Урок математики в первом классе "Закрепление приема вычислений вида 8 - ..., 9-... .Решение задач".
Автор: Туркина Любовь Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ СОШ им. В.С. Чекмасова с. Большое Микушкино м.р. Исаклинский Самарской области Населённый пункт: с.Большое Микушкино Самарская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Урок математики в первом классе "Закрепление приема вычислений вида 8 - ..., 9-... .Решение задач". Раздел: начальное образование
Учитель
Туркина Любовь Ивановна
класс
первый
Предмет
математика
Автор учебника А.И. Моро «Школа России»
Тема урока
Закрепление приема вычислений вида 8 - …, 9 - … .Решение задач
Цель
деятельности
учителя
Развивать умения выполнять вычисления вида 8 -…, 9 - …, решать задачи изученных видов;
готовить к знакомству с составными задачами.
Тип урока
Закрепление знаний и способов действий (образовательная экспедиция)
Планируемые
образовательны
е
результаты
Предметные : выполнение вычислений вида 8 - …, 9 - …, используя взаимосвязь сложения и
вычитания и знание состава чисел; решение задач изученных видов; наблюдение и объяснение,
как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке; измерение и
сравнивание отрезков.
Метапредметные : овладение способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на
вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог,
оценивание своих достижений на уроке; умение вступать в речевое общение, пользоваться
учебником;
выполнение заданий творческого и поискового характера
;
Личностные: проявление интереса к изучению учебного предмета «Математика» (к освоению
математических способов решения познавательных задач)
Методы и
ресурсы
Учебник, тетрадь в клетку, линейка, простой карандаш, электрон. опт. диск (CD-ROM).
Оборудование
компьютер, проектор
Сценарий урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Приготовьтесь к отлету. Посмотрите на карту
путешествия. Три космических корабля – это три экипажа – три группы.
Ребята! Вы знаете, где делают космические корабли?
-Да, космические корабли делают у нас, в Самаре, на заводе «Прогресс».
- Как называется наука, изучающая космос? (астрономия)
- А люди – изучающие космос? (астрономами)
II Актуализация знаний
Устный счет:
1) Игра «Собери команду».
Первое задание экипажам – проверить исправность своих космических отсеков.
(Класс делится на 3 группы. У каждой группы свое число: 7,8,9)
- Соберите все карточки с примерами, ответом на которые является ваше число. В конце игры подсчитаем, какой
экипаж быстрее и правильнее соберет все карточки.
1) 1+6, 2+5 4+3, 5+ 2, 6+1.
2) 1+7, 2+ 6, 3+5, 4 + 4, 5 +3.
3) 1+8,2+7, 3+6, 5+4, 7+2.
2)Геометрический материал.
-Экипажи готовы! Отправляемся в путешествие. Посмотрите в иллюминатор. Что вы видите? (Созвездие
Большой Медведицы) Если мысленно соединить звезды, сколько получится отрезков? (8 отрезков)
III Самоопределение к деятельности
- Ребята! Откройте учебник на с.33 и прочитайте, чему мы будем учиться в этом путешествии.
- Как вы поняли, какие знания нам понадобятся в космическом путешествии?(Нам понадобятся умения решать
примеры с числами 8,9; умение решать задачи изученных видов)
- Сегодня мы повторим этот материал. Чтобы путешествие прошло без чрезвычайных происшествий, надо
быть внимательным, уметь решать задачи.
IV Практическая деятельность
- Мы высаживаемся на первой планете «Задачи»
- Послушайте задачу и составьте решение задачи.
«На космической станции работали 4 космонавта. Выполнив исследования, 2 космонавта вернулись на Землю.
Сколько космонавтов осталось на космической станции? Как узнать? (2 космонавта, надо из 4-2=2)
«На космической станции 2 космонавта. У них осталось мало еды, воды. 1 космонавт доставил им еду, воду.
Сколько космонавтов стало на станции?
( 3 космонавта, 2+1 =3)
Сколько частей в этой цепочке из задач? ( 2части)
Как следующая задача связана с предыдущей?
(Ответ предыдущей задачи подставляем в условие задачи)
-Что нужно сделать, чтобы решить последнюю задачу?
(Сначала надо решить первую задачу и ответ подставить в последнюю).
V.
Физкультминутка: Кто –то утром не спеша
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг.
Что это за шар?(Солнце)
VI. Продолжение работы по теме урока
- Ребята, в учебнике на стр.33 найдите задачи №1, прочитайте задачи и обсудите в группе решение задачи.
- Внимание! На маршрутных листах надо записать решение и ответ задачи.
- Все ли экипажи справились с заданием? (Трое учащихся решают на закрытой доске, остальные –
самостоятельно. Потом сверяют решение 10 – 2 +2 = 10 )
( Ученики сверяют решение задачи с образцом, записанным на обратной стороне доски)
- Сколько частей в этой задаче? (2 части)
- Исправьте ошибки, чтобы лететь дальше.
- Мы прилетели на следующую планету «Самостоятельная».
- Здесь экипажам предстоит самостоятельно решить задачу № 3. (Ученики читают задачи, самостоятельно
решают)
VII. Рефлексия
- Экипажи выполнили задание полета. Пора отправляться домой. Но вот беда в бортовые журналы попал
вредоносный вирус. Чтобы починить компьютеры, надо их проверить.
Выполните задание «Проверь себя» стр.33.
(Ученики выполняют самостоятельно)
(Учащиеся меняются тетрадями. С помощью линейки они проверяют точность чертежа соседа).
VIII.
Подведение итогов урока
-Состав каких чисел мы закрепляли сегодня на уроке?
-Как вы поняли, что значит «сравнить отрезки»?
- Кто все задачи сегодня на уроке решил верно?
- Ребята, продолжите предложения.
Я научился ……
Мне было трудно ……
Технологическая карта урока
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания и
упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
органи-
зации
взаимо-
действия
на уроке
Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)
I. Моти-
вация
(самоопределе
ние)
к учебной
деятель-
ности
Эмоциональная,
психологическая
и
мотивационная
подготовка
учащихся к
усвоению
изучаемого
материала
Сегодня мы отправляемся в
космическое путешествие.
Приготовьтесь к отлету.
Посмотрите на карту
путешествия. Три
космических корабля – это
три экипажа – три группы.
Ребята! Вы знаете, где делают
космические корабли? В
Самаре, на заводе
«Прогресс».
Как называется наука,
изучающая космос? А люди –
изучающие космос?
Слушают
учителя.
Демонстрируют
готовность к
уроку, готовят
рабочее место к
уроку
Фронтальна
я,
индивидуал
ьная
К – планируют учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками.
Л – понимают и принимают значение
знаний для человека; имеют желание
учиться; проявляют интерес к изучаемому
предмету, понимают его важность
II
Актуализация
знаний
1. Устный счет:
1) Игра «Собери
команду».
Первое задание экипажам –
проверить исправность своих
космических отсеков.
Класс делится на 3 группы. У
каждой группы свое число:
7,8,9)
- Соберите все карточки с
примерами, ответом на
которые является ваше число.
В конце игры подсчитаем,
какой экипаж быстрее и
Участвуют в
дидактической
игре
групповая
П – владеют логическими действиями;
выдвигают гипотезы и их обосновывают;
устанавливают причинно-следственные
связи; осознанно и произвольно строят
речевое высказывание.
Р – осуществляют планирование, контроль,
коррекцию, оценку, волевую
саморегуляцию в ситуации затруднения
К – адекватно используют речевые средства
для решения коммуникационных задач;
формулируют и аргументируют свое
2)Геометрическ
ий
материал.
правильнее соберет все
карточки.
1) 1+6, 2+5 4+3, 5+ 2, 6+1.
2) 1+7, 2+ 6, 3+5, 4 + 4, 5 +3.
3) 1+8,2+7, 3+6, 5+4, 7+2.
Экипажи готовы!
Отправляемся в
путешествие. Посмотрите в
иллюминатор. Что вы
видите? Если мысленно
соединить звезды , сколько
получится отрезков?
Отвечают на
вопросы
мнение и позицию
в коммуникации; осуществляют учет
разных мнений
III
Самоопределе
ние к
деятельности
Ребята! Откройте учебник на
с.33 и прочитайте, чему мы
будем учиться в этом
путешествии.
- Как вы поняли, какие знания
нам понадобятся в
космическом путешествии?
Сегодня мы повторим этот
материал. Чтобы путешествие
прошло без чрезвычайных
происшествий, надо быть
внимательным, уметь решать
задачи.
Определяют
тему, цель урока
Отвечают на
вопросы
Фронтальна
я,
индивидуал
ьная
Р – принимают и сохраняют учебные задачи
IV
Практическая
деятельность
1. Решение
задач.
Мы высаживаемся на первой
планете «Задачи»
- Послушайте задачу и
составьте решение задачи.
«На космической станции
работали 4 космонавта.
Выполнив исследования, 2
космонавта вернулись на
Землю. Сколько космонавтов
осталось на космической
4– 2
фронтальная
П – владеют логическими действиями;
выдвигают гипотезы и их обосновывают;
устанавливают причинно-следственные
связи; осознанно и произвольно строят
речевое высказывание.
Р – осуществляют планирование, контроль,
коррекцию, оценку, волевую
саморегуляцию в ситуации затруднения
станции? Как узнать?
На космической станции 2
космонавта. У них осталось
мало еды, воды. 1 космонавт
доставил им еду, воду.
Сколько космонавтов стало
на станции?
Сколько частей в этой
цепочке из задач?
Как следующая задача
связана с предыдущей?
-Что нужно сделать, чтобы
решить последнюю задачу?
4 - 2 +1=3
Две.
- Ответ
предыдущей
задачи
подставляем в
условие задачи.
Сначала надо
решить первую
задачу и ответ
подставить в
последнюю.
К – адекватно используют речевые
средства для решения коммуникационных
задач; формулируют и аргументируют свое
мнение и позицию
в коммуникации; осуществляют учет
разных мнений
V.
физкультминут
ка
Кто –то утром не спеша
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг.
Что это за шар?(Солнце)
Выполняют
физкультминутку
Фронтальна
я
Р – принимают и сохраняют учебную
задачу.
К – проявляют готовность слушать.
Л – имеют установку
на здоровый образ жизни
Стр.33 №1
- Прочитайте задачи и
обсудите в группе решение
задачи.
Внимание! На маршрутных
листах надо записать
решение и ответ задачи
Все ли экипажи справились с
заданием? Исправьте ошибки,
чтобы лететь дальше.
Мы прилетели на следующую
планету «Самостоятельная».
Здесь экипажам предстоит
самостоятельно решить
задачу № 3
Читают задачи,
обсуждают.
По одному
ученику от
каждой команды
выходят у доске и
записывают
решение задачи:
10 – 2 +2 = 10
Двое учащихся
решают на
закрытой доске,
остальные –
самостоятельно.
Потом сверяют
решения.
групповая
Р – принимают и сохраняют учебные
задачи; ориентируются в учебнике;
планируют, контролируют учебные
действия; замечают допущенные ошибки;
осознают правило контроля и успешно
используют его в решении учебной задачи.
К – обмениваются мнениями; умеют
слушать друг друга, строить понятные для
партнера по коммуникации речевые
высказывания, задают вопросы с целью
получения необходимой для решения
проблемы информации; могут работать в
коллективе, уважают мнения других
участников образовательного процесса;
признают возможность существования
различных точек зрения на обсуждаемую
проблему.
Л – осознают свои возможности в учении;
способны адекватно рассуждать о
причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями,
трудолюбием; проявляют познавательный
интерес к изучению предметного курса.
VI
Рефлексия
Обобщение
полученных
на уроке
сведений.
Экипажи выполнили задание
полета. Пора отправляться
домой. Но вот беда – в
бортовые журналы попал
вредоносный вирус. Чтобы
починить компьютеры, надо
их проверить.
Выполните задание «Проверь
себя» стр.33.
Выполняют
самостоятельно
Учащиеся
меняются
тетрадями. С
Индивидуал
ьная
Парная
П – ориентируются в своей системе
знаний.
Р – оценивают собственную деятельность
на уроке.
Л – проявляют интерес
к предмету, стремятся
к приобретению новых знаний
VII
Подведение
итогов урока
Заключительная
беседа.
-Состав каких чисел мы
закрепляли сегодня на уроке?
-Как вы поняли, что значит
«сравнить отрезки»?
- Кто все задачи сегодня на
уроке решил верно?
Ребята, продолжите
предложения.
Я научился ……
Мне было трудно ……
помощью линейки
они проверяют
точность чертежа
соседа.
Отвечают на
вопросы
Фронтальна
я
индивидуаль
ная
Литература:
1.
Конспекты уроков и методические материалы на каждый день.1 класс. Математика.
2.
VIII Международная Олимпиада по основам наук, первый этап. Математика. 1 класс
3.
Школа. Игры и задачи, 1-4 классы. Образовательный комплекс.