"Современные подходы к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе".
Автор: Тихонова Нина Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №1 р.п.Татищево" Населённый пункт: р.п. Татищево, Саратовская область Наименование материала: статья Тема: "Современные подходы к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе". Раздел: начальное образование
Статья на тему:
Современные подходы к контрольно-оценочной
деятельности в начальной школе.
Тихонова Нина Николаевна,
учитель начальных классов.
Оценка – это правильное
кровообращение,
без нее неизбежны застой и
болезненные явления.
Н. Островский
Введение.
Во все периоды развития общества происходящие процессы требовали
оценки. Для успешной и эффективной деятельности оценка так же
необходима, как и правильное кровообращение для полноценного
функционирования организма. Любая деятельность, чтобы человек мог в ней
совершенствоваться, нуждается в оценке. Именно поэтому оценивание
является одним из важнейших компонентов практически любой модели
обучения, главная цель которой – это ученик способный к самореализации,
саморазвитию, самоорганизации, самоконтролю и самосовершенству,
способный быть субъектом учебной деятельности.
Одна из многих на сегодняшний день актуальных проблем начального
образования заключается в том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть
потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами
этих процессов. Поэтому, если не способствовать уже в начальной школе
формированию оценочной самостоятельности, данная потребность
утрачивается, что влечет за собой трудности в обучении.
Требования к метапредметным результатам начального общего образования в
ФГОС предусматривают умение планировать, контролировать и оценивать
свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
Ориентация образовательных стандартов (а, следовательно, и учебного
процесса) на достижение планируемых результатов образования особое
место в учебном процессе отводит оценке – она выступает одновременно и
как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения.
Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-
оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент
содержания образования, который необходимо формировать и развивать.
С другой стороны, система оценивания позволяет получать интегральную и
дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе
учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении
планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей,
учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной
программы.
Это налагает особые требования на выстраивание системы оценивания, в
частности включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем,
чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу
(рефлексии);
Примеры вопросов для самооценивания:
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что…
Наиболее трудным мне показалось…
Я думаю, это потому, что…
Самым интересным было…
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее…
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал
следующее…
Я бы хотел попросить своего учителя…
Особенности контрольно-оценочной деятельности учащихся 1-х классов
Обучаясь в первом классе, учащиеся приобретают следующие умения:
оценивать свою работу по заданным учителем критериям с помощью
«Волшебных линеечек», цветового круга и т.д.
соотносить свою оценку с оценкой учителя;
договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.
Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при
безотметочном обучении:
«Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал:
нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая
помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил
материал и работу может выполнить самостоятельно;
«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают
крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке
учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то
чертит свой крестик ниже или выше;
«Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых
сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный –
нужна помощь.
Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную
оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть
маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.
Приемы формирования самооценки делятся на письменные, комплексные,
вербальные.
К письменным приемам можно отнести дневник или журнал добрых дел. В
именной тетради каждому школьнику пишут благодарности, поздравления, “
теплые слова”, комплименты. Лучше всего, если работу над тетрадью начнет
классный руководитель, который напишет благодарность за хорошую работу
по уборке класса, пришкольной территории, участие в мероприятии и т.д.
Одноклассникам первое время предлагают дополнить тетрадь добрыми
словами за какие-либо дела, успехи или просто так. Периодически эту
тетрадь можно предлагать родителям на родительских собраниях для
дополнительных благодарных слов своим детям (можно и друзьям детей в их
тетрадях). Данная тетрадь станет отличным подарком выпускнику, а журнал –
частью летописи класса.
К комплексным можно отнести игру “Мы оба похожи…”. Сидящие в парах
молча и внимательно смотрят друг на друга, после чего в своей тетради (или
на листочке) пишут пять признаков, которые присущи и тому, кто пишет и
партнеру по игре. Признаки могут быть о внешности, чертах характера,
учебных успехах и др. После этого партнеры обмениваются записями. В
случае совпадения признаков – возможно установление понимания или
принятия партнера (эмоциональная связь), в случае несовпадений – каждый
получает по 10 комплиментов, так как в записях чаще всего отмечаются
именно положительные качества и свойства.
Вербальные оценки могут играть доминирующую роль в формировании
самооценки ученика. Это связано с тем, что эти оценки более лабильны,
эмоционально окрашены, более доходчивы до учащихся. Можно проводить
такие игры: “Горячий стул” (на стул приглашается один человек из класса,
каждый из присутствующих говорит ему одним или двумя словами
комплимент); “Я хороший потому, что…” (Ребята в парах по очереди
называют друг другу 10 своих положительных качеств. Правила: сначала
один говорит о себе, а другой считает, затем наоборот. Второй не должен
повторяться.)
Со второго класса в диалогах “учитель – ученик” использовались следующие
методические приемы формирования оценочной деятельности:
В начале урока сообщается детям, какие важные дела предстоит выполнить;
При подведении итогов урока задаются следующие вопросы:
Как, по-вашему, проходил сегодняшний урок?
Насколько он увлек вас?
Какие задания вам понравились, а какие – нет?
Что вы хотите посоветовать учителю?
К чему каждый из вас стремился? Чего достиг?
Насколько успешно мы выполнили намеченный план?
Какие возникли проблемы?
При оценке работы ребенка особое значение придается:
упорству, старанию, труду;
достигнутому успеху;
личной позиции ученика;
мотиву, побуждению, стремлению;
возможностям ребенка достичь большего результата.
Поощрение в ребенке:
смелости ума, умения сомневаться, способность идти на разумный риск;
готовности защищать свою точку зрения;
творческого подхода;
пытливости, любознательности;
самоконтроля, способности оценить свою работу;
стремления находить и исправлять свои ошибки..
Формы контроля и оценки
Содержательный контроль и оценка предметных результатов учащихся
предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения
предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
1 Стартовые (входной контроль) и итоговые проверочные работы;
2 Текущие проверочные работы;
3 Тестовые диагностические работы;
4 Устный опрос;
5 Проверка сформированности навыков чтения;
6 “Портфолио” ученика.
Мониторинг сформированности УУД:
1-й этап – анкетирование родителей на предмет сформированности умений,
развиваемых в начальной школе;
2-й этап – проведение игрового занятия с использованием заданий, объектом
контроля которых являются овладение способами решения проблем
творческого и поискового характера, основами логического мышления,
способами получения информации и др., наблюдение и анализ выполнения
заданий;
3-й этап – проведение урока с использованием групповых форм работы,
наблюдение и анализ коммуникативных
В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика
способствует формированию его коммуникативных навыков, умения
обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает
критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной
деятельности.