основного среднего образования МБОУ СОШ №2 с. Мишкино;
-
Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего
образования;
- Учебного плана на учебный год и положения о рабочей программе ФГОС.
- авторской программы Болотиной Л.А. «Программы для учреждений
дополнительного образования детей» выпуск 4-М… ГОУ ЦРСДОД, 2002 г.
- программы развития воспитания молодежи.
- Конституции РФ.
- Конвенции ООН «О правах ребенка».
- Закона РФ об образовании.
- Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2011 - 2015 годы»
Направленность программы.
Формирование патриотического сознания.
Формирование гражданского поведения и правовой культуры.
Формирование коммуникативной культуры.
Формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности.
Формирование опыта социально-значимой деятельности.
Поисково-исследовательская и проектная направленность программы.
Воспитанники в процессе изучения определенной темы и написании
исследовательских работ сталкиваются с различными материалами, которые, так или
иначе, имеют отношение к истории малой родины и судьбам его людей. При анализе
получаемой информации работа приобретает для них важное значение, так как
является своеобразной «капсулой времени», в которой они отправляют в будущее то,
что им удалось узнать, описать, сравнить, проанализировать, высказать свою точку
зрения. Ребята с большим интересом изучают архивные данные, открывая для себя
новое, рассматривают старые фотографии, газетные подборки, беседуют с
участниками изучаемых событий, прогнозируют что-либо. Результатами их работы
являются сочинения, презентации, исследовательские и проектные работы, что
немаловажно для понимания воспитанниками важности выполненной ими работы.
Именно эти впечатления и работа и показывают значимость курса «Литературное
краеведение», определяют ее
основное направление – укрепление связи
поколений, связи судьбы человека и страны в целом .
Работа исследовательского направления планируется индивидуально или группами в
виде проектов. Такой метод позволяет выявить и развивать и индивидуальные
способности, и умение работать в коллективе. В ходе проектно-исследовательской
направленности достигаются такие цели как:
- реализация творческих способностей обучающегося;
- создание ситуации успеха для конкретного ребенка;
- развитие и приобретение познавательных, мыслительных умений и навыков,
и она уже заслуживает особого внимания окружающих.
Помимо прочего, программа имеет
просветительскую направленность , которая
реализуется на нескольких уровнях:
Уровень занятий в объединении подразумевает оформление тематических
экспозиций, проведение экскурсий для обучающихся, проведение исторических
уроков — экскурсий.
Местный или сельский уровень
включает в себя написание статей, проведение
экскурсий для односельчан, родителей обучающихся, гостей образовательного
учреждения.
Районный уровень – представление ученических проектно-исследовательских работ
на различных конкурсах.
Основная задача данного направления – вовлечение в работу районного музея,
изучению родного края значительного числа школьников, родителей, населения.
Актуальность программы напрямую связана с Концепцией духовно-нравственного
воспитания российских школьников, а также ФГОС общего образования.
Целью современного образования является
воспитание высоконравственного,
творческого, компетентного гражданина
России, принимающего
судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность
за настоящее
и будущее своей страны, укорененного в
духовных и
культурных традициях
российского народа. Воспитание такой личности во многом зависит от уровня
гражданского образования и патриотического воспитания.
На современном этапе, когда произошли изменения отношений граждан России с
государством и обществом, человек получил большие возможности реализовать
себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, но в то же время
возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях
патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только
социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический,
военно-патриотический и другие аспекты.
Если мы хотим построить гражданское общество и правовое государство в полном
смысле этих слов, то необходимо осуществлять воспитание принципиально нового,
демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению
собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на
собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную
независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе
развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад
должно внести современное образование на всех этапах. Программа
дополнительного образования «Литературное краеведение» призвана обеспечить
ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданско-
патриотического воспитания. Кроме того, актуальность программы
определяется
тем, что она способствует решению задач социальной адаптации учащихся. Развитие
литературного краеведения стимулирует интерес к изучению своей истории.
Возрастает роль регионов, пробуждается интерес молодежи к своему историческому
прошлому, народным традициям.
Часто проблема современного общества заключается в отсутствии чувства Родины у
многих жителей России.
За один день чувство любви к Родине не возникнет,
гордость, ответственность за свою Отчизну необходимо формировать при помощи
продуманной, взвешенной образовательной политики, создавать условия, при
которых можно пробудить уважение к своим предкам, гордость за богатое наследие,
оставленное ими.
Особенности развития России, её национальной культуры и традиций исторически
обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии
человека. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины,
оформление патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано
с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край, в
свою очередь,- познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил
и творил писатель,
в первую очередь сохраняются многие документы и
свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон его биографии,
творчества.
Литературное краеведение за время своего развития накопило богатейший и в наши
дни имеет огромное значение для общества. По словам Д.С.Лихачева, оно
способствует формированию нравственной оседлости населения, чувства Родины.
Литературное краеведение - это не просто знания, а путь к их постижению, метод
познания мира, явлений, времен, своеобразная школа понимания исторического
опыта, взаимосвязи общества и природы, культуры и науки. Осознание ценности
культурного, природного, исторического наследия способствует формированию
чувства гордости, сопереживания, ответственности, гражданственности.
Новизна программы
определяется переходом от информационного к
деятельностному подходу, у учащихся формируются коммуникативные и
социальные компетентности.
Ведущая идея программы
— общая культура личности, патриотизм,
гражданственность, которые должны стать важной движущей силой обучающихся,
формирование национального самосознания в воспитанниках – гражданах
Российского государства.
Курс программы дополнительного образования «Литературное краеведение»
призван
дать достаточно полное, целостное представление о литературном
процессе села Мишкино, Мишкинского района, а также показать воспитанникам
какую роль играют выходцы нашего района в литературе республики, страны и
даже мира.
Программа носит и практический, прикладной характер, так как
предполагает различные поездки, экскурсии, связанные с поиском материала,
расширением представления учащихся о том или ином писателе. В этих условиях
особую роль играет культурно-развивающий потенциал среды, в которой
формируются подобные навыки, и важнейшим развивающим фактором может
оказаться внесение в практику освоения школьниками социокультурного аспекта
текстов, связанных с литературными местами. В процессе краеведческой работы
учащиеся самостоятельно усваивают материал и приобретают навыки,
необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют
общеобразовательные знания.
Не менее значимо литературное краеведение и для развития личности. Знание
социокультурной специфики своего села, осознание процессов, происходящих в
непосредственной близости, помогает
каждому человеку чувствовать себя
комфортно, уверенно в этом мире.
Изучение местного материала соответствует дидактическому принципу
«от ближнего к дальнему, от простого - к сложному». При освоении знаний о своем
селе актуализируется повседневный опыт школьников. Открытие в знакомом
окружении незнакомого – увлекательный процесс, пробуждающий
любознательность, способствующий формированию познавательного интереса к
процессу обучения и развитию личности.
Главной целью программы является — систематизация и расширение
представлений учащихся о своем крае, развитие чувства патриотизма, а также –
социализация обучающихся, формирование навыков исследовательско- проектной
деятельности.
Кроме этого, преследуются следующие цели:
- сформировать познавательную потребность в освоении литературного и
исторического краеведческого материала;
- формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления
исследовательских и проектных работ.
Для достижения этого в процессе реализации программы определены:
Образовательные задачи:
- ознакомление и изучение особенностей народов, проживающих на территории
района;
- ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых
подвигах земляков;
- овладение навыками работы на ПК.
- формировать навыки исследовательской деятельности работы с историческими,
архивными, фольклорными источниками, мемуарной, научно-популярной,
художественной литературой и периодической печатью.
Воспитательные задачи:
- воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за
принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
- углубление и систематизация знаний о своей семье;
- воспитание обучающихся на положительном примере жизни и деятельности
земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;
- воспитание бережного отношения к природе;
- воспитание чувства личной ответственности за всё происходящее в окружающем
мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной,
трудовой и досуговой сферах жизни;
- воспитание гуманизма, бережного отношения к традициям и культуре родного
края, к природе;
- воспитание речевой культуры школьников
Развивающие задачи:
- расширять знания учащихся по литературному краеведению;
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях;
- развитие способности к творчеству, овладению и стремлению самостоятельно
добывать новые знания.
- развитие потребности
к самостоятельному изучению истории родного края;
интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие учащихся через
самостоятельную исследовательскую деятельность.
Обучающие задачи:
-
обеспечить усвоение знаний по истории семьи, села, района, исторических
личностей, связанных с историей и литературой края; изучение основ поисковой
и
журналистской работы как допрофессиональная ориентация.
Социально-педагогические задачи:
- сформировать у обучающихся представление о месте Мишкинского края в истории
отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из
компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития
региональных литературных традиций.
Методическое обеспечение программы.
Используемые технологии:
технология проектной деятельности (Д. Дьюи., У. Х. Килпатрик, Коллингс и др.);
технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и мн. др.);
технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов)
поисковая деятельность;
организационная деятельность - организация и проведение экскурсий,
тематических лекций, праздников, конкурсов;
индивидуальная работа с учащимися;
методическая работа - составление сценариев и разработок развлекательно-
познавательных программ, творческих отчетов.
Элементы данных технологий реализуются через теоретические и практические
занятия. Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с
жителями села Мишкино, оформление выставок и экспозиций, проведение
экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи села,
школы, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся
в плане знакомства с историей, культурой родного края, творчеством и жизнью
поэтов-земляков бытом жителей малой родины. Проделанная работа помогает
приобрести коммуникативные умения и навыки, даёт опыт творческой
деятельности.
В основу программы положены следующие принципы образования:
- природосообразность (как соответствие возрастными особенностями ребят);
- культуросообразность (село со своими традициями, историей, этническими
природными и географическими особенностями);
- деятельность;
- личностный подход;
- опора на цели, интересы.
Возраст детей , на которых рассчитана данная программа – 12-16 лет.
Сроки реализации программы – 1 год.
Предполагается проведение входной диагностики
в начале года в виде
анкетирования («Что я знаю о селе Мишкино и Мишкинском районе?»), написание
сочинения «Чего я жду от занятий в объединении».
В конце года проводится в течение нескольких занятий защита проектных работ
(выступает каждый член объединения), а также итоговое эссе «Год прожит не зря».
Формы и режим занятий:
Лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной
литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с
картами, исследовательские и проектные работы, анкетирование, интервьюирование,
работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и
викторин, семинары, лекции с элементами беседы, музейный калейдоскоп, устный
журнал, литературная гостиная, конференция, заочная экскурсия, презентация,
защита творческого проекта и другие.
Данный курс предусматривает разнообразные типы занятий.
Руководитель сам
определяет форму работы по изучению края, литературы, по использовании
исторической литературы и других материалов, связанных с историей и
литературным наследием края.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу года обучения учащиеся должны знать:
-основные краеведческие термины,
-стороны социальной жизни людей, их взаимосвязь, культуру и быт.
-расположение села и района,
-краткую историю района,
-названия поселений, их местонахождение, историю возникновения,
достопримечательности района,
-характеристику, культуру народов, проживающих на территории района
- Персоналии, прославившие район (не только поэтов и писателей)
К концу года обучения учащиеся должны уметь:
- работать с источниками различного характера (архивы, Интернет)
- подбирать литературу, использовать её на занятиях и во внеурочной работе,
- проводить проектно-исследовательскую работу,
- собирать, обрабатывать, оформлять поисковый материал,
- выступить с докладом,
- провести экскурсию.
- проводить опрос, анкетирование, беседу, интервьюирование
- писать очерк, статью
- анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию
- оформлять презентации к докладам.
- актуализировать краеведческие знания, накопленные в повседневной жизни, а
также в учебном процессе, обобщать и оценивать их;
- характеризовать жизнь и деятельность жителей, рассказывать о них, выражая свое
впечатление, давая им свою оценку;
- общаться с одноклассниками, односельчанами (в урочной деятельности,
повседневной жизни, исследовательской работе и т.д).
Оценка результатов обучения детей:
Контроль в объединении может проводиться в разных формах: собеседование,
зачет, вопросник по программе, реферат, защита работы, контрольные работы,
участие в конкурсах, выставках, КВН, викторине, открытое занятие,
сочинения-
отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть, возможны различные виды тестовых
заданий и заданий поискового, творческого характера. Таким образом,
традиционные формы проверки дополняются
самопроверкой и коррекцией
сформированности умений.
Контроль позволяет
определить эффективность обучения, обсудить результаты,
внести изменения в процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть
результаты своего труда.
Виды поощрения: Диплом, Грамота, Сертификат об окончании курса «Литературное
краеведение».
Участие работ в районных, республиканских и всероссийских конкурсах.
Выступление на больших праздниках, конференциях.
Внешние результаты реализации программы:
– достижения ребят на районных, республиканских, всероссийских и
международных конкурсах и чтениях;
– устойчивый интерес к литературному краеведению;
– увеличение направленности и разнообразия проектов;
Внутренний результат:
- положительные изменения, происходящие в личности ребенка, саморазвитие,
изменения его ценностной ориентации, возможно и будущей профессиональной
направленности.
Методические пояснения по организации занятий.
Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том,
что она
включает в себя элементы исследования и проектирования. И учитель, и учащиеся
имеют возможность принять участие в поисково – исследовательской работе по
изучению местной истории. Такого рода деятельность обеспечивает движение
вперед не по пути запоминания все больших объемов сведений, а по пути добывания
новых знаний при решении новых задач, возникающих в ходе учения. Акцент
переносится с преподавания на изучение, с пассивного восприятия материала на
активную мыслительную деятельность, способствующую рождению новых идей и
решений. Определяя поисково – исследовательский метод, метод проектирования,
учитель стимулирует учащихся к актуализации их жизненного опыта, создает
условия его слияния с общественно – историческим. Этот метод обращается к
личности школьника, его способности работать со своим опытом. Ученик в этой
ситуации перестраивает прежние представления, продуцирует новые знания,
выходя за границы личного опыта, наделяя их личностным смыслом.
Сочетание знаний с эмоциональным, личностным отношением к историческим
событиям формирует историческое сознание.
Наиболее эффективными
методами сбора исторической информации
являются
опросы: анкетирование, интервьюирование. Устная форма общения с респондентом
требует особой подготовки, поскольку интервьюеру приходится располагать и
группировать вопросы с учетом текущих обстоятельств, атмосферу беседы, возраста
опрашиваемого.
Посильной задачей в процессе реализации программы является формирование
архивов устной истории, то есть создание документов в результате бесед, опроса,
интервьюирования или анкетирования непосредственных участников и очевидцев
исторических событий, а также банка данных исследовательских работ, в которых
отражается собранный материал, а также личная оценка ребенка.
Ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Большую роль в этом
играют музеи, в частности школьный музей, музеи села и района. Уроки в музее
развивают у детей творческие способности, формируют у них интерес к различным
областям знаний, потребности в глубоком познании мира. Дети понимают свою
причастность ко всему происходившему ранее и сейчас, а также осознают
необходимость сохранение того опыта, что был накоплен поколениями.
Условия реализации программы.
Для успешной реализации данной программы необходимо:
- кабинет или классная комната,
- фонды сельской библиотеки,
- фонды школьной библиотеки,
- краеведческие источники,
- школьный музей,
- музеи села и района,
- тесное сотрудничество с различными организациями,
- желание детей заниматься,
- создание фонотеки и видеотеки.
Оценка рисков реализации программы.
Реализация Программы осуществляется в условиях наличия определенных рисков.
Внешние риски:
-недостаточное научное изучение
исторических объектов и событий, творчества
местных писателей, поэтов, художников;
Внутренние риски:
- слабая материально-техническая база;
- недостаточный квалификационный уровень специалистов;
- отсутствие условий хранения объектов культурного наследия.
Источниками финансирования программы «Литературное краеведение»
являются:
- самообеспечение, спонсорская помощь;
- средства РОО;
Возможные направления взаимодействия с социальной средой таковы :
- сотрудничество с другими учреждениями дополнительного образования;
- участие в общероссийских, республиканских, районных акциях, движениях,
экспедициях;
- использование культурного потенциала края (музеи, экскурсионные фирмы,
театры, библиотеки);
- вовлечение в процесс краеведческого образования органов администрации
(встречи, выступления представителей районной и городской администраций,
молодежных движений), средств массовой информации;
- вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей.
Режим занятий.
Продолжительность
занятий
Периодичность в
неделю
Количество часов
в неделю
Количество часов
в год
1 час
2 раза
2 часа
68 часа
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие,
знакомство с программой кружка. Беседа. (1 час)
Знакомство с экспонатами школьного музея. Экскурсия. (2 часа)
Положение о школьном музее. Профиль музея, его размещение.
Практическое занятие. Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической.
Подготовка экскурсоводов и определение порядка их работы.
Тема «Поисково-исследовательская деятельность, проектно – исследовательская
деятельность». (8 часов)
Теория: знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической
дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных
работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы.
Практика: составление индивидуальных проектных и исследовательских работ,
выступления и защита своих работ; проведение тематических классных часов.
Тема «Поэты-земляки, поэты-любители родного края». (5 часов)
Теория: знакомство с жизнью и творчеством поэтов - земляков, поэтов – любителей.
Практика: оформление тематической выставки; проведение встреч с жителями села,
увлекающихся творческой поэзией, сбор информации о поэтах - земляках, поиск
новых книг, картин.
Тема «Методика подготовки и проведения экскурсий». (6 часов)
Теория: знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий.
Практика: проведение экскурсий для учащихся школы, жителей села и гостей
школы.
Тема «История школы. Истории учителей в истории школы». (6 часов)
Теория: изучение истории школы, учительских династий.
Практика: организация встреч с бывшими учителями школы, сбор информации об
истории школы, обработка и оформление собранного материала.
Тема: «По дорогам боевой и трудовой славы». (3 часа)
Теория: знакомство с историями земляков – ветеранов ВОВ и ветеранов труда, их
заслугами перед Родиной.
Практика: организация встреч с ветеранами войны и ветеранами труда, обработка и
оформление материала данной тематики.
Тема: «История малой родины. Село Мишкино прошлых лет». (10 часов)
Теория: знакомство с историей возникновения села, бытом сельчан прошлых лет.
Практика: сбор информации об истории малой родины, оформление собранного
материала.
Тема: «История малой родины. Населенные пункты Мишкинского района». (11
часов)
Теория: знакомство с историей возникновения населенных пунктов Мишкинского
района.
Практика: сбор информации об истории населенных пунктов Мишкинского района,
оформление собранного материала.
Тема: «Этнография родного края». (10 часов)
Теория: знакомство с историей, к
ультурой и бытом народов, проживающих на
территории Мишкинского района, их происхождение, расселение, этнической
историей и их культурные взаимовлияния.
Практика: сбор информации о религии, культуре, быте народов, населяющих
территорию Мишкинского района, оформление собранного материала.
Подведение итогов работы кружка подготовка и проведение краеведческой
выставки с творческими отчетами по интересам членов кружка. (6 часов)
Календарно – тематическое планирование
№
п\п
Дата
Темы занятий
Часы
Теор
.
Практ.
1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
1
2
Экспонаты школьного музея. Вещи, предметы быта, их
история
1
3
Экспонаты школьного музея. Записи, воспоминания,
летопись школы.
1
4
Моя малая Родина – село Мишкино. История далекая и
близкая.
1
5
Работа по символике района. История разработки,
выбор, авторы.
1
6
Народности, населяющие территорию района. Д/з:
Написание статьи, очерка, рассказа о районе, его
1
символах
7
Чем славно ты, мое село? (работа по персоналиям:
известные люди села) – рекомендации по проведению
бесед, интервью. Д/з: подготовить индивидуальные
сообщения по выбранным персоналиям.
1
8
Практикум: выступления воспитанников (на основе
собранных материалов в Интернете, на основе бесед,
интервью).
1
9
Практикум: выступления воспитанников (на основе
собранных материалов в Интернете, на основе бесед,
интервью).
1
10
Литературная карта района. Идея, история создания
проекта.
1
12
Поэты-земляки, писатели-земляки, поэты-любители и
писатели-любители родного края. Практикум.
1
13
Поэты-земляки, писатели-земляки, поэты-любители и
писатели-любители родного края. Практикум.
1
14
Поэты-земляки, писатели-земляки, поэты-любители и
писатели-любители родного края. Практикум.
1
15
Экскурсия. Методика подготовки и проведения
экскурсий (теория проведения, составление памятки
проведения экскурсий)
1
16
Практикум. Экскурсия в школьном музее (написание
текста, его презентация, апробация).
1
17
Виртуальный музей (знакомство с методом создания
сайтов, консультация с учителями информатики).
Создание презентации «Мой виртуальный музей» по
направлениям.
1
18
Виртуальный музей (знакомство с методом создания
сайтов, консультация с учителями информатики).
Создание презентации «Мой виртуальный музей» по
направлениям.
1
19
Защита проектов «Мой виртуальный музей»
1
20
История образования Мишкинского района. Посещение
краеведческого музея. Д/з: эссе на тему «Образование и
время - взаимосвязь»
1
21
История школы (семилетка): «Летопись школы».
Знакомство с альбомами, записями, фото временного
периода 52-72-х гг. Анализ полученной информации.
1
22
История школы (семилетка): Основные направления
воспитательной работы в эпоху Советского союза.
1
23
История школы (СОШ № 2): «Летопись школы».
Директоры, учителя, выпускники школы. Виртуальная
экскурсия по сайту школы
1
24
История школы (СОШ № 2). Истории учителей в
истории школы. (Знакомство с педагогами восьмилетней
школы, интервьюирование, запись, составление статей
по услышанному).
1
25
История школы (СОШ № 2). Истории учителей в
истории школы. (Знакомство с педагогами восьмилетней
школы, интервьюирование, запись, составление статей
по услышанному).
1
26
По дорогам боевой и трудовой славы. «Герои
Мишкинской земли» - беседа о героях Советского
Союза, земляках-мишкинцах. «Афган – далекое и
близкое». Знакомство с ветеранами ВОВ и «афганцами»,
составление вопросов, беседа, запись беседы с ними,
оформление полученной информации в статью.
1
27
По дорогам боевой и трудовой славы. «Афган – далекое
и близкое». Знакомство с «афганцами» - Бикбулатов Г.Г.
и Фатхиннуровым В.И.
1
28
«Афган – далекое и близкое». Составление вопросов,
беседа, запись беседы, оформление полученной
информации в статью. Поиск информации – военкомат,
Совет ветеранов.
1
29
Встреча, беседа, оформление в статью, очерк, эссэ.
1
30
Презентация работы.
1
31
История малой родины. Село Мишкино прошлых лет
1
32
Работа в краеведческом музее, в Интернете, сбор.
1
33
Посещение Администрации МР Мишкинский район,
беседа с секретарем Совета МР Мишкинский район о
создании и развитии района как муниципального
1
образования.
34
История создания герба, флага и гимна района.
1
35
Оформление полученной информации в электронный
вариант, как заготовку для исследовательской работы
1
36
Подготовка презентаций на тем «Мой край родной-
Мишкино»
1
37
История малой родины. Населенные пункты
Мишкинского района.
1
38
Д.Большие Шады, д.Калмазан – история возникновения.
1
39
С. Новоторицкое - история появления и развития.
1
40
С. Чураево – барское поместье семьи Песляк.
1
41
Загадки топонимики. Работа в краеведческом музее. (по
названиям населенных пунктов Мишкинского района)
1
42
Этнография родного края. Знакомство с расположением
Мишкинского района. Его физико-географическое
положение, население, национальности.
1
43
Народность мари. Восточные марийцы. Их отличие от
луговых и горных мари. Районы побратимы в Мари Эл.
Религия народа мари. Боги. Молебны. Священные рощи.
1
44
Традиции и обычаи народа мари. Аграрные календарные
праздники народа мари. Их смысл Традиционная одежда
мари.
1
45
Современные мари. Современные традиции, обычаи
праздники мари (наблюдения и изучение относительно
мари Мишкинского района).
1
46
Определение тем для проектно-исследовательской
работы. Консультация по написанию работы.
1
47
Работа над введением. Определение объекта, предмета
исследования, выявление актуальности, обозначение
цели, определение задач, выбор методов.
1
48
Работа над основной частью: теория, практика,
сопоставление, анализ.
1
49
Работа над заключением. Основные его моменты.
1
50
Татары. Религия, традиции. Обычаи, праздники.
Традиционная одежда татар.
1
51
Современные татары. Современные традиции, обычаи
праздники татар (наблюдения и изучение относительно
1
татар Мишкинского района).
52
Определение тем для проектно-исследовательской
работы. Консультация по написанию работы.
1
53
Консультационное занятие.
1
54
Башкиры. Религия, традиции, обычаи. Праздники
башкир. Традиционная одежда башкир.
1
55
Современные башкиры. Современные традиции, обычаи
праздники башкир. (наблюдение и изучение
относительно башкир Мишкинского района).
1
56
Определение тем для проектно-исследовательской
работы. Консультация по написанию работы.
1
57
Консультационное занятие. Подготовка к защите работ.
1
58
Презентация и защита работ.
1
59
Презентация и защита работ.
1
60
Проектно – исследовательская деятельность.
Определение тем для проектных работ.
1
61
Работа над брошюрами по выбранным тематикам
1
62
Работа над брошюрами по выбранным тематикам
1
63
Работа над брошюрами по выбранным тематикам
1
64
Защита проектов.
1
65
Защита проектов.
1
66
Написание эссе
1
67
Отчетное выступление – экскурсия по виртуальному
музею, созданному на основе проектно
исследовательских работ с приглашением ветеранов,
педагогов, представителей Администрации МР
Мишкинский район РБ и РОО.
1
68
Итоговое занятие.
11
57
Список литературы.
Литература для учителя:
1. Акманов И.Г. (отв. ред.) История Башкортостана: С древнейших времён до конца
XIX векаУчебник для 8 кл. - Уфа: Китап, 2005
2.
Асфандияров А.3. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных
территорий Уфа: Китап, 2009.
3. Белоусов Д.А. Лиетатурно-краеведческией кружок в сельской шкоел: книга для
учителя. Из опыта внеклассной работы / под ред. М.Д, Янко. – М:Просвещение,1987
4. Богуславский С.Р. Школьный литературный клуб: книга для учителя: из опыта
работы. – М.: Просвещение, 1989
5. Болтушкин В.В. Краеведение: Учебное пособие Уфа: Уфимская государственная
академия экономики и сервиса, 2010.
6. Валишин Р.А. (сост.) Башкортостан с с древнейших времен до наших дней PDF
7. Внеклассная и внешкольная работы по литературе. Сб. ст. / под ред. Я.А.
Ратковича. – М.: Просвещение, 1970
8. Галиева Ф.Г. Этнографические исследования русского населения Башкортостана
Уфа: Гилем, 2012.
9. Гладкова И. Б..
Литературное краеведение: опыт изучения и применения в
историко-культурологическом контексте. Дрофа.2010 г.
10. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник – 4-е изд., М.,2003г.
11. Еладова Е.Б. Образование основное и дополнительное: проблемы, взаимосвязи. /
«Внешкольник», №3, 2000г.
12. Литературное краеведение в школе / сост. М.Д.Янко. – М.: Просвещение, 1976
13. Методика преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г.
Маранцман. – в 2ч. Ч.2. – М.: Просвещение, Владос, 1994
14. Методика преподавания литературы / под ред. Р.Ф. Брандесов, Т.В Зверс. – М.:
Просвещение 1985
15. Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ. Туризм и
краеведение. М. Просвещение, 1982г.
16. Психология. В.А. Крутецкий. Москва, Просвещение – 1986 г.
17. Педагогика. П.И. Педкасистый. Москва, Просвещение – 1998 г.
18. Румянцева Т.Б. Краеведение во внеурочной деятельности.
/«Школа и
производство» №3, 2010г.
Литература для воспитанников:
1. Акманов И.Г. (отв. ред.) История Башкортостана: С древнейших времён до конца
XIX векаУчебник для 8 кл. - Уфа: Китап, 2005
2.
Асфандияров А.3. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных
территорий Уфа: Китап, 2009.
3. Болтушкин В.В. Краеведение: Учебное пособие Уфа: Уфимская государственная
академия экономики и сервиса, 2010.
4. Подборка газеты «Дружба»
5. Материалы краеведческой библиотеки
Интернет-ресурсы:
aplikshkolniku/avtorskaia-programma-po-literaturnomu-kraevedeniiu/
oprbtemplate/guest/partner/all_news.php?id=4&type=41
oprbtemplate/guest/partner/all_news.php?id=4&type=39
libmap.bashnl
Программа реализуется в период с 2012-2013 года, 2013-2014 года, 2014-2015,
2015-2016 учебного года.
Результаты участия обучающихся в конкурсах:
2015-2016 учебный год:
1. Районный конкурс презентаций, посвященный 85-летию Мишкинского района и
305-летию села Мишкино - Яндуганова Анастасия, 2 место.
2. Районный конкурс презентаций, посвященный 85-летию Мишкинского района и
305-летию села Мишкино – Адыев Нияз, 2 место.
3. Районный конкурс презентаций, посвященный 85-летию Мишкинского района и
305-летию села Мишкино – Шамсутдинова Кристина, 2 место.
2014-2015 учебный год:
1.Региональный конкурс исследовательских работ «Сады нашего детства», г. Бирск,
номинация «Ландшафтный дизайн» - Шамсутдинова Кристина 10 кл.) – 3 место.
2. «Дорогами Отечества» муниципальный этап, номинация «Литературное
краеведение» - 2 место Андреева Диана .
3. «Дорогами Отечества» республиканский этап, номинация «Литературное
краеведение» - 1 место Андреева Диана .
4. «Дорогами Отечества» муниципальный этап, номинация «Краеведение» - 3 место
Шамсутдинова Кристина
5.10-й Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов
«Человек на Земле», диплом 5 степени 3 место, Адыев Нияз.
6.10-й Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов
«Человек на Земле», диплом 5 степени 3 место, Шамсутдинова Кристина.
7.10-й Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов
«Человек на Земле», диплом 5 степени 3 место, Шайхивалиевы Гузель и Айгуль.
8.10-й Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов
«Человек на Земле», диплом 5 степени 3 место, Чалаева Надежда и Васильева
Юлия.
2013-2014 учебный год
1.Районный конкурс «Недели и туризма» презентация – 2 место (Адыев Нияз, 6 а)
2.Районный конкурс «Недели и туризма» сочинение - 2 место (Адыев Нияз, 6 а)
3. Региональный конкурс исследовательских работ «Сады нашего детства», г.
Бирск, номинация «Лингвистика» - Саетгареева Эльза, Батршина Диана, 11 кл. – 1
место
4. Районный конкурс «Дорогами Отечества», номинация «История образования» - 2
место, Шамсутдинова Кристина 9 а класс
5. МАН «Эверест» номинация «Краеведение» - 2 место, Шамсутдинова Кристина 9
а класс
6. Республиканский этап конкурса «Дорогами Отечества», номинация «История
образования»- лауреат, Шамсутдинова Кристина 9 а класс.
7. МАН «Эверест» номинация «Краеведение» - 3 место, Исаев Александр, 9 а.
8. (Районный этап) Всероссийский конкурс ученических проектов, посв.20-летию
Конституции РФ - 1 место (коллективная работа обучающихся 10 класса: Андреева
Д., Шахмадеева Ю., Сахаутдинов В., Фатхутдинов А.
9. (Республиканский этап) Всероссийский конкурс ученических проектов, посв.20-
летию Конституции РФ - 2 место коллективная работа обучающихся 10 класса:
Андреева Д., Шахмадеева Ю., Сахаутдинов В., Фатхутдинов А.
10. Районный, «КРИТ - 2014», номинация «Юный издатель» - 3 место, Сахаутдинов
Вадим, 10 класс.
11. Районный, «КРИТ - 2014», номинация «Юный издатель» - 1 место, Павлова
Юлия, 10 класс.
12. Районный, «КРИТ - 2014», номинация «Юный издатель» - 3 место, Андреева
Диана, 10 класс.
13. Районный, «КРИТ - 2014», номинация «Юный издатель» - 2 место, Шахмадеева
Юлия, 10 класс.
14. Международный конкурс комп. Графики и анимации «Цифровая пастель 2013»
Открытого детско-юношеского фестиваля искусств «Либеровская весна»- Адыев
Нияз, лауреат 3 степени.
2012-2013 учебный год:
1.Районный конкурс МАН «Эверест» номинация «Лингвистика» - 2 место,
Аксентьева Елена, 10 класс.
2. Районный конкурс МАН «Эверест» номинация «Краеведение» - 2 место, Адыев
Нияз.
3.Районный конкурс исследовательских работ «Отечественной войне 1812 года
посвящается…» - 1 место, Аксентьева Елена, Бакрадзе Бэлла,
4. Зональный этап республиканского конкурса «Жемчужина Башкортостана» -
победители конкурса исследовательских работ в номинации «За научность и
достоверность» - Аксентьева Елена, Бакрадзе Бэлла.
5. Всероссийский конкурс экологических проектов «Твой след на планете», лауреат
4 степени – Адыев Нияз.