Учебно-методическое пособие к уроку по физике в 9 классе"решение задач по теме"СИЛЫ В ПРИРОДЕ"
Автор: Кононова Галина Константиновна Должность: учитель физики Учебное заведение: реставрационный колледж "Кировский" Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: учебно-методическое пособие к уроку по физике в 9 классе Тема: Учебно-методическое пособие к уроку по физике в 9 классе"решение задач по теме"СИЛЫ В ПРИРОДЕ" Раздел: среднее образование
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка данного урока посвящается проблеме развития
навыков и умений обучающихся решать физические задачи и применять
полученные знания и умения в нестандартных ситуациях. Методическая
разработка раскрывает вопросы применения знаний в жизни,
профессиональной деятельности. Разработка урока может быть полезна
учителям физики при проведении уроков по данной теме, занятий
элективного курса.
СОДЕРЖАНИЕ
1.ВВЕДЕНИЕ
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
-методическое обоснование темы
-методические рекомендации по проведению урока
-план урока (с технологической картой)
-дидактический материал к уроку
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
5.ПРИЛОЖЕНИЯ
1.ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы обусловлена инновационными изменениями в
содержании профессиональной деятельности человека, вызванными новыми
социально-экономическими условиями и быстрым развитием современных
информационных технологий. Особое значение в этих условиях приобретает
информационная культура общества. Происходящие в обществе изменения
ставят каждого человека перед необходимостью учиться всю жизнь.
Добиться успеха в любой сфере профессиональной деятельности может
человек с высоким уровнем развития мышления, в частности, абстрактно-
логического.
Выпускник школы, будущий специалист должен
уметь нестандартно
подходить к решению известных проблем, намечать пути решения вновь
появляющихся. Новые задачи требуют от учащихся умений анализировать,
синтезировать, конкретизировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, а
также логично, доказательно и обоснованно строить цепь суждений и
умозаключений, т.е. высокого уровня развития абстрактно-логического
мышления. Высокий уровень развития абстрактно-логического мышления
-одно из основных условий положительной
социализации человека в
современном обществе, конкурентоспособности на рынке труда.
Однако методика применения алгоритмов решения физических задач,
обеспечивающая повышение уровня развития абстрактно-логического
мышления учащихся старших классов
общеобразовательных
школ,
недостаточно теоретически обоснована и экспериментально разработана.
Актуальность проблемы повышения уровня развития абстрактно-
логического мышления учащихся старших классов в процессе обучения
решению задач по физике с применением алгоритмов обусловлена рядом
противоречий между:
- потребностью в выпускниках, обладающих высоким уровнем развития
абстрактно-логического мышления, и недостаточной разработанностью
методики обучения решению задач по физике, способствующей повышению
уровня развития абстрактно-логического мышления учащихся старших
классов;
- увеличением роли алгоритмизации производственных технологических
процессов и недостаточной теоретической обоснованностью и практической
разработанностью методики руководства учебной и
мыслительной деятельностью учащихся с помощью алгоритмов;
- большими потенциальными возможностями применения алгоритмов
для обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода в процессе
обучения и традиционным применением алгоритмов во фронтальных формах
учебной работы по физике современной школы.
Эти противоречия определили проблему исследования, суть которой
состоит в определении путей повышения уровня развития абстрактно-
логического мышления учащихся при решении задач по физике с помощью
алгоритмов.
Актуальность данной проблемы определила тему урока.
Цель работы - обоснование и разработка методики применения
алгоритмов решения физических задач, обеспечивающей повышение уровня
развития абстрактно-логического мышления учащихся старших классов
общеобразовательных школ
.
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
-методическое обоснование темы:
При изучении данной темы обучающиеся должны повторить понятие о силах
упругости, гравитационных силах и силах трения. В соответствии с этим
решают задачи на закон Гука, закон всемирного тяготения и законы трения.
Эти сведения и навыки, важные сами по себе, имеют большое значение для
изучения и обобщения законов движения Ньютона.
Тема позволяет решить ряд важнейших задач, имеющих мировоззренческое и
политехническое значение
-методические рекомендации по проведению урока
Одна из главных тенденций современного учебного процесса -
систематическое проведение обобщения знаний путем решения задач. Как
правило, такие уроки проводятся в конце изучения разделов или крупных тем
курса. Решение задач осуществляется на разных уровнях: на уровне понятий,
законов, теорий.
Рекомендуемые методы и приемы при подготовке и проведении урока:
беседа, работа с таблицами и рисунками, физический эксперимент, решение
качественных и расчетных задач профессионального содержания;
абстрагирование, моделирование, теоретическое предвидение результата
явления школьниками, выводы.
-план урока (с технологической картой)
1.Тема программы: «Механические силы»
2.Тема урока «Cилы в природе»
3.Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний при решении задач.
4.Вид урока: решение задач
5.Цель методическая: создание условий для развития знаний, умений и
навыков; развития способностей, воспитания нравственных качеств личности
6. Цели образования :формирование знаний, умений и навыков по теме «
Силы в природе»,формирование взглядов, убеждений, нравственных и
патриотических качеств личности, развитие профессиональных интересов,
мышления, речи, памяти
7.Материально-техническое обеспечение урока: ,ИКТ, физическое
оборудование: динамометр, набор грузов
8.Межпредметные и внутрипредметные связи: математика, ОБЖ, литература. история,
технология
Методическая подструктура урока
Структура
урока
(этапы
урока)
Методы
обучения
Формы
деятельн
ости
Мет.приемы
и их
содержание
Средства
обучения
Способы
организации
деятельност
и
Приз.
решения
задач
урока
1.Вступительное слово
учителя.
Формулировка темы и
цели урока
Словесные
наглядные
фронталь
ная
Знакомство с
содержанием
задачи проф.
содержания
Элекронно
образовател
ьные
ресурсы
Выдвижение
проблемы
Использ
ование
знаний в
новой
ситуаци
и
2.Повторение
словесные
фронталь
ная
беседа
наглядные
Фронтальная
беседа
3.Решение
качественных
задач
поисковые
группова
я
Литературна
я минутка
аудиовизуал
ьные
Литературна
я
минутка
4.Демонстрационный
эксперимент
Метод проектов
парная
Эксперимент
альная
проверка
теоретическо
го п
редвидения
Демонстрац
ионные
Учебные
приборы
Работа с
физическим
оборудовани
ем
Наблюдение,
сравнение,
Обобщение.,
выводы
5.Выполнение
письменной работы
визуальные
фронталь
ная
Работа с
техн.картой
наглядные
6. Решение задач
поисковые
индивиду
альная
Повторение
формул при
решении
задач
Электронно
образовател
ьные
ресурсы
Самостоятел
ьная работа
Решение
поставл
енных
задач
7.Работа с графиком
Метод
прогнозирования
фронталь
ная
сравнение
наглядные
Работа в
группах
Решение
поставл
енных
задач
8.Решение задач проф.
содержания
Метод проектов
самопроверка
индивиду
альная
Мотив.момен
т
печатные
Самостоятел
ьная работа
Самооб
разован
ие и
самораз
витие
9. Итог урока
Обобщение.
Выводы
индивиду
альная
Подведение
итогов
печатные
Обобщение.
Выводы
Заполнение
оценочного
листа
Качеств
о
знаний,у
мений и
нав.
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Содержание методической разработки соответствует теме и цели урока.
Педагоги смогут получить при применении данной работы сведения об
организации учебного процесса при решении задач, смогут оценить
эффективность методов и методических приемов, применения лабораторных
и информационных средств обучения.
Методическая разработка не повторяет содержание учебника и не освящает
вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения
обосновываются педагогическим опытом.
Методическая разработка учитывает конкретные материально-технические
условия осуществления учебно-воспитательного процесса. И ориентирует
организацию учебного процесса в направлении применения активных форм и
методов обучения.
Методическая разработка содержит конкретные материалы.которые может
использовать учитель.
4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Голин, Г. М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы. Книга
для учителя / Г. М. Голин. М.: "Просвещение", 2002г.
2 . Гулиа Н. В. Физика. Парадоксальная механика в вопросах и ответах. – М.:
Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
3. Силин А. А. Трение и его роль в развитии техники. – М.: Наука, 1983.
4. Колтун М. Мир физики. – М.: Дет. лит., 1984.
5.ПРИЛОЖЕНИЯ