"Формирование общепознавательных универсальных учебных действий посредством учебного предмета "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" по программе "ГАРМОНТИЯ"
Автор: Рябченко Татьяна Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Зимовниковская СОШ №6п Населённый пункт: п.Зимовники, Ростовская область Наименование материала: статья Тема: "Формирование общепознавательных универсальных учебных действий посредством учебного предмета "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" по программе "ГАРМОНТИЯ" Раздел: начальное образование
В соответствии с ФГОС в программе формирования
универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального
общего образования представлено четыре вида УУД: личностные,
регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Учебный предмет «Окружающий мир» обеспечивает формирование
у младших школьников целостной картины окружающего мира в его
многообразии и взаимосвязях; экологической и культурологической
грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с
природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-
нравственной личности, гражданина, любящего своё Отечество,
уважающего образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих;
личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной,
здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Изучая этот предмет, учащиеся знакомятся с методами познания
окружающего мира (наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование,
классификация и др.); усваивают предметные знания и умения, а также
комплекс личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных
учебных действий для успешного продолжения образования в основной
школе.
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают
способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять
направленный поиск, обработку и использование информации.
Курс «Окружающий мир» (автор Поглазова О.Т.) по программе
«Гармония» создаёт содержательную базу для формирования
познавательных УУД.
При изучении курса развиваются следующие познавательные
учебные действия:
I. Общеучебные действия:
1) самостоятельное выделение учащимися и формирование учебной
цели;
2) поиск нужной информации в дополнительных источниках :
- Есть ли в нашем посёлке исторический или краеведческий музей? Бывал
ли ты в нём? Какие экспонаты тебя особенно удивили?
- Найди, прочитай и расскажи, как образуется град, как зимуют разные
животные? и т.д.)
- Заполни таблицу с помощью отрывного календаря.
Информационный поиск выполняет функции:
- отображение учебного материала;
- выделение существенного;
- отрыва от конкретных ситуативных значений;
- переход во внутренний умственный план;
- формирование обобщённых знаний
3) знаково-символические действия (замещение, кодирование
(декодирование), моделирование:
- Придумай условный знак для природного явления (правила поведения в
лесу, на реке) и т.д.
- Сделай модель термометра.
- Расписание уроков зашифровано условными знаками. Какие уроки
проведены в среду? Составь расписание уроков условными знаками на
четверг.
4) структурирование знаний:
- Расскажи по рисункам, как менялась средняя продолжительность жизни
человека.
- Расскажи по схеме, как происходит кровообращение в организме
человека.
- Подумай, какие правила нужно соблюдать, чтобы глаза оставались
здоровыми.
5) Произвольное и осознанное построение речевого высказывания
(устно или письменно):
- Предположи, почему домашние животные могут погибнуть, если их
выпустить в природу.
- Поразмышляй, что означает выражение «безоблачное настроение»
- Попытайся объяснить, как со временем могут измениться овраг, река в
результате деятельности человека.
-Обсуди, что является наибольшим злом для растений и животных.
6) Смысловое чтение текстов различных жанров, извлечение
информации в соответствии с целью чтения:
- Прочитай стихотворение. Какие средства передвижений изобрёл человек?
-Какие особенности разных млекопитающих описаны в рассказах?
-Прочитай стихотворение. Подумай, как помочь птицам зимой.
7) Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка,
критичность:
-Есть ли у тебя домашний питомец? Какие твои поступки его радуют, а
какие огорчают?
-Проверьте, сможете ли вы ответить на вопросы любознательных
школьников.
-Что помогло тебе ответить на вопрос…?
8) Выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от условий:
- Какие признаки животных помогли узнать их на картинках и отгадать
загадки?
- Подумайте, что надо сделать, чтобы проверить своё предположение.
II. Логические действия:
1) Анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков:
- Обсудите, к каким группам относятся предметы, изображённые на
рисунках.
- Рассмотри таблицу, отметь признаки и способности животных, которыми
обладает и человек.
- Объедини предметы в группы по существенным признакам.
2) Синтез как составление целого из частей, в том числе с
восполнением недостающих компонентов:
- Узнай ключевое слово, назвав группу, к которой относится каждый
предмет.
3) Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации,
сериации объектов:
- Подумай, по каким признакам эти предметы объединены в одну группу.
- Что узнаем о свойствах предметов и с помощью каких органов чувств.
4) Подведение под понятие, выведение следствий.
- Предположи, почему под хвойными деревьями всегда лежит толстый
слой хвои.
- Почему одни реки замерзают быстрее, чем другие?
- В каких условиях семена прорастают быстрее? В каких медленнее? В
каких погибают?
5) Установление причинно-следственных связей:
- Как связано строение тела животных способом движения и средой
обитания.
-Что будут делать мышцы твоих глаз, если зажёгся очень яркий свет?
6) Построение логической цепи рассуждения.
7) Выдвижение гипотез, их обоснование.
- Что было бы, если бы Земля не вращалась вокруг своей оси?
- Что было бы, если бы деревья не сбрасывали осенью свою листву?
8) Доказательство.
Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их
существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают
приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение
и др.), осваивают метод классификации – один из основных способов
упорядочивания информации об окружающем мире.
Постановка и решение проблем (формирование проблемы,
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и
поискового характера)
-Какими свойствами обладает вода? Проведи исследования.
-Исследуй своё дыхание, проделав упражнения.
Формированию универсальных учебных умений способствует и
проектная деятельность, осуществляемая в урочное и во внеурочное время.
Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся
объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их и
представлять в разных формах (вербальной и наглядной).
Таким образом, учащиеся усваивают и используют универсальные
учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-
практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействии
человека и природы, человека и общества.
Литература
1.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.
В 2ч. — М.: Просвещение, 2010.
2.
Планируемые результаты начального общего образования
(Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. и др); под ред.
Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. — М.: Просвещение, 2010.