Автор: Рубцова Оксана Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Школа №174 имени И.П.Зорина Населённый пункт: г.Самара Наименование материала: статья Тема: "Педагогический опыт работы молодого учителя" Раздел: начальное образование
Педагогический опыт работы молодого учителя
Свою работу в школе начала после окончания САГМУ в 2011 году.
Работала 2 года психологом и социальным педагогом, с 2014 года работаю
учителем начальных классов (в 2015 окончила ПГСГА, учитель начальных
классов). Многие моменты в преподавательской деятельности были знакомы :
учебный план, ведение журналов, организация учебного процесса и т.д.
Однако, как молодой учитель, столкнулась с такими проблемами как
:
методическая работа, внедрение ФГОС, формирование УУД, организация
дифференцированной работы с учащимися. На некоторые из этих вопросов я
получила ответы.
В начальной школе дети приобретают первые знания об окружающем
мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе
формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его
важность
для общества и государства. Помимо этого, каждый день при
составлении плана я себе задаю вопросы
:
«Что изменится в личности
школьника в результате сегодняшней учебной деятельности, чем ученик
принципиально будет отличаться от себя самого, вчерашнего?»
и они
адресованы каждому ученику.
В нашем образовательном учреждении используется УМК
«Перспективная начальная школа»,что соответствует требованиям стандарта.
В
учебниках создаются проблемные ситуации для того, чтобы дети сами
выступали в роли исследователей, сами искали ответы на возникающие
вопросы. Помимо нашей УМК, в своей работе использую и другие способы,
задания из разных УМК («Школа России», математика Л.Г.Петерсон,). Для
каждого ребёнка должен быть свой подход.
Нынешние дети - это уже не просто «чистый, белый, нетронутый лист»,
на который нужно нанести знания. Одной из особенностей современного
общества является огромное количество постоянно растущей информации,
которая буквально «захлёстывает» человека. И не всегда она положительного
качества. Поэтому детей необходимо научить правильно усваивать
информацию. Значит надо научить их умению разграничивать, выделять
главное, находить связи и строить структуру этих поисков, дать основные
ориентиры, которые позволили бы ему не «утонуть» в информационном
потоке, развить умения отбора, усвоения и критической оценки информации.
Я убеждена в необходимости учить детей таким образом, чтобы они на
протяжении всей своей жизни сохранили вкус к познанию. Наше
современное общество настолько прогрессивно, что за всеми современными
технологиями в образовании, мы не успеваем. В своей работе использую
следующие методы: беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, упражнения,
решение задач, работа с книгой; демонстрация плакатов, схем, таблиц,
диаграмм, моделей; использование технических средств; просмотр кино- и
телепрограмм; объяснительный, иллюстративный, проблемный,
частичнопоисковый и т.д.
Как молодой учитель, я не обладаю огромным опытом организации
учебных занятиях. Иногда планируешь работу по одному плану, а в течение
урока необходимо перестроиться. И в эти моменты испытываешь
затруднения. Но есть и свои индивидуальные особенности ведения урока.
Например 5-минутк а: вначале урока по русскому языку каждому ученику
выдается столбики на определенное правило (по математике столбики на
умножение, или деление, сложение и т.д.), и «по цепочке» они произносят
орфограмму и проверочные слова, тем самым обогащается словарный запас,
отработка орфограммы, внимательность.
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он
современен. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с
прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный - означает важный,
существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный,
имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего
человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности.
Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает
основу для будущего. Поэтому и виды учебной деятельности должны
2
изменяться. В своей работе использую
просмотр и обсуждение учебных
фильмов, презентаций, роликов, прочитанных рассказов. Ученики делятся
уже своими знаниями на базе своего опыта. Интересно наблюдать как они
пробуют размышлять, рассуждать, входят в диалог.
Особую заботу у меня вызывает взаимодействие с семьями учеников.
Как привлечь родителей к воспитательной деятельности в школе, повысить
их роль в воспитании детей? Фундаментом педагогического процесса служит
не только школа, но и семья. Эти самые важные в жизни ребенка понятия
тесно взаимосвязаны. Ведь и учителя, и родители хотят видеть детей
достойными людьми, умными, добрыми, веселыми и здоровыми. Много
проведено работы по выработке новых подходов к воспитанию детей в школе
и в семье. Работая в сотрудничестве, мы создали благоприятные условия для
развития личности ребенка на каждом возрастном этапе жизни. Общение
между детьми, общение учителя с родителями не ограничивается уроками и
родительскими собраниями. С 1-ого класса ведется группа
vkontakte, где
выкладываются наши достижения, фотографии с открытых мероприятий,
обсуждение актуальных проблем. Школа и учитель должны идти в ногу со
временем и использовать новые возможности в свою пользу.
Свою работу хочу закончить словами Л.Н.Толстовго : «Не тот учитель,
кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя
уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта
уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами,
которые человек приносит своему призванию.»
3