"Люблю тебя, мой край родной"
Автор: Багомедова Асият ЗалимхановнаДолжность: учитель музыки
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №12"
Населённый пункт: город Избербаш, Республика Дагестан
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Люблю тебя, мой край родной"
Раздел: начальное образование
Назад
Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
г.Избербаш, Республика Дагестан
Урок по музыке:
Автор: Багомедова Асият Залимхановна
Учитель МКОУ СОШ №12 г. Избербаш
Избербаш, 2016 г.
Ход урока
Организационный момент
- Вход в класс под песню «Наш край» Д. Кобалевский .
- Здравствуйте ребята!
- Здравствуйте!
- Ребята, я очень рада новой встрече с вами.
- Давайте поприветствуем друг-друга песней «Наследники» музыка Багомедовой А.З.,слова
Е. Гомонова.
- Хороша Россия в полдень как нежна
Но еще красивее в сумерках она.
Хороша Россия, утром на заре
Но еще чудеснее в лунном сентябре.
Учитель: Ребята, о чем говорилось в песне и в стихотворении.
Учащиеся ( о России, о красоте Родины, о природе России )
Учитель: Правильно, ребята, молодцы.
- Сегодня у нас очень интересная тема и необычный урок. Ребята, на доске отсутствует
тема урока.
И так задание первое. Открыли все файл под № 1.
Какая команда быстрее всех составит с помощью слов название темы, получат право
отвечать первыми. И так, составьте фразу где 1- слово – глагол, 2 и 3 – местоимение, 4
слово – существительное и 5 – прилагательное.
1.Тема урока: Люблю тебя, мой край родной.
- Молодцы. Справились с заданием.
Тип урока: Урок-путешествия
2.Цель урока: 1.Создать единый музыкальный образ Родины ( России и Дагестана ) на
различных примерах русской и дагестанской музыкальной культуры: классической музыки и
народной музыки.
2. Развивать навыки звуковысотного пения при разучивании и исполнении народных песен.
3.Создать единый музыкальный образ Родины на различных примерах русской и
дагестанской музыкальной культуры: классической.
4.Развить навыки звуковысотного пения родной музыки.
Задачи: 1) Воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувства
патриотизма.
2) Развивать наблюдательность и эстетическую отзывчивость на красоту родного
края.
3) Учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая характер
произведения.
Ребята! Скажите знакомы ли вам эти символы? ( герб и флаг России и Дагестана )
3.- А какой символ ни потрогать, ни увидеть ( гимн )
- А что такое гимн? ( Гимн – торжественная хвалебная песня )
4-5.- Ребята! Давайте стоя исполним гимн России. Именно Гимн объединяет все народы
Дагестана.
Учитель: Спасибо ребята. Ребята эта наша карта урока. В течении урока мы постараемся
украсить карту своими яркими моментами.
6.Стихотворении Р Гамзатова «Мой Дагестан»
Когда я, объездивший множество стран
Усталый, с дороги домой воротился
Склоняясь надо мною, спросил Дагестан
Не край ли далекий тебе полюбился?
На гору взошел я и с той высоты,
Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил
«Не мало краев повидал я , но ты
По-прежнему самый любимый на свете.
7.Учитель: Ребята, а что вы чувствуете когда слышите слово Россия и Дагестан. Что
общего между этими словами.
Ученик: Россия- эта наша большая Родина, а Дагестан- малая Родина
8.Ученик: Россия и особенно Дагестан эта частица нашей души. Дагестан- это мой
любимый край и как много можно рассказать, спеть, нарисовать о моём крае.
9.Учитель: На карте России наш любимый край Дагестан имеет небольшую территорию,
но при этом Дагестан вобрал в себя потрясающие величие горных вершин, щедрую красоту
морских побережий, необъятную ширь степей и роскошную зелень лесов, еще не тронутых
человеком. Природа не пожалела фантазии, создавая этот чудесный край. Люди живущие
здесь испокон веков сложили сотни песен и легенд на разных языках. Сколько в них народной
мудрости, света и добра. И как красивы сами люди и их музыка.
10.- Ночь текла горячая, как кофе
По лесам текла, как по усам
Мой, народ так танцевал красиво
Поднимая руки к небесам
То он звал, то шорохов пугался
То вдруг обжигался как огонь
Ласково то грозно он смеялся
В танце дагестанский барабан.
11.Учитель: Ребята! В народе говорят, где песня льется- там весело живется, и сейчас в
исполнении дуэта барабанщиков прозвучит попурри Дагестанских мелодий.
- Спасибо, молодцы мальчики.
А файл № 2 поможет вам узнать еще музыкальные инструменты Дагестана.
12.- В этом файле находятся вперемешку музыкальные инструменты разных стран. Вам
надо выбрать хоть один Дагестанский инструмент и дать ей характеристику.
Учитель: Ребята, а знаете ли вы историю зарождения музыки вашего края.
Ученик: До революции в нашем крае не было ни одного музыкально учебного заведения, не
звучала музыка и в школах, вплоть до 30-х годов. Поэтому не было композиторской музыки.
Все бытовавшие тогда песни, танцевальные мелодии – это результат народного
творчества, творчества неизвестных талантливых певцов. Многие их сочинения до нас не
дошли, не сохранились, потому что собирание, записью народной музыки никто не
занимался.
Учитель: В народных песнях воспевали подвиги народных героев Хаджи-Мурата, Имама
Шамиля, Хочбара.
Послушайте одно из этих произведений ( песня про Шамиля )
Ребята! А вот файл №3 поможет нам угадать имя человека с чьим именем связано
развитие профессиональной музыки нашего края. Вам надо за 1 минуту собрать…
Учитель: Правильно. История профессиональной музыки нашего края начинается с 20-30
годов, когда в родной край после окончания Ленинградской консерватории вернулся
композитор и педагог Готфрид Алиевич Гасанов. Кто из вас вспомнит и расскажет о
творчестве композитора.
13.Ученик: Г.А. Гасанова - считают отцом дагестанской классической музыки. Огромен вклад
Гасанова в становлении музыкальной культуры аварцев, лакцев и других народов Дагестана.
Благодаря его экспедиции по собранию народной музыки был собран интересный материал
( 120 поэтических текстов и 100 народных мелодий ). Ему присвоены почетные звания
заслуженного деятеля искусств РСФСР и ДАССР. Он подготовил таких выдающихся
музыкантов, как Сергей Агабабов, Мурад К., Ширвани Чалаев.
14.Учитель: А знаете ребята, что народная музыка лежит в основе творчества всех
композиторов. Она как источник живой воды давала композиторам вдохновения. – Сейчас
мы послушаем фрагмент сложного музыкального произведения для взрослых. Я проверю, как
хорошо вы умеете слушать музыку непростого содержания. ( и так увертюра их оперы
«Хочбар» автор Г.А. Гасанов )
Анализ произведения а) Какой оркестр исполнил произведение? б) Что такое увертюра и
опера? в) Какие динамические оттенки вы смогли услышать?
Учитель: Эта опера была написана в 1937 г.
15.Ученик: Хочбар со своим отрядом совершил набеги до самого Хунзаха, забирал
награбленное у богатеев и раздавал беднякам. Хунзахский хан понимал, что войною
шдатлинцев не одолеть и решил хитростью обезглавить их сопротивление. Зная, что в
горах от приглашения не отказываются, он позвал Хочбара к себе на «свадьбу». Но при
приходе окружение хана связывают Хочбара и решают сжечь на костре, а Хочбар перед
смертью вырывается и забирает собой в костер двух маленьких детей хана.
Учитель: Молодец! Лучше меня рассказала историю. Ребята! В этом году весь Дагестан
отмечает 115 летие композитора. Своеобразие дагестанской музыки заключено в том, что
все народности повлияли на её мелодический характер.
- Что присуще дагестанской музыке?
Ученик: Дагестанской музыке присуще единство она органично вобрала в себя лучшее, что
было создано народами Дагестана. Дагестанцы предпочитают и любят петь.
Учитель: Сегодня мы будем разучивать песню «Волшебный поезд» музыка С. Рзаевой.
Я прошу вас спеть эту песню как на концерте.
Примите певческую позицию ( исполнение )
16-17.Анализ: - Какой характер у этой песни?
В каком ладе она написана?
- Какие чувства передается в песне?
- О чем говорится в песне?
- Ребята не только композиторы и поэты воспевали в своих стихах и песнях родной
Дагестан, но и художники. Давайте посмотрим работы великих художников ( работы и
видеоролики )
Учитель: Каждый народ старается сохранить свои давние традиции и обычаи. Жемчужина
Росси – так называют наш Дагестан. Дагестан – страна гор, страна языков.
Ученик: Я узнал, что у меня есть огромная семья
И тропинка, и леса в поле каждый колосок.
Речка, небо голубое это – всё мое родное
Это – Родина, моя, всех люблю на свете я!
Ученик: На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну – наш общий дом.
Песня: «Приезжайте в Дагестан» музыка А. Аскерханова.
Итог: История нашего края рассказывает нам, как жили в прошлом наши предки и как
создавали культуру. Знать историю родного края – это значит мысленно пройти вместе с
ним его долгий путь, чтобы лучше понять сегодняшний день. Цените, любите и берегите
свою Родину, свой край, свой уголок.
Ребята! поднимите ваши бумажки с ладонями. Каждый палец – эта какая-то позиция, по
которой необходимо высказать мнение.
Большой – на уроке я работал потому что…
Указательный – своей работой на уроке…
Средний – за урок я узнал…
Безымянный – в жизни мне это…
Мизинец – моё настроение на уроке…
В раздел образования