"Формирование познавательной активности у младших школьников 3а класса через участие в различных олимпиадах и конкурсах".
Автор: Мартынова Татьяна Алексеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "ЦО № 45" Населённый пункт: г.Тула Наименование материала: Статья Тема: "Формирование познавательной активности у младших школьников 3а класса через участие в различных олимпиадах и конкурсах". Раздел: начальное образование
Формирование познавательной активности у младших школьников
3а класса через участие в различных олимпиадах и конкурсах.
В начальной школе происходит формирование познавательной активности.
Познавательная
активность – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Дети должны не
только владеть знаниями, но и в первую очередь уметь добывать эти знания сами и оперировать ими,
мыслить самостоятельно и творчески.
Основной целью моей работы по формированию познавательной активности учащихся через
участие в различных олимпиадах и конкурсах является создание следующих условий:
1) информированность учащихся и родителей о прохождении конкурсов, олимпиад ;
2) вариативность предлагаемых конкурсов по направлениям и степени сложности;
3) создание ситуации успеха;
4) яркий пример;
5) уверенность учащихся в своих силах;
6) тесное сотрудничество педагога и родителей;
7) позитивная оценка деятельности учащихся педагогом, родителями, одноклассниками;
8) наглядность результатов.
При выполнении данной работы передо мной встают следующие задачи:
- способствовать общему развитию детей;
- формировать самостоятельность и культуру мышления учащихся;
- развивать их умения и навыки;
- совершенствовать развитие личности ребенка поступательно;
- найти зону успешности для каждого учащегося;
- развивать коммуникативные способности учащихся.
Третий год ученики 3а класса имеют возможность принять участие в различных конкурсах и
олимпиадах. Я предлагаю своим ученикам разные виды конкурсов: не только интеллектуальные, но
и творческие, ведь здесь тоже необходимо собрать информацию, изучить новые способы,
познакомиться с технологией. Стараюсь заранее давать информацию о прохождении конкурса,
чтобы было достаточно времени для подготовки. Большую роль играют родители, и я стараюсь
сделать их единомышленниками. Поэтому я постоянно уделяю внимание этому вопросу:
рассказываю о предстоящих и обязательно подвожу итоги прошедших конкурсов, готовлю
презентации, отчёты, поздравляю с успехами детей, подчёркиваю динамику.
Для того чтобы у детей загорелись глаза и не пропал интерес необходимы яркий пример,
уверенность учащихся в своих силах, позитивная оценка деятельности учащихся педагогом,
родителями, одноклассниками, наглядность результатов и создание ситуации успеха. Конечно, не
стоит сразу принимать участие в очень сложных конкурсах и олимпиадах. Чтобы утвердить
уверенность ученика в своих возможностях необходимо оценить уже само участие. Когда первый
раз ученик нашего класса занял призовое место на городском конкурсе, принёс в класс грамоту и
приз, у других появился яркий наглядный пример. А когда в классе появилась первая медаль,
активность ребят резко возросла. Каждой победе одноклассника мы адресуем поздравления и
громкие аплодисменты. Все достижения мы вывешиваем на стенд, который обновляется по мере
появления новых грамот и дипломов. Каждый ученик ведёт Портфолио достижений. Периодически
мы подводим итоги и определяем самого активного ученика.
С первого класса я работаю над формированием познавательного интереса и познавательной
активности. Мои ученики принимали участие в конкурсах, олимпиадах не только в классе, школе,
но и за пределами школы, не только в очных, но и дистанционных, Онлайн- олимпиадах и
конкурсах. В качестве примера работы по формированию познавательной активности младших
школьников через участие в конкурсах и олимпиадах подведу итоги своего класса.
2013г, Фотоконкурс Тульского городского портала МУЗло «Самый классный
первоклассник» : Шуст А. - 1 место, Шурмель Е. - 2 место ;
2013 - 2014г., Региональный конкурс «Зимние интеллектуальные игры»: 1 класс: Иванова А.-
2 место в районе, Садовниченко В. – 3 местов районе, 2 класс
2013г., Городской конкурс рисунков и поделок газеты Слобода «Новогодние скачки»: Морозов
М. – 2 место
2014г., Фотоконкурс тульского городского портала
Myslo «Ах, карнавал, карнавал…»:
Бобок А – 1 место, Шурмель Е - 2 место, Серова П - 3 место.
2014г., Всероссийские предметные олимпиады для младших школьников и викторина
«Эрудит»,организованные «Центром поддержки талантливой молодёжи» г.Бийск;
Окружающий мир. Попов Глеб - 3 место в регионе.
Викторина «Эрудит». Лысенко Артём – 2 место в регионе.
2014г. Всероссийский полиатлон – мониторинг (политоринг) «Кит- плюс».
Участвовали 20 чел. Каждый получил сертификат по предметам.
2014г. Региональная олимпиада по ПДД . Участвовали 2 чел
2014, 2015г. Международный конкурс-игра по естествознанию «Русский медвежонок»
2 класс, 3 класс
2014г, 2015г. Всесоюзный конкурс КИТ - 2 класс, 3 класс
2015г. Открытая Российская математическая интернет-олимпиада для школьников. «Зима
2015г». Дипломы 1 степени - 7 чел., Диплом II степени – 1 чел, Диплом III степени – 1 чел.
2015г. Открытая Российская интернет – олимпиада по русскому языку для школьников.
«Зима -2015». Диплом I степени -1 чел, Диплом II степени - 2 чел.
2015г. Международный конкурс – игра по математике «Кенгуру- математика для всех».
08.10.15г. Городская игра-путешествие «Тайна Тульского кремля». 1 место .
24.09.15г. Открытый российский интернет – портал. Конкурс «Пословицы и поговорки».
Иванова А.- Диплом I степени.
21.10.15г. Открытая Российская математическая интернет – олимпиада для школьников
«Осень, октябрь 2015. Математика. 3 класс». Диплом I степени -1 чел., Диплом II степени – 2
чел, Диплом III степени- 2 чел. Сертификаты – 4 чел.
26.10.15г. Международная дистанционная олимпиада проекта Инфоурок по русскому языку.
Свистунова А. – 2 место.
26.10.15г. Международная дистанционная олимпиада проекта Инфоурок по математике.
Иванова А. – 2 место, Шурмель Е.- 3 место, Садовниченко В. –сертификат
18.11.15г. Открытая Российская интернет - олимпиада по русскому языку для школьников
«Осень, ноябрь 2015, русский язык, 3 класс». Диплом I cтепени-1 чел, Диплом II степени – 1
чел., сертификаты – 8 чел.
04.12.15г. Городские научные чтения «Шаг в науку». В номинации «Тайны Тульского
кремля» 1 место – Серова П., участник – Смирнов В.
01.12.15г. Финальный тур международной дистанционной олимпиады проекта «Инфоурок»
( сезон «Осень- 2015»)по математике, русск.языку. Иванова А. - 1 мсето по матем. Диплом
1 степени, Свистунова А.– 1 место по русск.яз Диплом 1 степени.
10.12.15г. Международная природоведческая игра- конкурс « Гелиантус » 2015.
25.12.15г Областной конкурс «Авангардная ёлка» ( конкурс ёлочных игрушек в стиле
«Русский авангард» ( областной худ музей). Дипломы - 3 чел.
Открытый российский математический интернет – конкурс «Пятнашки». Диплом I степени –
4 чел.. Сертификаты – 7 чел.
20.01.16г. Открытая российская математическая интернет олимпиада для школьников «Зима,
январь 2016, математика, 3 класс». Диплом I степени – 2 чел, Диплом II степени –
5 чел., Диплом III степени – 1 чел. Сертификат – 10 чел.
28.01.16г. Открытый российский интернет – конкурс «Боги и герои Древней Греции».
Кузьмичёва В. – сертификат.
Показателями познавательной активности являются: прилежание, стабильность,
осознанность учения, творческие проявления, самоорганизация, самооценка, интерес, желание
работать с дополнительной литературой, самостоятельность при решении учебных задач и во
внеурочной деятельности. Надеюсь, что их познавательная активность будет расти и поможет им в
будущем.
Классный руководитель 3 а класса
МБОУ «ЦО № 45» г Тулы
Мартынова Татьяна Алексеевна.
28.04.2016г