"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе"
Автор: Вердеш Алёна Сергеевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МОБУ Покровская НОШ Населённый пункт: с. Покровка Октябрьский район Наименование материала: статья Тема: "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе" Раздел: начальное образование
Вердеш Алена Сергеевна
Учитель английского языка
МОБУ «Покровская начальная
общеобразовательная школа» Октябрьского района
Приморского края
Активизация познавательной деятельности учащихся
на уроках английского языка в начальной школе
(обобщение опыта работы)
Высшее искусство учителя - пробудить радость
в творческом самовыражении и познании.
Альберт Эйнштейн.
Цель современного образования -
научить учащихся добывать информацию из
различных источников, включая информационные, привить навыки их критического
анализа, и сформировать компетентностные умения применять полученные
информацию и умения на практике.
Учебная деятельность является одним из видов познания, основным для детей
школьного возраста. Поэтому, говоря о повышении уровня познавательной активности
учащихся, мы с тем же правом можем говорить об активизации учения.
Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое
проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к
эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время
(Шамова Т.И.). Активизация познавательной деятельности есть процесс и результат
стимулирования активности детей (т.е. высокий уровень мотивации, осознанная
потребность к усвоению знаний и умений).
Познавательная деятельность является одним из видов воспитывающей
деятельности, которая требует интеллектуальных усилий, анализа, размышления,
поэтому задача учителя - увлечь всех детей познавательной деятельностью, наполнив ее
интересным содержанием.
Для этого необходимо подобрать способы осуществления, благодаря которым
происходит приобщение детей к культуре умственного труда.
Но, подбирая, то или иное содержание познавательной деятельности (особенно на
уроке английского языка), необходимо помнить о психологических особенностях млад -
ших школьников. Оно должно быть эмоционально окрашено, доступным по изложению,
красочно оформленным, имеющим элементы занимательности.
Применяемые мной на практике формы познавательной деятельности являются до -
статочно разнообразными, так как необходимо учитывать желание ребят померяться си -
лами (на уроках присутствуют элементы состязательности), а так же элементы игровой
деятельности.
Формой организации учебно-познавательной деятельности младших школьников
называется их организация на каком-либо этапе урока или его временном промежутке,
которая характеризуется количеством учащихся, строго определенным типом взаимо
-
связи учащихся между собой, с учителем, а также способом управления учебно-позна
-
вательной деятельностью учащихся со стороны учителя.
При всем разнообразии форм учебно-познавательной деятельности на уроке ан
-
глийского языка среди них выделяются: индивидуальные, групповые и фронтальные.
Необходимо отметить, что по отдельности каждую из трех форм организации учебной
деятельности учащихся применять не рекомендуется. Только сочетание этих форм –
групповой, фронтальной и индивидуальной – приносит ожидаемые положительные ре
-
зультаты. Это сочетание определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-
воспитательных задач на уроке, от специфики содержания предмета английский язык и
т.д.
1. Индивидуальной учебно-познавательной деятельностью называется самостоя -
тельное выполнение учащимся заданий под непосредственным или опосредованным ру -
ководством учителя.
Это может быть:
1) работа с учебником,
2) работа с картинкой (описание картинки, ответ по схеме);
3) работа у доски,
4) работа по индивидуальным карточкам и т.д.
Данная форма организации деятельности применяется на любом этапе урока и ис -
пользуется мной для:
- закрепления полученных знаний,
- обобщения и повторения изученного материала,
- при самостоятельной изучении определенного материала.
В качестве примера индивидуальных заданий могу привести следующее:
для 2 класса: - «Вычеркни лишнюю букву», «Допиши пропущенную букву»,
«Слово рассыпалось» ( или «Алфавит рассыпался»), «Найди поросенка», «Змейка»,
«Letterbox» («коробка с буквами»), «Рассели буквы по домикам» и другие (рис. 1)
Рисунок 1.
Во втором классе дети овладевают навыками чтения на иностранном языке, запо -
минают буквенные соответствия, поэтому особо важен контроль учителя и внимание по
отношению к каждому обучающемуся, поэтому я выбираю упражнения на тренировку
звуко-буквенных соответствий, на правописание, на закрепление элементарных лекси
-
ческих конструкций (например, задание « Прочитай и заполни пропуски словами из
рамки» и т.д.)
В 3-4 классах мной используются индивидуальные задания на отработку (закреп -
ление) грамматического и лексического материала.
Следует отметить, что индивидуальная работа может выполняться учащимся у
доски (например, выбрать правильную карточку с глаголом, который используется с
определенными местоимениями), после чего может осуществляться групповой
контроль. Плюсом данного вида работы является наличие после выполнения и проверки
задания готовая опорная таблица на доске, которая используется в ходе урока в качестве
наглядности.
2. Групповая работа подразумевает деление класса на группы (или мини- груп
-
пы), которые получают одинаковое либо дифференцированное задание и выполняют его
совместно. При этом в группах должны находиться ученики с разным уровнем подго
-
товки для того, чтобы слабые ученики могли реализовать свои способности.
Примеры заданий: «Прочитайте текст и найдите ответы на вопросы», «Переведите
данные выражения», «Соедините части предложения по смыслу», «Найди ответы на во -
просы» (Matching), «Прочитайте текст и выберите правильный заголовок», «Прочитайте
текст и заполните генеологическое дерево».
Задания могут быть на работу с любым аспектом языка (чтение, грамматика, лек
-
сика).
Кроме того, мной применяются такие методы организации деятельности учащих -
ся:
- освоение норм ведения разговора (Задание: «Спроси своего товарища о…» - эле -
ментарные этикетные разговоры или запрос информации о семье/ любимой игрушке/
школьных предметах/ хобби и т.д.);
- метод взаимной проверки (учащиеся обмениваются тетрадями). Проверяться мо -
гут маленькие самостоятельные работы, упражнения, домашние работы. Чаще всего
этот метод используется мной для проверки грамматических мини- тестов и тестов на
аудирование.
-
прием взаимных заданий:
учащиеся выполняют задания, придуманные од
-
ноклассниками. Например, ученики пишут на карточках элементарные словосочетания,
где находится плюшевый медвежонок, используя изученные предлоги «на/под/в», уче
-
ники другой группы по очереди берут карточку и помещают медведя в заданное место.
Группа контролирует правильность выполнения задания.
Другой пример группового вида работы на закрепление тем «Цвета», «Игрушки»,
«Части тела»: Группа получает описание плюшевого медведя и шаблон, задание: рас
-
красить / дорисовать нужные части медвежонка в соответствие с описанием (см. рис. 2).
Рисунок 2
He’s got big blue eyes.
He’s got small brown ears.
He’s got a big red nose.
He’s got a small red mouth.
He is yellow. And his feet are
brown.
Данный метод применяется мной во 2 классе, учащиеся очень позитивно реагиру -
ет на этот вид работы. Развиваются навыки чтения, активизация изученной лексики, раз-
витие техники совместной деятельности, творческого потенциала.
Для развития познавательных мотивов учащихся могут быть использованы раз
-
личные методы и приёмы, в число которых входят нестандартные
формы проведения
уроков, Неделя английского языка, олимпиады по языку, необычные формы предъявле
-
ния изучаемого материала, использование активных методов обучения. Играет важную
роль организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.
В этом году я попробовала использовать в качестве итоговой творческой работы
по изученной теме создание
Лэпбука ( Lapbook)–книжки-раскладушки (самодельной
папки) с кармашками, подвижными частями, деталями, дверками, в которой собирается
материал по теме. Это не просто поделка учащихся, это заключительный этап работы
над темой. (Если дети в силу возраста не могут полноценно участвовать в исследовании,
то материалы может готовить учитель, а учащиеся выполняют задания и участвуют в
оформлении). В результате получается оригинальный вид наглядного пособия. За рубе
-
жом это является очень популярным способом оформления работ. Мы проделали работу
с 4 классом, э был эксперимент, акцент делался на лексическую составляющую темы
«Повседневная жизнь», в которую входили разделы «Продукты питания», «Профессии»,
« Погода». Детям было интересно, в целом результат был достигнут.
3 . Фронтальная работа подразумевает общую, одновременную работу каждого
ученика со всем классом.
Большинство методистов сходятся во мнении, что на уроке английского языка с
младшими школьниками фронтальный вид работы используется редко, так как трудно
реализовать общение учащихся с классом на английском языке в виду еще малого лек
-
сического запаса.
Я применяю элементы этого вида работы:
1) Например, на обобщающем уроке по теме «Семья», когда учащиеся представ
-
ляют свое генеологическое дерево, их одноклассники задают вопросы, таким же об
-
разом работа организуется по изучении темы «Хобби» и других интересных и близких
младшим школьникам тем.
2) При организации игр - «угадаек» (направлены на отработку лексического и
грамматического материала) Дети очень любят эту форму работы. В качестве примера
рассмотрим тему «Профессии»: один из учащихся вытягивает карточку, другие по оче
-
реди задают вопросы (грамматически правильно построенные), «угадывая», какая про
-
фессия изображена на карточке (например- «
Are you a doctor? – Yes? I am! / No, I’m
not»). Угадавший получает право вытянуть следующую карточку. Подобные игры прово-
дим так же по темам «Семья», «Хобби» и др.
В целом, при обучении английскому языку проблема поиска и выбора эффектив
-
ных методов обучения очень актуальна, так как обучение иноязычному общению воз
-
можно лишь в том случае, если учебная деятельность младшего школьника э моциональ-
но окрашена.
Так как огромное значение имеет мотивация, то можно сказать, что интерес уча
-
щихся является главной движущей силой познавательной деятельности. И наиболее
сильным мотивирующим фактором являются материалы, удовлетворяющие потреб
-
ность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых
упражнений. Именно поэтому так важно использование на уроке ИЯ разнообразных иг-
ровых элементов, использование красочной наглядности (выполняет стимулирующую
функцию), ИКТ, нестандартных приемов обучения (например, драматизации, видео-уро-
ки и т.д.)
Говоря о детях младшего школьного возраста, при выборе технологии их обучения
нужно учитывать психологические и возрастные особенности младших школьников
(повышенную эмоциональность, подвижность, чувствительность, утомляемость от
единообразия), что требует частой смены форм, методов и приемов обучения.
Учить языку - это искусство. Уроки иностранного языка – бескрайнее поле для
творчества. Особенно важно это учитывать, так как в основе каждого урока должен
лежать дифференцированный подход с элементами нетрадиционных методов обучения.