Автор: Яваева Алия Амировна Должность: педагог английского языка Учебное заведение: МБОУ "Васильевская СОШ №3 ЗМР РТ" Населённый пункт: Республика Татарстан, Зеленодольский район, пгт Васильево, ул.Праздничная - 3, кв 24. Наименование материала: Статья Тема: "Диалог культур в духовном пространстве". Раздел: высшее образование
Диалог культур в духовном пространстве.
Яваева А.А.
МБОУ «Васильевская СОШ ЗМР РТ»
Понятие диалога культур стало чрезвычайно актуальным в современной
реальности, в самых разных областях знаний – в философии, социологии,
культурологии, литературоведении как пограничной между
искусствознанием и филологией области, в лингвистике, точнее, в тех ее
разделах, исследуют проблемы взаимосвязи языка и культуры, а также в
педагогике, связанной с обучением представителей этнических меньшинств
или учащихся, составляющих многонациональные коллективы, и в школах и
вузах.
Актуальность проблемы диалога культур обусловлена несколькими
факторами. Во-первых, процесс глобализации неизбежно втягивает
локальные цивилизации в мировые транснациональные сетевые отношения,
финансовые, торговые и информационные потоки, способствует
трансплантации политических, социально-экономических и культурных
моделей, усиливает миграционные процессы и т.д. В условиях глобализации
нашего мира ни у кого не вызывает сомнения факт, что для успешной
кооперации и взаимодействия в мировом политическом, экономическом,
культурном и т.д. пространстве необходимо не только знание языков, но и
культурных особенностей людей той или иной страны. Во-вторых, проблема
диалога культур принципиально важна для России – поликонфессиональной
и полиэтнической цивилизации, в которой совмещались и сосуществуют
поныне европейские и азиатские цивилизационные традиции и которая в
силу своего особого географического положения открыта разнообразным
влияниям со стороны Востока и Запада. В-третьих, в условиях, когда процесс
формирования информационного общества уже может считаться
завершенным, когда общество находится на пути к созданию так называемого
«открытого общества». Особое значение и место начинает приобретать не
столько сама информация, относящаяся к какой-либо отрасли человеческого
знания или опыта, но гораздо большее значение сегодня приобретает умение
сохранять и передавать эту информацию, установить диалог двух языковых
систем, культур и национальных традиций.
Для успешного взаимодействия в мировом политическом, экономическом,
культурном и т.д. пространстве необходимо не только знание языков, но и
культурных особенностей людей той или иной страны.
Понятие диалога культур в образовании чаще всего используется с одной
прагматической целью – сформировать толерантность в межэтнических
отношениях. Полезность решения этой задачи не вызывает сомнений и не
может оспариваться. Однако самое решение этой задачи невозможно без
знания конкретных этнических культур во всем их многообразии и истории,
без знания территориальных и социальных вариантов этих культур, а также
без четких представлений о современном состоянии этнических культур.
Особое значение в наши дни приобретает знание, связанное с опытом
общения, умением установить диалог национального и общемирового
масштаба, что, в конечном итоге, должно привести человечество к созданию
совершенно отличной от наших современных представлений модели новой
общемировой культуры, которая и будет определять жизнь и отношения
последующих поколений.
Современная система российского образования в подавляющем большинстве
случаев не располагает такой информацией и оказывается не в состоянии
внедрить весь этот материал в учебный процесс в методически корректной
форме. Понятие диалога культур в образовательном процессе в наши дни
выглядит не более чем привлекательной вывеской, за которой стоят часто
такие представления об этнической культуре. Вместе с тем такие
педагогические понятия, как урок, учебная деятельность, учебная задача,
учебный диалог, обобщение, учебная дискуссия и т.д. являются понятиями
проблемного характера, проблемами диалогического типа. Они не сводятся к
какой-то одной философской или педагогической системе и из нее не могут
быть выведены. Они должны быть, как и всякие диалогические понятия,
выстроены, сконструированы в условиях обучения. Это означает, что
образовательный процесс необходимо организовать не как формальное
воспроизведение понятий, приемов, способов мышления, а осуществить
развитие личностного индивидуального мышления обучающихся.