"Формирование УУД в деятельности ГПД"
Автор: Кирьянова Елена ВладимировнаДолжность: воспитатель гпд
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 311 с углубленным изучением физики
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование УУД в деятельности ГПД"
Раздел: начальное образование
Назад
Многие авторы, исследовавшие детскую игру,
единодушны в том, что игра – это внутренняя
потребность детей в активной деятельности, средство
познания мира. В детском возрасте, как говорил
А.С.Макаренко, игра – это » норма жизни, ребенок
играет даже тогда, когда делает серьезное дело».
Одно из положений Концепции федеральных
государственных образовательных стандартов общего
образования второго поколения – формирование
универсальных учебных действий (далее УУД) –
означает умение учиться, обеспечивают целостность
общекультурного, личностного и познавательного
развития и саморазвития личности ребенка.
По ФГОС под универсальными учебными
действиями ( УУД) понимается : « совокупность
действий учащегося, обеспечивающих его культурную
идентичность, социальную компетентность,
толерантность, способность к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений, включая
организацию этого процесса.
Главной целью формирования УУД в начальной
школе является развитие умения учиться, т.е.
способность учащегося к саморазвитию и
самосовершенствованию путем присвоения нового
социального опыта, а также к совместной деятельности
с учителем и одноклассниками, включая организацию
этого процесса.
Традиционно УУД классифицируются как:
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ,
КОММУНИКАТИВНЫЕ и РЕГУЛЯТИВНЫЕ.
Каждое из УУД включает в себя ряд действий:
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД включают в себя:
•
личностное, (профессиональное), жизненное
самоопределение;
•
смыслообразование, т.е. установление учащимися
связи между учебной деятельностью и ее мотивом;
•
нравственно-этическая ориентация , в том числе и
оценивание усваиваемого содержания,
обеспечивающее личностный моральный выбор.
Познавательные УУД включают в себя следующие
действия:
1. Общеучебные, включая социально-предметные
действия;
2. Логические, включая знаково-символические;
3. Постановка и решение проблем;
Регулятивные УУД включают в себя :
1. Целеполагание
2. Планирование
3. Прогнозирование
4. Контроль
5. Коррекцию
6. Оценку
7. Волевую саморегуляцию
•
Регулятивные УУД включают навыки:
самоконтроля, умение решать учебную задачу, умение
работать по алгоритму, уровень развития
комбинаторных умений.
Коммуникативные УУД включают в себя 4
компонента:
1.Планирование учебного сотрудничества;
2. Постановка вопроса;
3 Лидерство и согласование действий с партнером;
4. Построение речевых высказываний;
Сформированное уже положительное отношения к
игре, т.к она всегда желанна, способность к самооценке и
т.п. – составляют группу личностных УУД.
Самостоятельно планировать свои действия,
осуществлять пошаговый контроль, вносить
коррективы в условия игры, адекватно воспринимать
оценку воспитателя – составляет группу регулятивных
УУД.
Применяя различные игровые формы, вовлекая
ребенка в интересные для него действия, возможно
создать условия, в которых УУД формируется наиболее
эффективно, а именно:
•
Зрительное, моторное, вербальное восприятие
музыки;
•
Мысленное воспроизведение картины, ситуации,
мультфильма – используется для формирования
ЛИЧНОСТНЫХ УУД.
Для диагностики и формирования познавательных УУД
целесообразны следующие виды игр:
•
Развивающие игры: «найди отличия», «на что
похоже?»,» поиск лишнего».
•
Кроссворды
•
Ребусы
Для формирования регулятивных УУД возможны
следующие игры:
Игра в школу:
•
Взаимоконтроль
•
Взаимодиктант
Для диагностики и формирования коммуникативных
УУД предлагаю следующие игры:
•
составление кроссворда,
•
отгадай, о ком говорим.
Игровая деятельность предусматривает формирование:
•
РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
через:
•
Разучивание игр;
•
Введение правил игры;
•
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
ДЕЙСТВИЙ через:
•
Любознательность
•
Творчество
КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
ДЕЙСТВИЙ через:
•
Социальную компетентность;
•
Коллективное обсуждение;
Игровая деятельность в ГПД позволяет не только
снять эмоциональную напряженность после урочной
деятельности, но и дает возможность для комфортного
развития УУД у воспитанников ГПД. Процесс
узнавания, открытия, освоения новых игр и ее правил
- выполняет целый комплекс познавательных УУД.
Часть выше перечисленных действий будет
осуществляться детьми в процессе коммуникации, т.е.
в процессе игры они будут договариваться, стремиться
к координации, формулировать свое мнение ,т.е. будут
развиваться коммуникативные УУД.
ОГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
•
Игра является основным видом активности
школьника, в процессе которой он упражняет силы,
расширяет кругозор, усваивает социальный опыт.
•
По окончании самоподготовки (2-4 кл.) необходимо
организовать игровую деятельность.
•
Необходимо чередовать подвижные игры с играми в
классе, когда дети снова сидят за партами и играют в
настольные игры.
УСЛОВИЯ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
•
Естественность
•
Теплая забота и принятие
•
Полный эмоциональный контакт
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
•
Не дублировать деятельность 1-ой половины дня.
•
Игра должна соответствовать возрасту, физическому
и психическому состоянию ребенка.
•
Игра не должна мешать тем, кто еще не закончил
выполнение домашнего задания.
•
Использовать рекомендуется только педагогические
игры, психологические тренинги проводит психолог.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Исходя из собственного опыта, дети младшего
школьного возраста очень любят и с большим
интересом играют в подвижные игры, т.к именно они
обеспечивают двигательную активность учеников во 2-
ой половине дня.
Подвижные игры – не только форма активного отдыха
детей, но и средство приобщения ребенка к здоровому
образу жизни.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР:
•
Игры с мячом
•
Игры со скакалкой
•
Эмоциональные игры
•
Игры-соревнования
. Эстафеты
Игровая деятельность – самая актуальная как для
учителя, так и для воспитателя ГПД, особенно при
работе с 1-ым и 2-ым классами, так как 1 год обучения
является стартовым и крайне важен для формирования
УУД, так как именно в этот год у детей происходит
плавный переход от игровой деятельности к учебной.
ГБОУ СОШ №311 с углубленным изучением физики
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ГПД
ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Выступление на районном педагогическом форуме
«Современное образование – открытое образование»
Доклад подготовила: Кирьянова Е.В.
Воспитатель ГПД
г. Санкт-Петербург
2015 – 2016 учебный год
В раздел образования