Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства. Вглядываясь в человека. Портрет. 6 класс "Образ женщины в русской живописи"
Автор: Грисюк Ирина Петровна Должность: учитель изо Учебное заведение: МОУ "Лицей №6" Населённый пункт: Волгоград Наименование материала: Конспект Тема: Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства. Вглядываясь в человека. Портрет. 6 класс "Образ женщины в русской живописи" Раздел: среднее образование
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства.
Вглядываясь в человека. Портрет. 6 класс
«Образ женщины в русской живописи»
Цели деятельности : формировать представление об этапах развития портрета,
творчества художников-портретистов и музыкальных фрагментов произведений,
обучать истории возникновения портрета, выражать свою эстетическую позицию к
интегрированному уроку
Тип урока : формирование новых знаний
Планируемые результаты .
Предметные : знакомиться с именами великих художников и их произведениями:
воспринимать и анализировать произведения искусства и музыкальные фрагменты
(романс, соната).
Метапредметные : научится понимать значение знаний для человека, работать в
группах, излагать свое мнение в диалоге строить речевые высказывания
Личностные получают эстетическое наслаждение от произведений искусства и
восприятия музыки.
Методы и формы обучения : групповая, фронтальная.
Оборудование. Мольберты, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация «Образ женщины в русской
живописи»
Организационная структура (сценарий) урока
1 .Организационный момент
Учитель ИЗО (показ презентации): создания портрета заставляет нас по - новому
увидеть человека, как удивительно не похожи люди друг на друга! Вроде устроены все
одинаково - глаза, нос, губы, а всматриваясь в лица, поражаешься человеческой
индивидуальности
Слайд 1-2. В искусстве существуют вечные темы. Одна из них – тема женщины. У
каждой эпохи свой идеал женского образа, вся история человечества отражается в том,
как люди видели женщину, какие мифы о ней творили. Женский характер всегда
привлекал особое внимание художников и музыкантов. Созданные в портретном
искусстве образы несут идеал и единство душевных качеств внешнего облика. По
портретам мы можем судить, как на внешность женщины, на ее душевный склад
влияют общественные события, искусство и сама живопись
2.Изучение нового материала. Учитель ИЗ
О: Слайд 3,4. Икона «Владимиркая
Богоматерь», Ф.Рокотов «Портрет А. Струйской». Портрет - образ определенного
реального человека, смысл портрета в интересе именно к его личности наделенной
индивидуальными качествами. Язык изобразительного искусства организуется
чувством художника, ритмом его эмоций и он строит свой образ и находит нужные
средства выразительности. Само слово портрет произошло от латинского слова его
перевод «извлечение сущности», выявление внутреннего содержания художественного
образа. В России художники впервые обратились к созданию портретов в 17 веке,
вначале писали их точно таким же методом, как и иконы,- на доске темперными красками
такие портреты называли парсунами от слова «персона»
Слайд 5,6,7
И.Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»,
А.Веницианов «Крестьянка в платке», В. Тропинин «Кружевница».
На фоне музыки
Соната для альта М.Глинки. Русские художники достигли выдающихся успехов в
искусстве портрета Рокотов, Левицкий, Аргунов, а позже Боровиковский вносят в
портрет психологическое оживление, конкретность характера. В их портретах облик дам
передает живую картину нравов, моды, и вкусов эпохи им присуще душевное обаяние и
красота образов.
Слайд 8, 9, 10
Ф.Боровиковский «Портрет М.Лопухиной»,
К.Брюллов «Всадница».
Фамильные портреты часто украшали кабинеты глядя на строгие и одухотворенные лица
наших предков, мы узнаем свое прошлое, учимся понимать его Парадный портрет –
обычно имел целью показать общественное положение героя такие картины носят
приподнятый, торжественный характер .Камерный портрет- больше уделялось
индивидуальным особенностям человека, доверительно раскрывая внутренний мир героя.
Учитель музыки. ( На фоне музыки Шопена) Большую популярность среди дворян
имели музыкальные салоны молодые девушки приезжали с «маманами» не только
послушать музыку, но и встретить того единственного, кого она вообразила в своих
мечтах. В салонах звучала светская музыка - здесь не только музицировали, показывали
свое мастерство владением инструмента, но и проявляли свои вокальные способности.
Особенно это появлялось в романсах. Начало рассвета романса - первая половина 19
века. Музыка передает не только общий характер поэтического текста, но и отдельные
портретные образы.
Учитель музыки . Слайд 11. На экране «Наталья Николаевна Пушкина» К.Брюллова.
Сейчас вы услышите романс М.Глинки «Я помню чудное мгновенье». Глинка
поддерживал постоянный контакт с Пушкиным, с которым познакомился и подружился в
пансионе для детей дворян. Но особенно ярко проявилось его дарование в жанре
романса, вокального произведения для одного голоса с сопровождением. Романс, как и
песня по своей природе связан с поэзией. Хорошие стихи как – будто сами «просятся на
музыку» В русском романсе, по существу отражена вся история русской поэзии, от
Пушкина и его предшественников до наших дней. Тема женской красоты и чувственности
не могла оставить равнодушным композитора Пушкинские романсы Глинки и в
особенности романс «Я помню чудное мгновенье» принадлежит к числу самых
замечательных произведений русской музыки. (Звучит романс в исполнении учителя
музыки).
Учитель ИЗО . Слайд 12, 13
О.Кипринский «А.А.Олениной»,
И.Н Крамской «Портрет
неизвестной». Романтизм - новая эпоха в женском портрете. Тонкие движения души,
особая чувствительность, присущая новому идеалу женщин. Изящные головки и
профили с локонами и развевающимися шарфами стали прекрасной мечтой.
Слайд14. 15.
Б.М.Кустодиев «Купчиха»,
К.Сомов «Портрет дамы в голубом».
Вначале
20-века художники начинают искать новые формы живописи, некоторые ищут для себя те
женские идеалы в сложнейших переливах тона и цвета, передавая вибрацию русской
души женщины, ее тайну.
Слайд 16. На экране «Девушка с красным гребнем» К.Малевич. Представители русского
авангарда пытались отойти от традиционных правил живописи и искали часто новые
формы изображения.
Слайд 17. К.Петров-Водкин «Мать». Тема женственности и материнства. Это гимн
семейному счастью, радости и святости материнской любви. Молодая мать прижимает к
себе спящего младенца, своим обликом напоминает мадонну.
3.Творческая практическая деятельность.
На мольбертах листы А-4 с силуэтами
поясного портрета. Задание – «Дорисуй портрет», создай женский образ сумей передать
характер, эмоции. Задание поможет понять, как менялось время, костюм, мода, история,
но характер, выражение женских лиц остается прекрасным навсегда независимо от
времени и истории Задание выполняют под музыку «Романс» Г. Свиридова
4.Итоги урока. Рефлексия . Рассмотрим работы на мольбертах, что у нас получилось,
такие разные образы. Беседа в форме «вопрос - ответ». Выставка работ учащихся.
Слайд19. Образ женщины за девять веков русского искусства претерпевал значительные
изменения во внешнем облике. Но по сути своей сохранили непреходящие вечные
достоинства: материнство, нежность, красоту. На фоне музыки «Романс» Г. Свиридова.
Можно закончить урок песней ансамбль (слова и музыка А.Макаревича «Три сестры»)
Примечание : творческое задание можно изменить предложить собрать «пазлы» из
картин например (собрать картины из фрагментов название, художник) Кустодиев
«Купчиха», Малевич «Цветочница», Брюллов «Итальянский полдень», Венецианов
«Жница», Серов «Девушка с персиками» и др.
Урок можно провести в 7 классе и как
тематический к женскому празднику.
Литература.
1.Изобразительное искусство- 6 класс Л.А. Неменская. «Искусство в жизни человека»
2.Журнал «Искусство в школе».1.2006. Литературно-музыкальная композиция.