Образовательная программа детского объединения "Литературное краеведение"
Автор: Адыева Валерия Викторовна Должность: учитель русского языка и литературы, заместитель директора по вр Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2 с. Мишкино РБ Населённый пункт: с. Мишкино Республика Башкортостан Наименование материала: методическая разработка Тема: Образовательная программа детского объединения "Литературное краеведение" Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 с. Мишкино РБ
Методическая разработка мероприятия для обучающихся 5-х
классов
«Поговорим о Мишкино…»
Автор: Адыева В.В.,
учитель русского языка и литературы,
учитель ИЗО,
ЗДВР МБОУ СОШ № 2 с. Мишкино РБ
С. Мишкино, ул. Мира, д.66
Одной из актуальных тем воспитательной работы с обучающимися являются темы,
связанные с
государственной символикой. Государственные символы являются неотъемлемой частью развития
любого государства и отражают ту основополагающую концепцию, фундамент и каркас любого
государства, который принято называть национальной идеей. Важно знать не только символы
государства, но и малой родины, так как это начальная ступенька в формировании чувства
патриотизма.
Школа является одним из главных учреждений, которое влияет на формирование мировоззрения
граждан. Т.к символы нужно популяризировать, делать известными, узнаваемыми, прививать к
ним уважение, все это можно реализовать через классные часы, посвященные изучению
государственной символики.
Цель подобных мероприятий – осознание учащимися значимости государственной символики как
воплощения социокультурного контекста России
, республики, района.
Методическая разработка предназначена для использования классными руководителями
образовательных учреждений в воспитательной работе с учащимися школы.
Формы и методы работы с воспитанниками по этой тематике могут быть различными: беседы,
классные часы, игры, диспуты, викторины, конкурсы, использование ИКТ
Возрастные группы: 5 класс.
Ожидаемый результат:
популяризация государственных символов МР Мишкинский район.
осознание роли и значения государственных символов.
расширение исторических знаний и представлений;
развитие творческих способностей и познавательного интереса.
Цель: Формирование у подрастающего поколения уважение к государственным символам
России, повысить авторитет нашего Отечества в глазах молодого поколения, пробудить в них
чувства патриотизма и национальной гордости.
Задачи:
Воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам.
Расширение исторических знаний о гербе МР Мишкинский район.
Воспитание патриотизма и гражданственности.
Развитие познавательных способностей.
Предварительная работа: подготовка декораций, репетиции выступления
Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Совсем скоро в нашем районе состоится празднование
юбилея района, и именно этому посвящается наше мероприятие.
Ребята, все мы живем в большой, дружной, многонациональной республике … (Башкортостан). -
Почему я сказала «большой»? (потому, что территория Башкортостана огромна).
- Почему я сказала «многонациональной»? (на территории нашей республики проживают
представители 100 национальностей).
- Какие национальности вы можете назвать? (башкиры, татары, чуваши, марийцы, удмурты,
мордва, русские, украинцы, белорусы, немцы, латыши, эстонцы, евреи, армяне). 12
- Как вы понимаете слово «дружной»? Правильно, дружно – это значит жить в дружбе. На чем
строится дружба? (Понимание, уважение, взаимопомощь, терпимость)
- Когда люди дружат – к чему они стараются прийти, если вдруг возникает какая-либо спорная
ситуация? К компромиссу, т.е. к такому решению, которое устраивает всех. То есть люди приходят
к согласию. Что такое согласие? Люди уступают друг другу, понимают друг друга, уважают друг
друга.
- Как вы понимаете слово «единство»? «Един» - это значит «один». Жить вместе, быть едиными в
решении разных вопросов, быть терпимыми друг к другу. Когда люди живут в единстве и согласии
это значит - нет войн, нет негатива по отношению к другим национальностям.
- В каком районе мы живем, ребята? (В Мишкинском районе).
- Представители каких национальностей проживают у нас в районе? (мари, татары, башкиры,
русские, таджики, армяне, удмурты).
- Ссорятся ли они между собой? (нет)
- Наш район – многонациональный. Можно сказать, что на примере дружбы, согласия, единства
нас, тех, кто живет в Мишкинском районе, можно понять и об отношениях между людьми во всей
республике.
Но почему же наше село носит название «Мишкино»? (предположения детей).
- Сегодня мы с вами узнаем, почему у нашего района такое «говорящее» название, и какие
государственные символы у него есть.
Сцена 1:
(Художник за рабочим столом что-то рисует красками, что-то вычитывает из книги. Ставит на
мольберт изображения герба и флага, рассматривает их. На столе табличка: Салават Гилязетдинов –
автор герба и флага Мишкинского района). К нему подходит ребенок и спрашивает:
Ребенок: -Дядя Салават, что это?
Художник - Это, дружок, государственные символы нашего района: герб и флаг.
Ребенок: - А что такое государственные символы?
Художник - - Это, сынок, то, что должно быть знакомо каждому: герб, флаг и гимн. Именно по
этим знакам мы можем определить, о какой стране идет речь, что важно для этой страны, и нам в
этом помогут государственные символы. Это как имя и фамилия у человека. (в это время идут
слайды с изображением герба, флага, гимна)
-У нашего района тоже есть Герб и Флаг, я только что закончил их создание. Вот это – герб, а это –
флаг.
Ребенок: - Почему и на флаге и на гербе изображен медведь?
Художник - - Видишь ли, сынок, есть старая легенда, рассказывающая о том, как люди поселились
на месте нашего села, у берега реки Иняк…
Сцена 2.
(На сцену выходят три мальчика и три девочки в национальных костюмах мари. У девочек на
руках куклы в свертках, в руках у мужчин – луки, на поясах – мечи.)
1 девочка : Албай, я так устала, скоро ли мы найдем пристанище?
2 девочка : Урускай, там я вижу виднеется гладь реки, спустимся к ней, передохнем.
3 девочка : Михаил, смотри какая чудесная поляна, рядом с ней река, идемте…
Албай : Друзья, смотрите какие густые леса, знать охота здесь будет удачной!
Урускай : Река Иняк чиста и широка, в ее водах много рыбы, удачна будет и ловля!
Михаил : Долго мы скитались в поисках места для жизни. Говорит мне мое сердце, что это наш
дом! Сюда шли мы долгими днями!
Ясно светит солнце, словно соглашается с нами, ветви деревьев качают ветвями, словно шепчут
нам – оставайтесь. Здесь мы построим свои дома и здесь будут жить наши внуки и правнуки!
1 девочка: Ай, Албай, кто там качает ветви?
2 девочка : Урускай, мне страшно…
3 девочка : Медведь…
(Из-за дерева выходит медведь, смотрит на людей, качает головой и медленно уходит. Люди
провожают его взглядами).
Михаил : Я был прав, это – наше место, ведь даже сам Хозяин Земли – Медведь, позволил нам
остаться.
Урускай : Тебе, Михаил, как старшему, и ставить дом первому.
1 девочка : А давайте в честь Хозяина Земли назовем наше поселение – Мишкино…
Сцена 3.
- Теперь ты понимаешь, почему наше село назвали Мишкино?
Ребенок: - Да. Но ведь тут еще есть пчелы, они для чего?
- Видишь ли, пчелы – дружные, переживают за одно дело, за то, чтобы жизнь в улье была хорошей.
В нашем районе люди тоже дружные, несмотря на то, что мы все разных национальностей. Кто
живет у нас в районе?
Ребенок: - Да, я знаю. Марийцы, татары, башкиры, чуваши, мордвины, удмурты, русские,
украинцы, армяне. И мы не ссоримся.
- Так и нужно. А еще в Мишкинский районе много людей, которые занимаются пчеловодством,
поэтому и на гербе есть пчелки.
Ребенок: - А что в лапах у медведя?
- Это – кушак, так раньше называли пояс. Видишь, он поднят в форме арки, как ворота. Кому
открывают ворота, двери?
Ребенок: - Гостям.
- Правильно. Кушак – белого цвета, это значит, мишкинцы чисты в своих мыслях, и очень
гостеприимны, видишь, медведь словно ждет гостей. А узор на нем видишь?
Ребенок: - Да, дядя Салават, вижу. Я такое видел на вышивках моей бабушки Парсуло.
- Да, это марийский орнамент, ведь в Мишкинском районе проживает много марийцев.
Ребенок: - А почему так много красного цвета? Не голубого, не зеленого?
- Красный цвет у марийцев – цвет солнца, солнце дает жизнь всему живому, оберегает нас от
печалей. Это как цвет оберега. Но еще и золотой цвет – это уважение, а серебряный – означает
чистоту мыслей и дел.
Ребенок: Вот какой наш автор герба – Гилязетдинов Салават. Теперь я знаю, что у любого
государства есть свои символы! Герб, флаг и гимн. У мишкинского района на гербе и флаге
изображении медведь, держащий в поднятых лапах белый с красным марийским орнаментом
кушак, а к нему летят шесть пчел. Медведь – это символ хозяина земли, а значит человека,
работающего на земле. Кушак в форме арки – знак гостеприимности мишкинцев, пчелы – знак
троудолюбия, дружбы, взаимопонимания, и еще Мишкинский район славен своими пчеловодами.
Красный цвет – это цвет солнца, а значит жизни, золотой – уважение, а серебряный – мишкинцы
светлы душой и делами. И герб наш появился не просто так, а на основе легенды о Хозяине Земли
– Медведе и встрече с ним трех семей переселенцев, одного из которых звали Михаил.
Ведущий: Все ли вы хорошо запомнили, ребята? А мы это сейчас проверим!
Викторина: Знаете ли вы государственные символы? (герб, флаг, гимн).
Есть у нашего района своя символика? (есть, это герб, флаг, гимн).
Что изображено на гербе нашего района? (на красном фоне медведь, держащий в поднятых
лапах кушак, шесть пчел, летящих к медведю, одна над другой)
Знаете ли вы легенду, взятую за основу при создании герба? О чем она?
(О том, как трем семьям переселенцев, искавшим место для поселения на берегу Иняка,
встретился Медведь – Хозяин земли и своим доброжелательным поведением дал понять – эта земля
может принять их. На этом месте и были заложены первые жилища, впоследствии ставшие селом
Мишкино).
Что обозначает фигура медведя на гербе? ( образ хозяина земли. Медведь изображен уверенным
и энергичным и является символом народа, занятого мирным созидательным трудом).
Что обозначает кушак в поднятых лапах медведя? (
Поднятые лапы медведя, держащие
серебряный кушак в форме ворот, символизируют открытость, гостеприимство, добродушие
мишкинцев).
Что обозначают пчелы? (
В настоящее время по количеству пчелосемей район в Республике
Башкортостан занимает лидирующее положение. Об этом факте свидетельствует наличие в гербе
шести золотых пчел. Золотые пчелы также символизируют трудолюбие, самоотверженность,
умение находить согласие, организованность, коллективизм, то есть качества присущие людям,
проживающим в Мишкинском районе).
Какие три основные цвета использованы при создании герба? (красный, золотой и серебряный)
Что обозначает красный, золотой и серебряные цвета? (
красный цвет обозначает цвет огня,
солнца, дающих жизнь всему живому на земле. И символика этого цвета имела такую
интерпретацию "солнце" - это жизнь, а его цвет "оберег";
золотой цвет в гербе - это уважение,
богатство и олицетворяет труженика, земледельца, являющегося главным богатством района;
серебряный цвет - это благородство, чистота помыслов, намерений, миролюбие, сотрудничество
народов).
Кто является автором герба Мишкинского района? (Салават Гилязетдинов)
(Самым внимательным и знающим вручается грамоты).
Ведущий: Видите, ребята, как важно знать историю своего края, своего района. Вы, зная о
гербе, флаге, об авторе, можете рассказать и взрослым, и своим друзьям, ведь вы – граждане нашей
большой многонациональной страны. Каждый из нас должен знать историю своего края, своей
малой Родины, ведь из малого – выходит великое! Если каждый человек будет гордиться, работать
и жить на благо Родины – все мы будем счастливы!