"Социализация личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность. Общение особых и обычных детей – что оно даёт каждому участнику?"
Автор: Давыденко Нэля Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОАУ "Классическая гимназия №2" Населённый пункт: г. Тында Наименование материала: статья Тема: "Социализация личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность. Общение особых и обычных детей – что оно даёт каждому участнику?" Раздел: начальное образование
«Социализация личности ребёнка с ограниченными возможностями
здоровья через творческую деятельность.
Общение особых и обычных
детей – что оно даёт каждому участнику?»
Одна из главных задач деятельности образования - социализация детей в
условиях современной жизни. Социализация человека начинается с рождения и
продолжается на протяжении всей жизни. Особенное внимание при решении
этой задачи уделяется работе с особыми детьми, как категорией детей, особо
нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и общества.
Нынешнее положение в работе
с «особыми» детьми характеризуется
неустойчивостью и рядом проблем и является на сегодняшний день достаточно
актуальным. Поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для
успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями
здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить
черно-белый мир особого ребенка яркими и светлыми тонами можно только
совместными усилиями[1]. Чем раньше ребёнок с ограниченными
возможностями станет общаться со сверстниками, с детьми по соседству, с
взрослыми, тем успешнее будет его социализация.
Один из способов взаимодействия ребёнка с другими членами
микросоциума вовлечение его в творческую деятельность. В своей статье мне
хотелось бы коснуться одновременно, таких вопросов:
что такое творчество;
в чем его смысл и задачи;
есть ли особенности в организации творческого пространства особого
ребенка;
общение особых и обычных детей – что оно даёт каждому участнику?
Перед нами, педагогами, стоит задача помочь особому ребенку в развитии,
раскрытии его личностного потенциала. Как творчество помогает раскрывать
личностный потенциал?
Творчество, в широком смысле, - это деятельность, направленная на
создание нового и неповторимого. Под творчеством не обязательно
подразумевается создание картин, романов или музыки. Творческий подход –
это, прежде всего, образ мыслей и состояние души, это ощущение свободы,
энергия и смелость пробовать что-то новое, умение посмотреть под необычным
углом. Наверное, многие скажут: «Какое творчество?! Считать на пальцах до
сих пор не научились!», - но на самом деле в творчестве самое важное - это
внутренний импульс, желание. Но ведь творчество - это не только и не столько
результат достижения определенного уровня развития, оно само развивает. В
творческом порыве ребенок исследует мир и этот импульс любознательности
развивает и обогащает гораздо больше, чем академическое обучение с самым
сильным педагогом.
Особым детям, конечно, приходится не сладко. В их жизни зачастую
гораздо больше боли и ограничений, чем в жизни здорового ребенка. Но
природа мудра, и она позаботилась о том, чтобы ее дети смогли адаптироваться
тогда, когда не могут изменить ситуацию. Увидеть ребенка - уникального и
неповторимого, со всеми его ограничениями и «особостью», с его
потребностями, с его любовью к нам и его потенциалом, увидеть в нем
уникального и единственного в своем роде ЧЕЛОВЕКА, который пришел в этот
мир именно таким и помочь особому ребенку развиваться через творчество…
войти в мир взрослых и сверстников, научить их действовать и творить в нем -
вот основное предназначение данного подхода.
В «Классической гимназии №2» педагогический коллектив активно
работает над темой: «Социализация личности ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья через творческую деятельность». Теперь у нас есть
свой опыт работы, появились новые возможности использовать новейшие
технологии в процессе социализации детей с ограниченными возможностями
здоровья. Важно воспитать у ребенка уверенность, что нет безвыходных
ситуаций.
На протяжении 4-х лет я занималась с девочками - близнецами В. и Д.,
которые имеют очень серьёзные заболевания, но тем не менее они являются
дипломантами городских, областных, всероссийских и международных
конкурсов. Это было всегда событием в нашей гимназии, в классе, которое
несло много положительных эмоций детям, родителям, педагогам.
Принципы, по которым я строила свою работу с детьми с ОВЗ:
Ребенок не создает проблемы и трудности, их порождает инвалидность
ребенка.
Инвалидность – это не столько медицинская проблема, сколько проблема
неравных условий.
Новые технологии, которыми пользуются дети с нетипичным состоянием
здоровья, не могут заменить признания, чувства собственного достоинства и
самоуважения, которое дается сознанием собственной полезности[2].
В своей работе я широко использовала олимпиадное движение как фактор
поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. которое
способствует социализации при решении психологических проблем,
возникающих у школьников с ОВЗ.
Конечно, я понимала, что данная работа,
трудная, требует особого подхода, учёта индивидуальных возможностей
ребёнка.
И здесь, по-моему мнению, очень важно создавать ребенку «ситуацию
успеха», оказывать ему положительную поддержку, эмоционально реагировать
на малейшее достижение ребенка, хвалить (можно и больше, чем результат того
заслуживает, особенно на первых порах). Результативность работы во многом
зависит от умения педагога поддерживать интерес ребенка к собственным
достижениям и успехам и его товарищей через создание условий для
демонстрации достижений каждого ребенка в форме участия в выставках,
конкурсах.
Необходимо акцентировать внимание на успехах этих детей в предыдущих
олимпиадах, подчеркивать не возможность получения неких льгот, а
возможность получения новых знаний, в данном случае актуален основной
принцип спортивных олимпиад: «Главное не победа, а участие».
Я горжусь своими воспитанницами.
Уже в первом классе мы приняли участие в конкурсе «Новогодний
серпантин». Девочки с большим желанием делали поделки. И пусть они не
заняли призовых мест, но с кой радостью прочитали на сайте слова:
«Благодарим Д. и В.
за участие в конкурсе «Новогодний серпантин». А далее
был интернет-концерт, объявленный на сайте ЦДО к Международному дню
инвалидов. И вновь читаем: «Центр дистанционного образования
благодарит
сестер Д. и В., из города Тынды за участие в интернет - концерте к
Международному дню инвалидов.
Их песня «Улыбка» прозвучала на
праздничном концерте и подняла настроение всем присутствующим. За участие
в конкурсе Д. и В. награждаются ценными подарками».
А с каким
удовольствием они смотрели свое выступление! А далее пришёл успех. Во
втором классе девочки приняли участие во Всероссийском конкурсе чтецов
«Стихи со всего света». Да было сложно, долго подбирались стихи, так, чтобы и
девочкам пришлись по душе, и теме соответствовали и их характеру, да ещё
проблемы с речью и жестикуляцией. Но мы справились! И долгожданные
итоги: «Поздравляем В.,
ученицу МОАУ «Классическая гимназия № 2» г.
Тынды, занявшую первое место в конкурсе чтецов «Стихи со всего света»!» А
ведь даже я сомневалась в успехе! В 3 классе, новые победы: фотоконкурс
«Мир вокруг нас» Центра дистанционного образования детей-инвалидов: Д. - 2
место, В. - 3 место; конкурс
Центра дистанционного образования детей-
инвалидов «Давайте познакомимся»: I место
- В., III место
- Д.»; 4 класс:
Областной фестиваль «Мир моих увлечений» номинации «Лепка, папье-маше,
тесто, пластика, моделинг», в котором В. заняла 3 место.
Творческий подход позволяет детям с особыми потребностями обеспечить
успех во взрослой жизни, дает реальное право выбора, предоставляет
возможность вносить свой вклад в общественную жизнь.
Считаю, что нам педагогам важно научить ребёнка какому-нибудь делу,
помочь ему в том, чтобы полученные знания и умения пригодились ему в
дальнейшей жизни, а возможно, стали его профессией Ведь наша основная цель
- помочь детям познать окружающий мир, адаптироваться в нем, найти свое
призвание. Я горжусь своими девочками,
которым пригодились в жизни
полученные знания и навыки. Уже сейчас их работы востребованы, они
изготавливают различные сувениры на продажу по заказам.
Таким образом,
можно сказать, что творческая деятельность способствует обретению веры в
собственные силы и помогает в профессиональном определении учащихся.
А общение особых и обычных детей – как много оно даёт каждому
участнику! Зачастую в нашем обществе общение с инвалидами построены
таким образом, что инвалиды воспринимаются как нечто необычное и
инородное в обществе. Такое положение вещей складывалось годами, и
изменить его за короткий срок времени практически невозможно, но всё-таки
начинать следует. И начинать нужно с детей, как с наиболее «открытой» и
способной к диалогу части общества, к тому же они любят узнавать новое[3].
Дети – это наше будущее, поэтому важно, чтобы у них уже с раннего
возраста сформировалось правильное представление о людях с инвалидностью,
чтобы они не боялись и не жалели их. Формы и методы работы разнообразны,
но всё же я опиралась на многолетние традиции, совместные праздники и
мероприятия. В моем классе дети научились проявлять толерантность,
заботиться о девочках (в дружной доброжелательной атмосфере у многих детей
просыпается инстинкт заботиться и опекать тех, кто на их взгляд слабее). Ведь
даже самая мелкая помощь, которую дети волей-неволей оказывают своему
товарищу-инвалиду, делает наших детей лучше.
Мною был проведен опрос среди учащихся 4- х классов нашей гимназии.
Было опрошено 65ч. на тему: «Общение особых и обычных детей – что оно
даёт каждому участнику?»
В результате чего пришла к выводу, что
дети,
которые напрямую общаются с особыми детьми постепенно приходят к
убеждению, что инвалиды такие же люди, как и все остальные: они делают те
же вещи, что и все люди, только иногда другими способами. Дети моего класса
начали относится к людям с инвалидностью ни как к чему-то необычному или
страшному, а как к обычным людям. В классе девочек теперь ценят за доброту,
трудолюбие, настойчивость в освоении программ, в преодолении жизненных
трудностей, в решении проблем со здоровьем. С них берут пример здоровые
дети. И мои воспитанницы, несмотря на свои недуги, растут очень добрыми,
отзывчивыми и общительными людьми.
«Люди с нарушениями пришли в наш
мир, чтобы научить других доброте и милосердию, то есть чтобы помочь
остальным людям открыть для себя путь к спасению»
Жан Ванье,
французский гуманист.
Хочу поделиться советами по организации творчества детей с ОВЗ:
Постарайтесь учесть возможности и особенности всех участников. По
возможности, избегайте тех занятий, в которых особый ребенок (или любой
другой член группы) будет заведомо неуспешен;
Позаботьтесь о доброжелательной атмосфере.
Постарайтесь сделать так, чтобы каждый ребенок мог поучаствовать в
общем творческом деле, но не заставляйте никого.
Говорите о том, как вам радостно от совместного творчества детей,
делитесь своими эмоциями, старайтесь увидеть достижения, в каких-то
поступках, в общении с детьми, в преодолении своих страхов, Не бойтесь
хвалить детей, но важно, чтобы похвала шла от сердца, а не носила
воспитательный характер!
Таким образом, развитие социальных и художественно-творческих
навыков у у ребенка с ОВЗ дает возможность творческого самовыражения,
повышает самооценку, формирует позицию активного члена общества,
появляется установка «если я с другими, значит я не один»[3].
Литература:
1.Писаревская М.А. Формирование толерантного отношения к детям с
ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования /
М.А.Писаревская, -Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013. – 132 стр.
2. Монастырская Н.А. «Раскрытие личностного потенциала детей
инвалидов и здоровых детей посредством совместной творческой
деятельности» Москва.: Роои «Здоровье человека», 2013,- 28 стр
3. Черникова О.А.«Формирование толерантного отношения общества к
детям-инвалидам» Москва. РООИ «Здоровье человека», 2013,- 24 стр.
Давыденко Нэля Владимировна,
Учитель начальных классов МАОУ «Классическая гимназия №2» г. Тында