"Проблемы диагностики пространственного мышления у младших школьников"
Автор: Гаменюк Татьяна Николаевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: Социально-психологическая служба Населённый пункт: г.Ковров, Владимирская область Наименование материала: Статья Тема: "Проблемы диагностики пространственного мышления у младших школьников" Раздел: начальное образование
«Проблемы диагностики пространственного мышления у
младших школьников»
Гаменюк Татьяна Николаевна – педагог-психолог Социально-психологической
службы г. Коврова Владимирской обл.
Круг научных интересов: исследование и формирование творческого мышления,
разработка и использование психологических тестов, психологическое
консультирование, гельштальт-терапия, коучинг, генеративный гипноз,
системные расстановки.
В данной статье изложены результаты психометрической проверки и
стандартизации ТПМ (3/4), методики диагностики пространственного
мышления младших школьников. На основании полученных результатов
рассчитаны стандарты успешности для школьников 10 – 11 лет.
Ключевые слова: пространственное мышление, валидность, надежность,
дискриминативность, стандартизация.
Im Artikel sind
die Ergebnisse der psychometrischen Prüfung und der
Standardisierung TPM (3/4), der Methodik der Diagnostik des Raumdenkens der
jüngeren Schüler dargelegt. Aufgrund der bekommenen Ergebnisse sind die Standards
des Fortschritts für die Schüler 10 - 11 Jahre berechnet.
Die Schlüsselwörter
: das Raumdenken, die Walliedheit, die Zuverlässigkeit,
die Diskriminatiwheit, die Standardisierung.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в современных
условиях происходит появление и стремительное становление принципиально
новых отраслей науки и техники, в которых свободное оперирование
пространственными образами и отношениями играет существенную роль.
Ориентация человека во времени и пространстве яв
ляется необходимым
условием его бытия, формой отражения окружающего мира, условием успеш
-
ного познания и активного преобразования действительности.
Овладение современными научными знаниями и умениями, успешная
работа во многих видах теоретической и практической деятельности неразрывно
связана с понятием «пространственное мышление». Пространственное
мышление является важной ступенью в онтогенезе мыслительной деятельности
индивида, необходимой предпосылкой его последующей стадии – логического
мышления.
Важность научного исследования пространственного мышления отмечали
многие отечественные и зарубежные психологи: Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов,
С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская, И.Я. Каплунович, Р. Арнхейм, М. Мински,
Р. Холт и др. Наибольшее внимание изучению его природы, генезиса, структуры,
методов исследования уделялось в работах И.С. Якиманской [9; 10],
И.Я. Каплуновича [3; 4], В.С. Ивашкиным [2].
Таким образом, по мнению психологов-исследователей, пространственное
мышление выступает в качестве показа
теля, характеризующего наиболее
устойчивую индивиду ально-психологическую особенность людей, связанную с
ориентацией в пространстве. На каждом этапе процесса формирования
пространственного мышления имеется своя ведущая подструктура,
определяющая когнитивный стиль решения пространственных задач.
Пространственное мышление имеет этап наиболее интенсивного развития -
«сензитивный период». Дети младшего школьного возраста добиваются очень
больших успехов в усвоении способов оперирования пространственными
образами при минимальных усилиях. Эффективное использование этого этапа
определяет высокие темпы умственного развития индивида в онтогенезе.
Уровень развития пространственного мышления играет роль «лакмусовой
бумажки», т.е. является основным качественным показателем умственного
развития субъекта. Пространственные задачи широко используются в тестах
умственного развития, особенно в тестах невербального интеллекта, содержание,
структура и логика этих задач не предназначаются для исследования
пространственного мышления. Это относится к тестам Дж. Равена, П. Ржичана,
Т.В. Розановой, Р. Мейли, Д. Векслера, А. Энстея и др. Важным фактором,
сдерживающим практическую реализацию теоретических концепций развития
пространственного мышления, является крайне ограниченный набор методов для
исследования психологической структуры и количественной оценки уровня его
развития: К сожалению, известны только две исследовательские методики И.С.
Якиманской и И.Я. Каплуновича для учащихся 7-10 классов и тест ТПМ(3/4) для
диагностики структуры пространственного мышления, рассчитанный на
школьников, оканчивающих начальные и поступающих в неполно-средние
классы. «А именно в этом возрасте завершается сензитивный, наиболее
благоприятный для развития пространственного мышления, и начинается период
интенсивного развития понятийного мышления в связи с переходом от
начального обучения к изучению систематических курсов математики, истории,
географии, естествознания, языка и литературы. К тому же пространственное
мышление является составной частью главного новообразования психики,
формирующегося в младшем школьном возрасте – внутреннего плана действий»
[2, стр. 103]. Тест сконструирован В.С. Ивашкиным и В.В. Онуфриевой,
ведущими специалистами факультета психологии Владимирского
государственного гуманитарного университета.
Но для широкого применения теста ТПМ (3/4) на практике, как
диагностического инструмента, необходимо осуществить психометрическую
проверку его параметров, провести стандартизацию этой методики, т.е.
разработать нормы стандартизации для генеральной совокупности с учетом
возраста.
В основу исследования положено предположение о том, что с помощью
разрабатываемой методики (ТПМ (3/4)) возможно измерение уровня развития
пространственного мышления у младших школьников, так как для нее
подтверждены необходимые психометрические параметры (дискриминативность,
трудность, надежность, валидность) и рассчитаны стандарты успешности для
школьников 10 – 11 лет.
Методическая база исследования - деятельностный подход, который
представлен авторами С.Л. Рубенштейном, А.Н. Леонтьевым,
Н.И. Чубриковой, И.С. Якиманской, И.Я. Каплуновичем, В.С. Ивашкиным.
С целью психометрического обоснования и стандартизации методики
пространственного мышления была сформирована выборка учащихся 4 классов
общеобразовательных школ г. Коврова
. Качественный состав выборки
стандартизации соответствовал генеральной совокупности, так как:
а) выборка включала в себя примерно одинаковое количество мальчиков и
девочек;
б) отбор учащихся осуществлялся с учетом всего диапазона
общеобразовательных программ, используемых в средних учебных заведениях,
т.е. был учтен весь интервал индивидуальных различий по уровню развития
пространственного мышления;
в) объем данной выборки составил 741 человек;
г) разбиение выборки стандартизации на более однородные группы с учетом
возраста: 264 учащихся в возрасте 10 лет; 225 учащихся в возрасте 10,5 лет;
252 учащихся в возрасте 11 лет.
Для проведения психометрической проверки ТПМ (3/4)
использовался комплекс методов: изучение и анализ литературы, экспертный
опрос, тестирование (с применением
теста Дж.Равена «Прогрессивные
матрицы», теста интеллектуальных способностей К.Рассела),
методы
математической статистики (корреляционный анализ).
Методики Дж. Равенна и К.Рассела использовались в эмпирическом
исследовании неслучайно, так как они являются скрининговыми (обладают
высокой валидностью, дискриминативностью, надежностью) и могут быть
использованы при групповом обследовании, а также предназначены для
обследования респондентов в возрасте от 7 до 14 лет (тест К.Рассела) и от 8 до
14 лет (тест Дж. Равена), т.е. и для детей младшего школьного возраста. С
помощью этих методик школьники были дифференцированы по уровню
умственного развития.
Затем проводился специализированный тест второго уровня - тест
ТПМ(3/4), методика диагностики пространственного мышления младших
школьников при переходе из начальных в неполно-средние классы
общеобразовательных школ. Последовательность предъявления заданий, а также
инструкция к их выполнению были строго однозначны
ми. Регистрировалось
также и время, затрачиваемое уче ником (45 минут). Это создавало условия для
стандартизации обстановки опыта и полу
чения результатов, сопоставимых по
ряду выделенных показателей. Для заданий был разработан эталон-ключ
решения, т. е. наиболее правильный и оптималь
ный вариант решения заданий
теста. Сопоставление этого эталона с решением ученика давало возможность
установить пре делы отклонения в индивидуальном решении от задан
ного
эталона.
Полученные результаты в выборке стандартизации использовались для
психометрического обоснования.
В самом начале психометрической проверки теста ТПМ (3/4)
осуществлена валидизация по конструкту, заключавшаяся в выделении
основного понятия – пространственное мышление, на измерение которого
направлен тест, и определена область теоретической структуры
пространственного мышления.
На первом этапе психометрической проверки
осуществлялся анализ заданий
методики, для каждого из которых подсчитывались индексы:
1. индекс дикриминации, вычисляемый методом контрастных групп
(полученные значения находились в интервале 0,2-0,79).
2. индекс трудности, полученный сопоставлением числа правильно
выполнивших задание с общим числом испытуемых (вычисленные значения
которого находились в диапазоне 0,16-0,78).
Это соответствовало требованиям, предъявляемым стандартизированным
методикам.
На втором этапе психометрического обоснования
1. Высчитывалась надежность по однородности по формуле Кьюдера –
Ричардсона, коэффициент корреляции
;
81
.
0
tt
r
, значимый на уровне 1 % (
01
,
0
).
2. Проверялась надежность методом ретеста через 1.5 месяца, на выборке 55
человек в возрасте от 10 до 11 лет, коэффициент корреляции равен
;
82
.
0
tt
r
и
так же значим на уровне 1% (
01
,
0
).
Приведенные данные свидетельствуют о том, что методика является надежным
психометрическим инструментом.
На последнем этапе психометрической проверки
1.
Конструктная
валидность определялась
сопоставлением результатов
диагностики с результатами выполнения заданий стандартизированного теста
«Прогрессивные матрицы» Дж Равенна. Коэффициент корреляции (
XY
r
=0,46-
0,54;
01
.
0
;N>200) значим на уровне 1 %. Конструктная валидность указывает
на то, что разрабатываемая методика измеряет интеллектуальную функцию, что и
эталонная методика. ТПМ (3/4) имеет свою область применения и направлена
на диагностику пространственного мышления, обладает преимуществом
краткости и легкости применения.
2.
Критериальная
валидность отражает соответствие диагноза и прогноза
определенному кругу критериев измеряемого качества. При психометрическом
обосновании и стандартизации методики пространственного мышления, для
проверки валидности был разработан опросник для учителей предметников
(экспертов), с помощью которого они ранжировали испытуемых по уровню
развития пространственного мышления. Это способствовало минимизации
субъективного фактора оценок основных учителей по общей успеваемости,
математики, рисованию. Сопоставляя исследуемый тест ТПМ(3/4) с
результатами опросника, оценками основных учителей по математике,
рисованию и общей успеваемости соответственно получили коэффициенты
корреляции, значимые на уровне
01
,
0
1% (
= 0,94-0,96;
01
,
0
p
; N>200) и (
= 0,58-0,84;
01
,
0
p
;
N>200). Как мы видим из коррелограмм (№ 1-3),
положительная корреляция указывает на то, что чем выше полученный результат
по тесту ТПМ (3/4) у испытуемых, тем выше эффективность учебной
деятельности школьников, т.е. выше успеваемость.
Коррелограмма № 1
Валидность ТПМ (3/4) 10 лет, N=264
Коррелограмма № 2
Валидность ТПМ (3/4) 10,5 лет, N=225
Коррелограмма № 3
Валидность ТПМ (3/4) 11 лет, N=252
ТПМ
(3/4)
Тест
Равен
а
Математика
Рисование
Тест Рассела
Экспертная
оценка
Успеваемость
0,78
0,49
0,84
0,49
0,72
0,72
0,96
0,84
ТПМ
(3/4)
Тест
Равен
а
Математика
Рисование
Тест Рассела
Экспертная оценка
Успеваемость
0,72
0,72
0,7
0,36
0,46
0,69
0,94
0,83
Успешно проведенная_валидизация по критерию показала, что выборка
полностью репрезен тативна в популяции, для которой разработаны нормы
стандартизации с учетом возраста испытуемых.
Для определения стандартов успешности для школьников 10-11 лет
вычислены меры центральной тенденции и стандартные отклонени
я
Возраст
М=М
o
=М
d
10 лет
59
12
10,5 лет
63
10
11 лет
65
11
Характер распределения первичных оценок уровня развития
пространственного мышления проверялся:
1. Расче
том показателей асимметрии и эксцесса и сопоставления их с
критическими значениями (Пустыльник Е.И., Плохинский Н.А., и др.)
эмп
А
<
кр
А
эмп
Е
<
кр
Е
Возраст, лет
А
A
kp
t
A
Е
KP
E
t
E
10
0,17
0,45
1,13
1,47
0,67
2,24
10.5
0,09
0,49
0,59
1,57
0,42
1,27
11
-0,149
0,46
-0,92
1,5
0,34
1,11
2. Построением графика эмпирического распределения оценок уровня развития
пространственного мышления младших школьников.
3. Сопоставлением его с теоретическим нормальным распределением,
предполагающим сравнение эмпи рической и теоретической вероятностей
распределения с помощью χ² - критериев Пирсона. Х²
экс
< Х²
кр
ТПМ
(3/4)
Тест
Равен
а
Математика
Рисование
Тест Рассела
Экспертная оценка
Успеваемость
0,73
0,4
0,54
0,71
0,73
0,78
0,96
0,58
Возраст, лет
Х²
экс
Х²
кр
р <0,05
р<0,01
10
6,09
11,07
15,86
10,5
1,62
12,57
16,812
11
5,94
15,507
20,07
Проведенная стандартизация показала, что характер распределения
первичных оценок не отличается от нормального, поэтому на основе линейного
преобразования были построены таблицы перевода первичных оценок в
стандартные баллы. В качестве стандартной шкалы использовалась шкала -
шкала IQ Векслера IQ (среднее значение – 100, стандартное отклонение = 15)
Выводы
1. В результате психометрического обоснования получены статистически
значимые параметры (дискриминативность, трудность, надежность, валидность),
которые соответствуют требованиям, предъявляемым стандартизированным
методикам. ТПМ (3/4) может использоваться в качестве прединдикатора
школьной успеваемости.
2.
На основе выборки стандартизации были разработаны ориентировочные
нормы с учетом возраста.
3. Коэффициенты корреляции результатов теста ТПМ (3/4) с оценками по
математике и рисованию почти сопоставимы, хотя связь с оценками по
математике немного выше, чем с оценками по рисованию. Свободное
оперирование пространственными
образами и отношениями в
общеобразовательных школах чаще используется при решении математических
задач, чем на уроках рисования.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты
с помощью методики можно использовать в школе, в ходе проведения
консультаций для
- диагностики уровня развития пространственного мышления младших
школьников;
- коррекции программ и методик начального обучения школьников;
- разработки индивидуальной программ развития пространственного мышления
детей.
Эффективность теста ТПМ (3/4) была проверена путем
экспериментального исследования, в осуществлении которого участвовали
многие учителя-эксперты, методисты и психологи школ г. Коврова. (Считаем
долгом выразить им искреннюю признательность и благодар ность за оказанную
помощь и бескорыстный труд).
Литература:
1.
Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник.-
3-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта,
2004.-336с.
2.
Ивашкин В.С., Онуфриева В.В. Очерки современной психологии :
Монография. – Владимир: ВГПУ. 2008. С.96-119.
3.
Каплунович И.Я. Психологические закономерности развития
пространственного мышления //Вопросы психологии. – 1999. №1.-С.60-68.
4.
Каплунович И.Я. Развитие структуры пространственного
мышления //Вопросы психологии. – 1986. №2. - С.56-66.
5.
А.Н. Леонтьев. Логическое и психологическое в мышлении. //Вестник
Московского Университета. Серия 14. Психология, 2003, № 2. - С. 4-18.
6.
Пиаже Ж. Психология интеллекта – Спб.: Питер, 2004. – с. 192
7.
Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2004. - 713
с.
8.
Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления у
школьников. – Науч.-исслед. Ин-т общей и пед. Психологии Акад. Пед. Наук
СССР.- М.: Педагогика, 1980.- 240с.
9.
Якиманская И.С., Зархин В.Г., Кадая С.Х. Методы исследования
невербального мышления: Сборник тестовых методик/под ред.
И.С.Якиманской.- М.; Фолиум, 1993, 68с.