Автор: Субботина Татьяна Григорьевна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МАОУ "Володарская средняя школа" Населённый пункт: п.Володарский Первомайского района Оренбургской области Наименование материала: статья Тема: "Формирование семейных ценностей у школьников" Раздел: среднее образование
Формирование семейных ценностей у школьников.
Семья — это школа, где человек учится, как жить в обществе, воспитание
человека начинается с воспитания его семьи. Поэтому, при поступлении
ребёнка в школу с родителями и ребенком проводится анкетирование,
позволяющее ближе узнать семью, индивидуальные консультации по
вопросам организации быта и досуга в семье, изучаются семейные ценности
и правила, по которым живет семья, при необходимости организуются пути
решения проблем. На основе полученной информации составляются
социальные паспорта классов, школы.
Формирование семейных ценностей тесным образом связано с воспитанием
нравственных начал личности в условиях конкретной семьи. Это очень
важный и сложноорганизованный процесс, требующий больших затрат со
стороны всех членов семьи в течение длительного времени. Каждая семья
уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена
семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное
отношение к родным и близким, доверительные и уважительные
отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и
оказать поддержку, сохранение семейных традиций.
На формирование семейных ценностей у детей и молодежи серьезное
влияние оказывают такие негативные факторы, как разрушение
нравственных представлений о семье и браке; смещение традиционного
понимания роли родительства; падение престижа материнства и отцовства,
утрата семейных традиций и т.д. В этих условиях на школу ложится
сложнейшая задача противостоять рискам, «находящим свое выражение в
дезадаптации родительской семьи (неполная семья, конфликтная семья,
семья с асоциальной атмосферой), семейной дестабилизации и
неэффективном выполнении семьей функции социализации и
индивидуализации личности ребенка». Задача образовательного
учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей,
родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие
взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных
ценностей, традиций, обычаев.
В школе сложилась система работы по формированию семейных духовно-
нравственных ценностей. Она проводится с родителями обучающихся, с
обучающимися, с педагогическими кадрами.
Работа с кадрами традиционно осуществляется через педагогические
советы, теоретические семинары, совещания при директоре, методическое
объединение классных руководителей. На заседаниях педсоветов
рассматривались следующие вопросы: «Диагностика и анализ в процессе
педагогического сопровождения семейного воспитания» ; «Формирование
семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия
семьи и школы» ; на теоретических семинарах – «Семья и школа: проблемы
и пути их решения»; на МО классных руководителей – «Повышение
психолого-педагогической компетентности родителей»; «Социальное
партнерство семьи и школы в сфере воспитания».
В работе с родителями выделяются три основных направления:
просвещение родителей; управление; совместные мероприятия
.
Просветительская деятельность осуществляется через организацию
психолого-педагогического всеобуча, педагогическое просвещение
родителей по формированию у них ценностей семьи, сознательного
родительства, индивидуальное и групповое консультирование, выпуск
буклетов, памяток. Управленческая деятельность заключается в содействии
работе родительского комитета класса, решении организационных вопросов
на собраниях, в совместном планировании воспитательной работы в классе и
школе, работе Управляющего Совета школы. Классные руководители
организуют совместную с родителями внеурочную деятельность.
Разнообразна и внеклассная работа. В школе проводятся совместные
мероприятия: досуговые, спортивные, учебные, трудовые. Традиционными
для школы являются спортивные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная
семья», «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», «Весёлые старты»,
лыжные гонки, трудовые десанты, субботники, совместные походы,
экскурсии, праздничные программы ко Дню защитника Отечества и
Международному женскому дню, Дню матери, дни открытых дверей, дни
именинников, праздники «Посвящение в первоклассники». «Прощание с
начальной школой», выпускной бал, совместные классные часы и др.
Эффективным в формировании у школьников семейных духовно-
нравственных ценностей является применение традиционных и
инновационных форм: коллективных, групповых и индивидуальных.
Педагоги в своей работе с родителями используют индивидуальную беседу,
педагогическое консультирование, индивидуальные поручения, совместный
поиск решения проблемы, переписку, вынесение благодарности родителям и
детям.
В
школе реализуется программа «Семья», основная цель которой –
организовать сотрудничество педагогов, учащихся и родителей для
успешности воспитания подрастающего поколения. Родительский
педагогический всеобуч, тематика родительских собраний планируется
исходя из запросов родителей, уровня их образования, конкретной ситуации
в классе. Формы проведения их разнообразны: лекция, деловая игра,
круглый стол, практикум, обмен мнением, дискуссия. Всё чаще используются
и новые формы проведения всеобуча, такие как тренинг, организационно-
деятельностная игра.
Родительские лектории различной тематики проводятся ежемесячно в
течение учебного года (
«Воспитание в семье уважения к закону, развитие
гражданственности и патриотизма», «Воспитание нравственных привычек и
культуры поведения младшего школьника», «Методы семейного воспитания.
Наказание и поощрение в семье», «Здоровые дети – здоровая нация»,
«Подростковый возраст: как строить взаимоотношения с подростком?»,
«Трудовое участие ребёнка в жизни семьи», «Наши ошибки в воспитании
детей», «Роль семьи на этапе самоопределения старшего школьника»,
«Организация свободного времени детей младшего школьного возраста»,
«Родители меня не понимают или как услышать подростка», «Родительская
любовь», «Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у
ребенка системы ценностей», «Роль семьи и школы в воспитании здорового
поколения» и др.);
ведё
тся просветительская работа через
информационные уголки
(«Интернет и дети», «Начните с любви», «А ваши дети дома? Комендантский
час для подростков», «Рациональное питание школьника», «Ребёнок и
компьютер» и др.), школьный интернет-сайт (веб-квест «Быть родителем
– особое искусство», «Советы психолога и социального педагога
родителям»); на
родительских собраниях («Вот и стали мы на год
взрослей», анкетирование «Семейные взаимоотношения», лекция «Влияние
семьи, школы, социума микрорайона на формирование личности ребенка»,
анкетирование «Организация свободного времени детей младшего
школьного возраста», круглый стол «Воспитание у ребёнка любви и уважения
к традициям Отечества, школы, семьи», практикум «Формирование в семье
нравственных качеств личности ребёнка», лекция «Формирование у ребёнка
навыков сохранения здоровья в семье», круглый стол «Проблема
нравственного выбора», лекция «Значение семейных традиций в
формировании у ребёнка желания трудиться», тренинг: «Как научить
ребенка любить и быть любимым?», лекция «Формирование здорового
образа жизни в семье», практикум «Конфликты и пути их решения», лекция
«Нравственные уроки семьи — нравственные законы жизни», практикум:
«Оздоровительно - воспитательная сила слова», диспут: «Как поведение
родителей влияет на ребенка», тренинг: «Общение родителей с детьми» и
др.), в процессе индивидуальных консультаций («Ориентация подростка на
социально значимые ценности», «Как научить ребёнка жить в мире людей»),
на родительском часе («Уроки этики поведения для детей и родителей.»,
«Семейное чтение», практикум «Оздоровительно - воспитательная сила
слова», практикум «Коммуникативная культура в нашей жизни»,
«Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье»,
«Принципы творческой педагогики в семье», «Семейные правила»).
Формы взаимодействия школы и семей обучающихся разнообразны:
творческие отчеты; турниры знатоков; недели семьи; семейные праздники;
дни отцов; семейные фотоконкурсы; круглые столы по обсуждению
различных аспектов воспитания детей; книжные выставки «Родителям о
детях», родительские собрания и конференции
(
«Укрепление семейных
традиций»); конкурсы («Музыкальная семья», «Самая читающая семья»,
«Спортивная семья»), участие родителей в организации внеклассных
мероприятий. Также сюда относятся письма благодарности родителям;
работа родительских комитетов; спонсорская помощь; работа
психологической службы для родителей; ярмарки семейных поделок;
пополнение школьных библиотек; туристские походы; совместные
спортивные соревнования ( лыжные гонки, «Папа, мама и я – спортивная
семья», «Весёлые старты»); выставки семейного творчества; озеленение
кабинетов и школьного двора; экскурсии; фотовыставки («Обильный край
благословенный», «Семейные радости»,
«Как прекрасен этот мир»
);
открытые уроки для родителей и др.
Формирование семейных ценностей должно начинаться ещё в детстве. Под
этим понимается целенаправленный процесс, направленный как на
общество в целом, так и на семью и молодое поколение, целью которого
является воспитание позитивных установок на семью и брак, подготовку к
вступлению в брак и решению проблем молодой семьи. Подготовка
молодежи к семье – это такая же важная проблема, что и подготовка к
профессиональной деятельности, адаптация к жизни в обществе.
Подготовка учащихся к семейной жизни осуществляется через систему
классных часов, совместных мероприятий с родителями и детьми. Задачи,
которые решаются на данных занятиях, разнообразны. Это и развитие
культуры межличностного и межполового общения; и расширение
представлений о социально-значимых и нравственных ценностях семьи, и
информирование о ролевых и функциональных обязанностях в семье.
В начальной школе через сюжетно-ролевые игры дети усваивают роли трех
поколений: ребенка, мамы и папы, бабушки и дедушки. В школе налажена
работа направленная на формирование ребенка и осознание им семейных
ценностей, а именно: самостоятельности, трудолюбия, человечности,
благоразумия, справедливости, самообладания и ответственности.
Это
решается средствами всех учебных предметов, среди которых особое место
занимает интегрированный курс «Окружающий мир», где формирование
семейных ценностей является одной из основных задач. Особенность курса
состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как совместный
проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенка в
семье: совместное чтение, наблюдения (за растениями, животными,
звездами), совместные экологические действия (уборка двора, посадка
деревьев), прогулки и путешествия. Вовлечение ребенка и взрослого в
реальную совместную деятельность позволяет решать воспитательные
задачи в процессе познания окружающего мира, в адекватной для него
форме решает задачи формирования нравственных ценностей. Таким
образом, реализуется основная идея курса – формирование семейных
ценностей через организацию совместной деятельности ребенка и взрослых
в семье. Важно побуждать младшего школьника через сюжетно-
ролевые игры к использованию приобретенного опыта в практической
жизнедеятельности. В начальной школе тематика семейных ценностей
развивается также в рамках предмета ОРКСЭ, на внеурочных воспитательных
мероприятиях, семейных праздниках («Семейные традиции», «Дружная
семейка»). Традиционная семейная мораль, уважительное отношение к
другим, забота о старых и немощных членах семьи, культура семейных
отношений, семейные праздники и традиции, нравственные семейные
ценности: уважение, понимание, поддержка, милосердие,
доброжелательность, честность — самые актуальные темы бесед с
младшими школьниками.
В среднем и старшем школьном возрасте продолжается работа по
формированию семейных ценностей - это самый благоприятный для этого
период времени, когда личность наиболее открыта влияниям, а взгляды и
впечатления, полученные в юности, — глубокие и сознательные. Проблема
информированности старшеклассников по вопросам психологии семейных
отношений, психосексуального развития является одной из самых
актуальных в старшем школьном возрасте. Основной целью работы в данном
направлении является подготовка старшеклассников к семейно-брачным
отношениям, усвоение ими моделей семейных отношений, информации о
психологии брака, роли мужа и жены, отца и матери, повышения социальной
престижности отцовства и материнства, ознакомление с вопросами ведения
домашнего хозяйства, организации бюджета семьи. Эти задачи успешно
решаются на уроках, на занятиях с психологом (индивидуальных и групповых
на классных часах), на уроках по программе курса «Основы духовно-
нравственной культуры народов России». На занятиях по обществознанию,
ОБЖ, биологии учащиеся рассматривают разнообразные вопросы: правовые
основы семейно-брачных отношений, семейная экономика, брак и семья,
семья и здоровый образ жизни, репродуктивное здоровье населения и
национальная безопасность России. На уроках литературы, истории ведут
разговор о семейном воспитании, традициях, конфликте «отцов и детей»,
необходимости взаимопонимания и взаимопомощи. На уроках технологии
учатся ведению домашнего хозяйства.
Формы работы педагогов по формированию семейных ценностей - кружки,
секции семейного спорта, классные часы («Построим дом счастья!», «Своей
семье я говорю: «Спасибо!», «Свет в окне – пусть не гаснет он никогда!»,
«Ответственное отцовство») и беседы («Тепло семейного очага», «Будьте,
пожалуйста, счастливы!», «Искусство быть семьёй»), вечера («Презентация
портрета», «Загляните в семейный альбом!»), лектории для
старшеклассников, клубы семейного творчества, семейные фотоконкурсы,
конкурсы рисунков («Дорогие мои старики!», «Женщина с ребёнком на
руках!», «Моя семья»), выставки поделок семейного творчества «Мастерим
всей семьёй» ( из природного материала - «Подарки осени», из бисера,
вышивка, оригами, резьба по дереву, выжигание и др.), семейные
праздники («Родительский дом, начало начал!», «В дружбе народов –
единство России»). Осуществляются детско-взрослые проекты по изучению
школьниками и их родителями истории жизни своего рода, исследованию
семейных традиций и т.д. («Летопись семьи», «История нашей семьи»,
«Традиции нашей семьи», «Расскажи мне, бабушка (дедушка)», «Моя семья
на защите Родины», «Родословное древо моей семьи», «Хроника моей
семьи в фотографиях», «Мой прадедушка», «Мои родственники на фронте и
в тылу приближали победу» и др. – сочинения, подборки материалов и
фотографий).
Формирование семейных духовно-нравственных ценностей у подрастающего
поколения является базовой основой формирования у них готовности к
семейной жизни и ответственному родительству (материнству или
отцовству), интеграции в современное общество, что способствует решению
таких социальных проблем, как преодоление демографического кризиса,
социального сиротства, асоциального поведения детей и молодежи, распада
семьи.