Программа дополнительного образования "Азбука журналистики"
Автор: Кукина Светлана Михайловна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ Антипаютинская школа-интернат среднего общего образования Населённый пункт: с.Антипаюта, Тазовский район, Тюменская область, ЯНАО Наименование материала: Программа дополнительного образования Тема: Программа дополнительного образования "Азбука журналистики" Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Антипаютинская школа-интернат среднего (полного) общего образования
РАССМОТРЕНА
на заседании Методического
совета МКОУ АШИ
Протокол № ______от_______
УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора МКОУ АШИ
_____________/ Чичурко В.В./
Приказ № _____ от __________
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании Муниципального приказом Департамента образования
экспертного совета Администрации Тазовского района
Департамента образования Приказ №_______от _________
Администрации Тазовского района
Протокол № ______от_______
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«АЗБУКА ЖУРНАЛИСТИКИ»
Срок реализации – 1 год
Возраст детей – 6-9 классы
Автор: учитель русского языка и литературы
МКОУ АШИ Кукина С.М.
п.Тазовский
2015 год
Пояснительная записка
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам
работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные
компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная
связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания
мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от
компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного
слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях,
высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим
образом связаны и дополняют друг друга в программе «Азбука журналистики».
Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей. В стране созданы
предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для
выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития
коммуникативных возможностей человека.
Важнейшим средством коммуникации является слово. Герои книг и видеофильмов,
партнеры по связям через Интернет расширяют круг наставников и друзей школьников, но
средства массовой информации, в стремительно изменяющемся мире, становятся все
более значимым фактором существования и развития человека в юном возрасте.
Эта программы дает учащимся возможность развивать и повышать культуру речи,
научиться общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к
окружающему миру и событиям, происходящим в нем.
Актуальность программы состоит в её социальной направленности на формирование
активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. Программа
предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по
развитию устной и письменной речи ребёнка.
Новизна программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки,
полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в
систему средств массовой коммуникации общества.
Направленность программы : социально-педагогическая
Программа рассчитана на 2 года обучения и адресована учащимся 5-8 классов.
Цель программы
: познакомить учащихся с журналистикой как профессией и
областью литературного творчества, развивать творческие способности учащихся,
коммуникативные качества личности ребенка; выйти на создание школьной газеты в
компьютерном варианте.
Задачи программы:
Развивающие:
1.
Развитие образного и логического мышления;
2.
Развитие умения устного и письменного выступления.
Обучающие:
1.
Формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
2.
Овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
1.
Формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии
искусства;
2.
Формирование оформительских навыков;
3.
Формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
Формы занятий:
- лекции;
- семинары;
- практикумы;
- работа со справочной литературой;
- творческие проекты;
- круглые столы;
- тренинги «Берем интервью»;
- иллюстрации литературных произведений;
- беседа,
- игра,
- чтение и обсуждение статей из газет и журналов,
- выпуск школьной газеты,
- подготовка статей для публикации в газетах.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная
Формы контроля:
- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
- семинары-практикумы по изученной теме;
- творческие конкурсы;
- публикации,
- выпуск школьной газеты
- проведение круглого стола;
- презентация и защита проектов «Моя газета», где участники кружка разрабатывают
модель, тип и структуру своего издания на основе материала, который они получают на
занятиях кружка «Азбука журналистики»
Конечные результаты:
- умение построить устное и письменное сообщение;
- умение работать в различных жанрах публицистики;
- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе,
- ежемесячный выпуск школьной газеты.
Содержание программы
Вводное занятие
Ознакомление с программой работы кружка «Азбука журналистики». Правила работы и
поведения. Решение организационных вопросов.
Журналистика как вид деятельности и профессия
История российской журналистики. Первые печатные газеты. Типография.
Профессия – журналист. Требования к журналисту. Профессиональные качества
журналиста.
Журналистика как форма информационной деятельности. Функции журналистики.
Виды средств массовой информации
Пресса. Электронные СМИ. Типология СМИ.
Взаимодействие СМИ с аудиторией
Наша аудитория. Воздействуем на аудиторию.
Этико-правовые основы деятельности журналистов
Профессиональная и правовая этика журналиста. Конституция РФ о свободе слова,
массовой информации и запрещении цензуры.
Речевая культура журналистов
Говорим красиво. Культура устной речи. Выступаем устно. Совершенствуем дикцию.
Ведём дискуссию.
Культура письменной речи
Пишем хорошо. Слагаемые письменной речи. Повествование, описание, рассуждение.
Критерии оценки текста: правильность, чистота, образность, яркость, разнообразие.
Типичные речевые ошибки.
Редактирование
Правим текст. Из чего складывается редактирование. Ознакомительное чтение.
Углублённое чтение. Шлифовочное чтение. Правка-вычитка. Правка-сокращение. Правка-
обработка. Правка-переделка.
Учимся «видеть» ошибки. Корректура. Корректурные знаки.
Основные методы сбора информации
Изучение документов. Наблюдение (включённое, невключённое). Работа с людьми.
Структура журналистского текста
Заголовок. Что такое лид? Лид –резюме, цитатный лид, аналитический лид,
вопросительный лид, лид – «временное умолчание», «сценический лид», лид –
восклицание.
Основная часть и подпись.
Основные публицистические жанры
Заметка, виды заметок.
Репортаж, виды репортажей.
Интервью, виды интервью.
Статья: общеисследовательская, практико-аналитическая, полемическая.
Очерк. Портретный очерк. Проблемный очерк. Путевой очерк.
Фельетон.
Отчёт.
Рецензия.
Вёрстка газеты
Номер газеты. Редакционный коллектив.
Дизайн газеты. Формат и объём газеты. Композиционно-графическая модель. Макет
газеты. Оформление заглавной части. Колонтитулы и блок «Адрес и служебные сведения».
Текст и иллюстрации. Виды иллюстраций. Колонки газеты. Заголовочный комплекс.
Шрифт. Фотографии и иллюстрации. Дополнительные графические средства.
Учебно-тематический план на 1-е полугодие
Тема
Количество часов
Теория
Практика
Вводное занятие
2
Журналистика как вид деятельности и профессия
2
1
Виды средств массовой информации
2
1
Взаимодействие СМИ с аудиторией
2
1
Этико-правовые основы деятельности журналистов
2
1
Речевая культура журналистов
4
7
Культура письменной речи
4
8
Редактирование
6
8
Основные методы сбора информации
4
6
Структура журналистского текста
8
9
ИТОГО
36
42
78
Учебно-тематический план на 2-е полугодие
Тема
Количество часов
Теория
Практика
Основные публицистические жанры
18
72
Вёрстка газеты
16
82
ИТОГО
34
154
188
Календарно-тематический план
Тема
Количество часов
Дата
Теория
Практика
1-е полугодие (4,5 часа)
Вводное занятие
2
-
Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с
программой работы кружка. Правила работы и
поведения.
2
-
Журналистика как вид деятельности и
профессия
2
1
Журналистика как вид деятельности и профессия
История российской журналистики. Первые печатные
газеты.
1
1
Профессия – журналист. Требования к журналисту.
Журналистика как форма информационной
деятельности.
1
-
Виды средств массовой информации
2
1
Пресса. Типология СМИ.
1
-
Типология СМИ . Электронные СМИ.
1
1
Взаимодействие СМИ с аудиторией
2
1
Взаимодействие СМИ с аудиторией.
Наша аудитория.
2
-
Воздействуем на аудиторию.
-
1
Этико-правовые основы деятельности
журналистов
2
1
Этико-правовые основы деятельности журналистов
1
-
Профессиональная и правовая этика журналиста.
Конституция РФ о свободе слова, массовой
информации и запрещении цензуры.
1
1
Речевая культура журналистов
4
7
Речевая культура журналистов
1
-
Говорим красиво.
1
1
Культура устной речи.
1
1
Выступаем устно.
1
3
Совершенствуем дикцию.
-
1
Ведём дискуссию.
-
1
Культура письменной речи
8
Редактирование
1
-
Правим текст.
-
1
Из чего складывается редактирование
1
1
Ознакомительное чтение.
-
1
Углублённое чтение
1
1
Шлифовочное чтение
1
1
Правка-вычитка. Правка-сокращение.
Правка-обработка.
1
1
Правка-переделка.
Учимся «видеть» ошибки
1
1
Корректура. Корректурные знаки.
-
1
Основные методы сбора информации
4
6
Основные методы сбора информации
1
1
Изучение документов.
-
2
Наблюдение включённое.
1
1
Наблюдение невключённое.
1
1
Работа с людьми.
1
1
Структура журналистского текста
8
9
Структура журналистского текста
1
-
Заголовок. Что такое лид?
1
1
Лид –резюме.
1
1
Цитатный лид.
1
1
Аналитический лид.
-
1
вопросительный лид.
1
1
Лид – «временное умолчание».
1
1
«Сценический лид».
1
1
Лид – восклицание.
-
1
Основная часть и подпись.
1
1
2 - е полугодие (9 часов)
Основные публицистические жанры
18
72
Основные публицистические жанры
1
1
Заметка. Просмотр газетных заметок.
1
1
Виды заметок.
-
1
Структура заметки.
-
1
Критерии определения новости.
-
1
Написание заметок для школьной газеты.
-
3
Репортаж. Просмотр репортажей.
1
1
Виды репортажей. Газетный репортаж.
1
2
Радиорепортаж.
-
2
Телерепортаж.
-
1
Прямые и фиксированные, синхронные и немые
телерепортажи.
-
1
Интервью. Просмотр газетных, журнальных,
телевизионных интервью.
1
1
Виды интервью. Интервью с интересным человеком.
1
2
Интервью с человеком, который привлёк внимание
общественности своей деятельностью.
-
2
Интервью с человеком по поводу важного вопроса, в
котором он компетентен.
-
2
Статья.
1
6
Статья общеисследовательская.
1
-
Отработка навыков написания
общеисследовательской статьи.
-
4
Статья практико-аналитическая.
1
-
Отработка навыков написания практико-
аналитической статьи.
-
4
Статья полемическая.
1
-
Отработка навыков написания полемической статьи.
-
4
Очерк. Просмотр очерков.
1
1
Портретный очерк.
1
2
Отработка навыков написания портретного очерка
-
5
Проблемный очерк.
1
2
Отработка навыков написания проблемного очерка
-
5
Путевой очерк.
1
2
Отработка навыков написания путевого очерка
-
4
Фельетон.
1
2
Отработка навыков написания фельетона
-
4
Отчёт.
1
2
Отработка навыков написания отчёта
-
2
Рецензия.
1
2
Отработка навыков написания рецензии
-
4
Вёрстка газеты
16
82
Вёрстка газеты.
1
1
Номер газеты.
1
1
Редакционный коллектив.
1
-
Дизайн газеты.
1
1
Проектирование дизайна школьной газеты
-
4
Выпуск школьной газеты
-
6
Формат и объём газеты.
1
1
Выбор формата и объёма школьной газеты.
-
4
Композиционно-графическая модель.
1
1
Разработка композиционно-графической модели
школьной газеты.
-
4
Макет газеты.
1
1
Создание макета школьной газеты.
-
4
Выпуск школьной газеты
-
6
Оформление заглавной части.
1
2
Колонтитулы и блок «Адрес и служебные сведения».
1
2
Текст и иллюстрации.
1
2
Отработка навыков написания и вставки текста.
-
5
Виды иллюстраций.
-
2
Отработка навыков подбора и вставки иллюстраций
-
4
Выпуск школьной газеты
1
6
Колонки газеты.
1
3
Заголовочный комплекс.
1
3
Шрифт.
1
1
Выпуск школьной газеты
-
6
Фотографии и иллюстрации.
1
3
Дополнительные графические средства.
1
3
Выпуск школьной газеты
-
6
ИТОГО:
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
1.
Понятия: тема, идея (основная мысль текста), его композиция, типы речи, стили
речи, изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты,
сравнения, метафоры), просторечные слова и обороты, фразеологические
выражения, логичность, образность, эмоциональность, призывность, общественно-
политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций,
достоверность, точность фактов, конкретность, строгая обоснованность, жанры
публицистического стиля;
2.
Историю журналистики
3.
Жанры журналистики и их особенности
Учащиеся должны уметь:
1.
Собирать материал, систематизировать его.
2.
Строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему.
3.
Составлять план.
4.
Создавать устное и письменное публичное выступление в разных жанрах,
5.
Создавать макет будущего номера газеты.
6.
Редактировать созданный материал
Методическое обеспечение
Средства, необходимые для реализации данной программы:
- разработки по темам;
- тематический материал периодической печати;
- справочники, словари,
- периодические печатные издания,
- тексты для редактирования,
- техническое оснащение – фотоаппарат, компьютер, цветной принтер, бумага, у каждого
учащегося - блокноты, ручки, карандаши, диктофон,
- кабинет
Список литературы
Литература для учителя
- Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М.: Высшая школа.1987.
- Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского языка. – М.: Просвещение,
1996.
- Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. М: Просвещение,
2002.
- Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности
журналиста / Под ред. С. Корконосенко. – СПБ, 2000.
- Лепилкина О.И. и др. Азбука журналистики. – М., 2006.
- Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2008.
- Беневоленская Т. О языке и стиле газетного очерка. – М., 1973.
- Ворошилов В. Журналистика. – М., 2000.
- Коновалова О. Основы журналистики. М.-Ростов-на-Дону. 2005.
- Мельник Г. Общение в журналистике. Секреты мастерства. – СПБ, 2005.
- Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб, 2004.
- Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над
жанрами газеты. – М. 2002.
- Ученова В. У истоков публицистики. – М., 1989.
- Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002.
- Эпштейн М. Парадоксы новизны. – М., 1987.
Литература для учащихся
- Лепилкина О.И. и др. Азбука журналистики. – М., 2006.
- Виленский М. Как написать фельетон. – М., 1982.
- Грабельников А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001.
- Журбина Е. Искусство фельетона. – М., 1965.
- Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. – М., 1973.
- Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
-Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории//
psujourn.narodlib/liamzina_essay.htm.
- Лукина М. Технология интервью. – М., 2003.
- Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.
- Тепляшина А. Сатирические жанры современной публицистики. –СПб., 2000.
- Черепахов М. Работа над очерком. – М., 1966.
- Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. – М., 2005.