Автор: Мухаметшина Айгуль Хабрахмановна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОБУ СОШ с.Новофедоровское Населённый пункт: с.Новофедоровское Наименование материала: методическая разработка урока по ФГОС Тема: "Буквы е - и в корнях с чередованием". Раздел: среднее образование
Проект
(разработка урока
русского языка в 5 классе
в условиях реализации ФГОС)
слушателя курсов «Достижение
личностных, метапредметных и
предметных результатов при изучении
русского языка и литературы»
Мухаметшиной Айгуль Хабрахмановны
Тема: «Буквы е - и в корнях с чередованием».
Тип урока: ОНЗ («открытие» нового знания).
Цель урока: освоение способа действия при выборе гласных е-и в корнях с
чередованием.
Задачи урока
1. Образовательные:
а) выявить условия выбора гласных е – и в корнях с чередованием;
б) формировать навык правильного написания корней с чередованием,
в) повторить морфемный разбор слов;
г) развить умение формулировать определение понятий;
д) обогащать словарный запас учащихся;
е) совершенствовать орфографические и умения.
2. Развивающие:
а) осуществление системно-деятельностного подхода;
б) развитие критического мышления;
в) развитие внимания;
г) формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
д) развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
е) развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
ж) развивать умение применять новые знания;
з) развитие творческих, речевых способностей учащихся;
к) формирование логических умений;
л) развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
м) развитие умения формулировать проблему;
н) развитие умения групповой и парной работы.
Воспитательные:
а) воспитание интереса и уважения к русскому языку;
б) воспитание ценностного отношения к слову;
в) развитие коммуникативных УУД:
г) создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности,
уважения и сотрудничества;
д) взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие
уважения
друг к другу.
Методы обучения: проблемно-поисковый , словесный, практический.
Приемы развивающего обучения
Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение
Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная
Ожидаемые результаты:
- личностные: 1) понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в
корнях
с чередованием» и её широкого практического применения в жизни,
критическое оценивание полученного результата;
2) стремление к речевому самосовершенствованию;
3) пополнение словарного запаса;
4) способность к самооценке на основе критерия успешности;
метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и
умение
их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение;
рефлексивное
мышление, самоанализ и самооценка
- познавательные:
анализ и извлечение необходимой информации,
выстраивание
простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного
изложения своих мыслей,
-
регулятивные:
выполнение учебного задания по алгоритму,
формулирование
вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки
учебной деятельности;
- предметные:
усвоение обучающимися перечня корней с чередованием,
навык
«видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с
орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически
обозначать её,
умение отличать данную орфограмму от других;
- коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к
общему
решению в совместной деятельности.
Понятия : орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые,
чередующиеся
гласные
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска
Методическое обеспечение урока:
- презентация к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»;
- раздаточный материал;
- учебники, тетради.
Литература, использованная при подготовке урока:
1) Егорова Н.И. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.:
ВАКО,
2014.
2) Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ сост. Н.В.
Егорова. – М.: ВАКО, 2012.
3)Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
В 2 ч. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.
М.: Просвещение, 2012.
4) Тростенцова Л.А. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: к учебнику
Ладыженской
Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой и др. М.: Экзамен, 2012.
Структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта
6. Физминутка
7. Первичное закрепление
8. Самостоятельная работа и самооценка.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Инструктаж по выполнению
домашнего задания.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Желаю всем хорошего настроения и хорошей работоспособности на
сегодняшнем
уроке
Запишите в тетради число и классная работа. Пропустите строчку для темы,
мы ее
запишем позднее.
Постановка учебной задачи
2. Актуализация знаний
1. Фронтальная работа.
Учитель: Мы продолжаем с вами изучать русский язык, овладевать
орфографической грамотностью. Внимание на экран!
СЛАЙД № 2
Сиденьем города не берут.
Собирай по ягодке, наберешь кузовок
Учитель: Прочитаем пословицы.
Ученики читают.
Учитель: Синонимичны ли эти пословицы? Есть в них общий смысл? Какой?
Ученики: Да, эти пословицы синонимичны, так как у них общий смысл.
Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не
добьёшься.
Ягодка – это маленькое дело, а кузовок это большое дело, которое
складывается из
маленьких. То есть смысл
2-й пословицы похож на смысл 1-й: ты чего-то добьёшься, если будешь что-
то
делать, трудиться.
Учитель: выберите из пословиц однокоренные слова, запишите их в тетрадь,
Ученики списывают.
Слова появляются на слайде
Слайд № 3
БЕРУТ – СОБИРАЙ - НАБЕРЁШЬ.
3. Выявление места и причины затруднения
Учитель: Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем?
Ученики: Чередование звуков Е-И.
Учитель: Что такое чередование звуков?
Ученики: Это замена одного звука другим.
Учитель (обращаясь к записи на доске):
Можете ли вы объяснить условие
выбора
букв Е-И в корнях данных слов?
Ученики: Нет.
Учитель: Почему?
Ученики: Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Учитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?
Ученики: Научиться правильно выбирать буквы Е-И в корнях с чередованием.
Слайд № 4
Цель урока: Научиться правильно выбирать
буквы Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Сформулируем тему урока и запишем ее в пропущенную строку.
Ученики: Буквы Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Запишем ее в пропущенную строчку
СЛАЙД № 5
ТЕМА УРОКА:
БУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
5. Реализация построенного проекта.
Создание проблемной ситуации.
Учитель: Поскольку подобные темы мы изучали в этом учебном году, я
предлагаю вам, ребята, самим
« открыть» новые знания.
Работаем с
раздаточным
материалом в парах. Слова какой части речи вы видите на карточках № 1?
Ученики: Это глаголы.
Учитель: Определите их вид.
Ученики: Совершенный вид, так как глаголы отвечают на вопросы ЧТО
СДЕЛАТЬ?
ЧТО СДЕЛАЛ?
Учитель: Подберите к каждому глаголу видовую пару - глагол на карточке .№
2
Запишите в тетрадь парами.
По мере ответов учеников видовые пары появляются на слайде.
СЛАЙД № 6
РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬ
РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ
ОТПЕРЕТЬ - ОТПИРАТЬ
ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ
ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ
РАССТЕЛИТЬ - РАССТИЛАТЬ
ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ
Учитель: Выделим корни глаголов с чередованием.
Слайд № 7
-ТЕР - -ТИР-
- БЕР- - БИР-
- ПЕР - -ПИР-
- ДЕР- -ДИР-
- МЕР- - МИР-
- СТЕЛ - - СТИЛ –
- ЖЕГ - - ЖИГ-
Учитель: Работая в парах, постарайтесь найти закономерность в написании
букв Е-
И.
. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный
состав
слов. Какая общая морфема у глаголов 2-го столбика? Кто готов представить
своё
«открытие»?
Ученики: Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой
суффикс, то пишем Е.
Слайд № 8
В корнях с чередованием е – и буква и пишется, если за корнем есть суффикс
а, и
буква е, если этого суффикса нет.
Учитель: Откроем учебник, стр. 112, параграф 112, орфограмма № 24 и
проверим,
правильный ли мы сделали вывод?
Ученики (читают правило): Правильный.
Учитель: Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме?
Давайте выработаем алгоритм наших действий.
Учитель обращается к алгоритму и вместе с учениками выполняют задание
«Закончи предложение».
СЛАЙД №6
1. Выделяю в слове (корень).
2. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И)
3. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).
4. Если (есть суффикс А, пишу И), если нет – Е)
Учитель: Как графически будем выделять орфограмму?
Ученик выходит к доске, записывает слово ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ , объясняет
графическое выделение
6. Физминутка (см презентацию)
7. Первичное закрепление.
1. Учебник, стр. 113, упр. 648 Выборочное комментированное письмо. (2
ученика у доски)
3) Самостоятельная письменная работа с взаимопроверкой по эталону.
Задание: в диктуемых словосочетаниях глаголы заменить глаголами -
синонимами с
чередованием в корне, подобрав их из слов для справок (слова для справок на
слайде).
Слова читает учитель, дети подбирают варианты со слайда № 19 .
СВЕРКАТЬ НА СОЛНЦЕ, ПОДНИМАТЬСЯ В ГОРУ, ЗАКРЫВАТЬ КАБИНЕТ,
ЗАГОРАТЬСЯ ЯРКО, ОЦЕПЕНЕТЬ ОТ СТРАХА, ВЫДЁРГИВАТЬ СОРНУЮ
ТРАВУ,
УБЕГАТЬ ОТ РЕБЯТ.
СЛАЙД № 19
ЗАП_РАТЬ УБ_РАТЬ
БЛ_СТЕТЬ ЗАМ_РЕТЬ
УД_РАТЬ
ЗАБ_РАТЬСЯ ЗАЖ_ГАТЬСЯ
Самопроверка по эталону на слайде № 20
СЛАЙД № 20
БЛЕСТЕТЬ НА СОЛНЦЕ
ЗАБИРАТЬСЯ В ГОРУ
ЗАПИРАТЬ КЛАСС
ЗАЖИГАТЬСЯ ЯРКО
ЗАМЕРЕТЬ ОТ СТРАХА
УБИРАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ
УДИРАТЬ ОТ РЕБЯТ
4) Устная работа
Учитель: Ваша задача: услышать в читаемой мною пословице слово с
чередованием и назвать его, объяснив правописание корня:
1) НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ.
2) ЗОЛОТО И В ГРЯЗИ БЛЕСТИТ.
3) ОТ СКУКИ БЕРУ ДЕЛО В РУКИ.
4) ЛЕТО СОБИРАЕТ, А ЗИМА ПОЕДАЕТ.
5) РАННЯЯ ПТИЧКА НОСИК ПРОЧИЩАЕТ, А ПОЗДНЯЯ ГЛАЗА
ПРОДИРАЕТ.
6) СОГЛАСНОГО СТАДА И ВОЛК НЕ БЕРЁТ.
7) МЯГКО СТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ.
8) ЧТО СОБЕРЁШЬ ЛЕТОМ, ТО НА СТОЛЕ НАЙДЁШЬ ЗИМОЙ.
8. Самостоятельная работа – проверочный тест (8 заданий) – и
самооценка результата усвоения нового знания.
Слайд 21
Ответы:
1. – 2 перевод баллов в оценку:
2. – 4
3. – 2 8 баллов – «5»
4. – 3
5. – 2 7 – 6 баллов – «4»
6. – 3
7. – 4 5 – 4 балла – «3»
8. - 4
9. Рефлексия учебной деятельности.
1.Фронтальный опрос.
Учитель: Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?
Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование.
Ученики перечисляют.
Учитель: От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?
Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем
И,
если нет, Е
Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?
Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Мы её достигли?
Ученики: Да.
2. Работа с диагностической картой.
Учитель: Оцените свою работу по диагностической карте
Моё умение Моя метка
? Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с
чередованием, но остался вопрос по теме урока: как
отличить корни с чередованием от корней с
проверяемой безударной гласной?
+ - Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с
чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу
увидеть все слова на это правило в предложенном
тексте
+ Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с
чередованием и смогу самостоятельно применять его
на письме
Домашнее задание (дифференцированный подход):
1) № 647, стр. 113 (для уч-ся с?),
2) Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (20 слов) для уч-ся +
-
3) Творческая работа: рассказ «Как я убираю свои комнату» для уч-ся +
4) Всем $112 стр. 112