Автор: Мазунина Ольга Васильевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Комаровская основная общеобразовательная школа" Населённый пункт: с. Комарово Осинский район Пермский край Наименование материала: конспект урока Тема: "Вычитание рациональных чисел" Раздел: среднее образование
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Комаровская основная общеобразовательная школа»
Конспект урока математики в 6 классе
по теме «Вычитание рациональных чисел»
Учитель: Мазунина О. В.
Тема урока «Вычитание рациональных чисел»
Тип урока : открытие нового знания
Цели урока :
1) сформировать способность к вычитанию рациональных чисел, повторить и
закрепить сложение рациональных чисел, действия сложения и вычитания с
десятичными дробями, обыкновенными дробями и смешанными числами, решение
уравнений;
2) развивать навыки самоконтроля, использования алгоритмов, анализа
собственной деятельности, умений работать в группе;
3)воспитание алгоритмической культуры, коммуникативных качеств личности,
умений работать в режиме полилога.
Оборудование .
Демонстрационный материал :
1)
Цель этапа:
1) включить учащихся в учебную деятельность;
2)
определить содержательные рамки урока: продолжить работу над
действиями с рациональными числами.
Организация учебного процесса на этапе 1:
-Всем, всем добрый день!
- С какими числами мы учимся работать? (С рациональными числами.)
- Чему мы уже научились? (Сравнивать, складывать, изображать на
координатной прямой, записывать в виде алгебраической суммы, находить
значение алгебраической суммы.)
- Сегодня мы продолжим работу с рациональными числами.
2.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цель этапа:
1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное
для восприятия нового материала: нахождение суммы рациональных чисел, сравнение
чисел, понятие противоположного числа, правило знаков;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для
восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
3.
зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов;
4.
зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее
недостаточность имеющихся знаний на личностно значимом уровне: найти разность
рациональных чисел.
3
Организация учебного процесса на этапе 2:
1.
Сравните выражения. Что интересного вы заметили?
-23+26(5/6) (все примеры на сложение чисел с разными
-18+21(5/6) знаками; знак суммы положительный,
-13+16(5/6) первое слагаемое увеличивается на 5, а второе
уменьшается на 5, ответы будут одинаковыми)
- По какому правилу можно найти результат? Сформулируйте правило
сложения чисел с разными знаками.
-Замените одно из слагаемых в сумме противоположным числом так,
чтобы значение суммы стало отрицательным числом. Что для этого
необходимо сделать? (Второе слагаемое заменить противоположным,
отрицательным числом)
2.
Найдите значения полученных выражений и назовите результаты в
порядке убывания.
-
29(5/6); -39(5/6); -49(5/6)
-Какими правилами пользовались? Сформулируйте правило сложения
чисел с одинаковыми знаками.
-Установите закономерность и продолжите ряд на два числа вперед
-29(5/6); -39(5/6); -49(5/6); -59(5/6);-69(5/6)
3.
Найдите значения выражений:
1) – (- 49(5/6)) 2) -(+53(5/6))
-Чем можно воспользоваться? (понятием противоположного числа и
правилом знаков)
4. Можно ли утверждать, что значения выражений в каждой паре будут
равны?
1) 3 – (- 2) 2) -7 – (-3)
3 + 2 -7 + 3
-Чем можно воспользоваться для обоснования ответа? (таблицей знаков)
5.
Индивидуальное задание.
Найдите значения выражений
1) -15-(-32) 2) 27-(-23) 3) -17-(+19)
Учащиеся работают в группах. Решения записывают на заранее
заготовленных учителем листах фломастером, крупно. Один
представитель от группы помещает решение на доску.
4
5.
Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности
Цель этапа:
1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого
выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего
затруднение в учебной деятельности;
2) согласовать тему и цель урока.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Проверим, как вы выполнили задание. (Все результаты помещаются на
доску, среди них могут быть и неправильные)
- Чем мы можем воспользоваться для доказательства того, какие ответы
верные? (таблицей знаков и алгоритмом сложения рациональных чисел)
- Почему последний пример вызвал у большинства затруднения? (Здесь
нужно найти разность)
- Что общего во всех примерах? (вычитание)
- Какое же действие с рациональными числами мы будем изучать?
(вычитание)
- Сформулируйте тему урока. (Вычитание рациональных чисел)
- Сформулируйте цели урока. (Вывести правило и алгоритм вычитания
рациональных чисел, и научиться их использовать.) (Слайд 2)
- Молодцы! Запишем тему в тетрадь.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель этапа:
1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения
нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2)зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью
эталона.
Организация учебного процесса на этапе 4:
-Прокомментируйте 1 пример -1 группа, 2 пример - 2 группа, 3 пример - 3
группа.
-Рассмотрим 3 пример: -17-(+19)=-17-19
-Как можно записать это выражение, если считать, что здесь записана
алгебраическая сумма? (-17+(-19))
-Как теперь найти результат? (сложить числа с одинаковыми знаками,
получится -36)
-Какие знания использовали? Сколько шагов пришлось сделать?(3).
Можно ли уменьшить количество шагов?
-Сравните подчеркнутые выражения:
-17-(+19)=-17-19= -17+(-19)= -36 (первое число, уменьшаемое, не
изменилось, разность заменили суммой, вычитаемое заменили
противоположным ему числом) (Слайд 3)
-Вернемся к примерам 1,2.
Проследите за уменьшаемым и вычитаемым. Можно ли применить к ним
полученный вывод? (да, первое число не меняется, разность заменяется
суммой, вычитаемое противоположным числом)
5
-Попробуйте сделать вывод, как можно найти разность рациональных
чисел?
-К какому правилу удалось свести вычитание? Как записать правило
символически? А как сформулировать словесно? Найдите ответ в
учебнике на с.106. (Слайд5)
-Какой алгоритм можно составить для вычитания рациональных чисел?
(Алгоритм пошагово высвечивается на экране). На столе для каждого в
конверте есть алгоритм. Пользуемся им на уроке, а дома вклеить в
справочник.
Алгоритм нахождения разности рациональных чисел:
1) уменьшаемое оставить прежним;
2)
разность заменить суммой («-» на «+»);
3)
вычитаемое заменить противоположным ему числом;
4)
найти получившуюся сумму.
Здесь
заканчивается текст пятого
слайда. (Слайд 6)
- Какую цель достигли? Что делать дальше? (Будем учиться применять
алгоритм)
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель этапа:
зафиксировать учебное содержание во внешней речи
.
Организация учебного процесса на этапе 5:
№ 476 (3 столбик) - у доски
и) 16-(-5)=16+5=21
к) -23-9= -23+(-9)= -32
л) 14-30=14+(- 30)= -16
м) -30-(- 12)= -30+12= - 18
№ 476 (2 столбик) в парах по два примера, с проверкой результатов по
образцу.
Образец для проверки демонстрируется на экран.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель этапа:
проверить свое умение применять новое учебное содержание в
типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для
самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 6:
№ 478 (1 столбик), дополнительно № 480 (а, б, в, г)
Работы проверяются по эталону, который высвечивается на экране.
Анализируются и исправляются ошибки. (слайд 7)
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель этапа:
тренировать навыки использования нового содержания совместно с
ранее изученным: действия с десятичными и обыкновенными дробями, свойства нуля
при вычитании, решение уравнений.
6
Организация учебного процесса на этапе 7:
№ 476 (4 столбик) - самостоятельно в группах с проверкой по образцу,
который высвечивается на экране. (Слайд 8)
-Каковы особенности этого задания? (рассматриваются действия с нулем).
-Сравните № 478(4) и № 476(4).
-Сформулируйте свойства нуля при вычитании. (Слайд 9)
На экране появляется слайд:
Свойства нуля при вычитании
а – а = 0
а – 0 = а
0 – а = - а
(Слайд 10)
№ 478 (2)-работа в группах.
-Какие правила придется вспомнить, кроме нового? (Сложение и
вычитание десятичных и обыкновенных дробей и смешанных чисел).
-Задание считается выполненным, если любой представитель группы
сможет прокомментировать, объяснить решение. Удачи!
Дополнительно № 478 (3)
Проверка по образцу, комментарии групп.
№ 482(4,6, дополнительно 7) – 2 учащихся с комментариями у доски.
4) х+1,4=-1 6) в-5,6=-4 7) -0,6 –(-у)=- 0,4
х=-1-1,4 в= -4+5,6 -0,6+у= -0,4
х=-1+(-1,4) в=1,6 у=-0,4-(-0,6)
х= -2,4 у= -0,4+0,6
у= 0,2
8. Рефлексия деятельности
Цель этапа:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2)оценить собственную деятельность на уроке;
3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
4) зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной
деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 8:
-Что нового мы узнали сегодня на уроке?
-Какие знания помогли открыть новое знание?
-Кто был самым активным?
-В какой группе царили доброжелательность и взаимопонимание?
-Мы достигли поставленной цели?
-Проанализируйте свою работу на уроке.
9. Домашнее задание. 1) п.2 с.106 (запись в справочник: правило,
алгоритм, примеры, свойства)
2) № 500, № 501 (а, б, в)
7