"Основные направления работы с одарёнными детьми в начальной школе"
Автор: Воронина Галина Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ № 7 с. Патруши Населённый пункт: Свердловская область, Сысертский район Наименование материала: педагогическая работа Тема: "Основные направления работы с одарёнными детьми в начальной школе" Раздел: начальное образование
в начальной школе.
Одной из приоритетных социальных задач современного общества
является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых
и высоко мотивированных детей и реализацию их потенциальных
возможностей.
Согласно ФГОС второго поколения учебно- воспитательный процесс
необходимо направлять на создание условий для развития личности каждого
ребёнка.
Учителями с первого класса проводится первичная диагностика. По
полученным результатам проходит собеседование с родителями о
потенциальных возможностях детей. Составляя программы по предметам и
воспитательную программу классного коллектива, педагоги уделяют особое
внимание работе с одарёнными и высоко мотивированными учащимися и их
родителями.
Выделяются три направления:
1.
Работа с одарёнными детьми на уроках включает:.
Использование современных образовательных технологий и методов:
технологии развивающего и проблемного обучения;
информационно- коммуникативные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
Технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому
ребёнку;
деятельностный метод;
проектная и исследовательская деятельность учащихся;
Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе
выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным
предметам;
Предложение обучающимся индивидуальных домашних заданий повышенного
уровня, творческого и поискового характера(приветствуется их собственная
инициатива).
2.
Внеурочную деятельность в работе с одарёнными детьми составляют:
Внеклассная работа по учебным предметам;
Выставки творческих работ обучающихся;
Участие в школьных и районных предметных олимпиадах, конкурсах(по
русскому языку, математике, окружающему миру, технологии).
Активная проектная и исследовательская деятельность обучающихся на уроках
и во внеурочной деятельности.
Активное и результативное участие во всероссийских, международных
интеллектуальных конкурсах(«Русский медвежонок», «Кенгуру».) В этом
учебном году в конкурсе «Русский медвежонок» участвовало – 63 человека.
- Прошло два конкурса стихов на тему «День пожилого человека» и «Образ
русской женщины» Каждый педагог подготовил по два учащихся к этим
конкурсам.
- Систематически наш библиотекарь Раиса Ивановна проводит викторины,
брей-ринги, КВНы по прочитанным книгам, театрализацию сказок. Учителя
проводят подготовительную работу к этим мероприятиям, а строгое жюри
выбирает победителей.
Наши учащиеся (10 чел.) принимали участие в Международных конкурсах
по английскому языку «Лев», «Я-энциклопедия», «Британский бульдог»,
«Молодёжное движение».Дударев Роман и Шомин Лев (4б) получили дипломы
3 степени (учитель Гильманова Н.С.), все остальные учащиеся получили
сертификаты.
Учащиеся 4а и 2в класса (учитель Ожмегова Т.В.) приняли участие в
Международной дистанционной олимпиаде проекта «Инфоурок» по
математике. Из 23 участников 10 человек получили дипломы 1 степени.
Учащиеся 3а класса 10 чел. (учитель Воронина Г.А.) участвовали во
Всероссийской дистанционной олимпиаде по литературному чтению
«Видеоурок», в которой Воронина Виктория получила диплом 2 степени, а
Сапрыкина Алина – диплом 3 степени.,остальным учащимся вручены
сертификаты.
Наши учащиеся участвуют и в муниципальных и областных
мероприятиях. Так в муниципальном конкурсе «Дорога и дети» наши учащиеся
являются победителями. Шомин Лев Воронина Виктория, Морозова Дарья
заняли первое место, Шупарский Александр- 3 место.( учителя Ожмегова Т.В.,
Никифорова А.В., Воронина Г.А.)
3.
Развитие творческой одарённости через систему дополнительного
образования
Система дополнительного образования используется для мотивации
обучающихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных
видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития
личности каждого обучающегося.
На сегодняшний день в начальной школе по этому направлению задействовано
153 человека. Из них:
- танцы- 38 чел.;
-художественные студии, изо – 14 чел.;
-театральный – 8 чел.;
- спортивные секции – 60 чел. (хоккей, футбол, карате, плавание, бокс, лыжи,
теннис, вольная борьба);
- английский – 15 чел.;
- музыка – 8 чел.;
- биссероплетение – 10 чел.;
Так в октябре месяце в вольной борьбе Лавров Ярослав (2а) занял 1 место,
Воротников Иван (3а) – 3 место в своих категориях.
Наши пловцы Плескановский Кирилл (1а), Конышев Георгий (3а), Леоненко
Иван (3а) также заняли в соревнованиях призовые места. Булатов Илья (3а
класс) занял 2 место в муниципальных соревнованиях по лыжам.
Наши танцоры всегда были и есть на высоте. Они участвовали в конкурсе
«Каблучок» и областном конкурсе в г. Екатеринбурге и заняли также призовые
места и выиграли гран-при.
Наша будущая художница Никифорова Анастасия (3а) заняла 2 место в
конкурсе детских творческих работ декоративно-прикладного и народного
искусства «Под сиянием рождественской звезды», а Наумова Виктория (3б)
получила диплом за участие
Большое внимание педагоги уделяют работе с родителями. Опыт
показывает, что развитию одарённости мотивированных обучающихся
способствуют высокие познавательные интересы родителей.
Работа с родителями в данном направлении включает:
- Проведение тематических родительских собраний «Роль семьи в
формировании личности одарённого ребёнка», «Одарённый ребёнок. Какой
он?», «Развитие творческого потенциала младших школьников».
- Групповые консультации для родителей: «Современная семья: трудности и
надежды», «Одарённый ребёнок в семье и школе» и т п
- Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
Практика показала, что можно получить хороший результат, если будет
тесное сотрудничество учителя и родителей.
Результаты участия обучающихся в мероприятиях различного вида
фиксируются в личных портфолио детей.
В планах у нас – участие в Международном конкурсе «Кенгуру», в
муниципальных олимпиадах по русскому языку и математике, фестивале
проектов, конкурсах чтецов, во всероссийских дистанционных олимпиадах и
конкурсах «Фактор роста», «Пока часы 12 бьют» и др.
Необходимо поощрять детей, надо стараться развивать и поддерживать
высокий уровень школьной мотивации.
Каждый ребёнок талантлив по- своему. Выявление и воспитание
одарённых, талантливых детей, безусловно важный вопрос. Наша задача- так
построить учебную и внеурочную деятельность, воспитательную работу, чтобы
любые индивидуальные особенности детей, содержащие в себе ростки
опережающего развития в той или иной области, были замечены, развиты и
реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.